14-02-2014, 00:40

Рожденный ползать везде пролезет?

Уверены, скоро "Самрук-Казына" вновь громко заявит о себе. Уверенность наша подкрепляется тем, что значительная часть последнего номера корпоративной газеты, выпускаемой этим холдингом, была посвящена опыту знаменитого сингапурского фонда "Темасек", считающегося прототипом нашего Фонда национального благосостояния. Остается только дождаться результатов очередного эксперимента по скрещиванию передовой международной практики с нашими "чудесами в решете".

Чудес в ФНБ за годы его существования накопилось предостаточно - все не перечислишь, да и не упомнишь. Безусловно, за последние несколько лет он "очистился" от многих "прегрешений" прошлого - обрезал зажиревшие кадровым салом бока, значительно сократил аппетиты, "оптимизировав" административные расходы, а теперь еще намерен разобраться с профинансированными проектами, не дающими результата. Все это, конечно, замечательно, но ставить название нашего фонда рядом с "Темасеком" все равно непозволительно - по ряду причин, часть которых мы решили озвучить сегодня.

 

Зарплатный беспредел

По данным на конец прошлого года, в компаниях ФНБ работает 331 тысяча человек, из которых 302 тысячи - производственный персонал. Численность же административно-управленческого аппарата составляла 29 тысяч.
 

Следует отметить, что в 2012 году "Самрук-Казына" объявила о планомерном сокращении последних (их президент как-то обозвал "зайчиками" и "живчиками") и даже, как говорят, сэкономила на этом большие деньги. Последняя из озвученных цифр, 10 миллиардов тенге, адекватна строительству 11 хлопкоочистительных заводов. Безусловно, такая оптимизация не может не радовать, но следует отметить, что еще пять лет назад, в 2009-м, задолго до отделения от "Самрук-Казыны" институтов развития, нашедших новую "крышу" в "Байтереке", и избавления от непрофильных активов, общая численность персонала в группе компаний ФНБ составляла 260 тысяч человек…

Что же касается оплаты труда, да и вообще всего того, что составляют "дольче виту" работы в "Самрук-Казыне", то тут ясности нет никакой. Судить о размахе, с которым живут сотрудники фонда, можно только по обрывочной информации. Мы, к слову сказать, еще в бытность главой "Самрук-Казыны" Кайрата Келимбетова неоднократно пытались получить официальную информацию на сей счет, но неизменно упирались в рукотворную скалу под названием "коммерческая тайна" или "конфиденциальная информация". Такая закрытость и непрозрачность рождают не только слухи и мифы, но и общественное раздражение, сводящееся к установке - "они там ничего не делают, перекладывают бумажки и жируют на народные деньги". Косвенно это подтверждают и эксперты.

В отличие от госорганов, деятельность ФНБ нечасто становится предметом исследования социологов. Поэтому, как нам кажется, вполне уместно вспомнить выводы, к которым весной прошлого года пришли агентство "Рейтинг.kz" и ОО "Казпотребнадзор", опросившие более четырех десятков экспертов об эффективности работы структур "Самрук-Казыны" . Так вот, по их мнению, "наиболее остро для национальных компаний стоит проблема неадекватного уровня заработных плат топ-менеджмента (средняя оценка всего 1,59 из 7 возможных). Смежная проблема - непомерные запросы топ-менеджмента в части обеспечения должных условий для служебной деятельности. Например, вопреки поручению президента относительно поддержки отечественного автопрома, руководство национальных компаний продолжает покупать за счет бюджетных средств автомобили иностранной сборки. Бонусы и премии продолжают выплачиваться без привязки к реальным индикаторам эффективности национальных компаний, что также является показателем нерационального расходования бюджетных средств".

И с такими оценками трудно не согласиться. Пару лет назад мы пытались разобраться в причинах диспропорции в оплате труда внутри дочерних компаний фонда и вполне достоверно установили, что руководители "внучек" ФНБ имеют годовой доход в диапазоне 30-60 миллионов тенге. Понятное дело, что в дочерних компаниях эти цифры еще выше.

Теперь что касается управленцев из "материнской" компании. До того, как премьер-министр, тогда еще Карим Масимов, ограничил своим решением уровень зарплат топ-менеджеров фонда уровнем своей зарплаты (на тот момент она составляла 700 тысяч тенге), председатель правления "Самрук-Казыны" и управляющие директора ФНБ получали 1,2-1,3 миллиона тенге в месяц, или почти вдвое больше главы кабмина. Подчинились ли они тогда требованию премьера, так и останется тайной, покрытой мраком. Впрочем, тот запрет сегодня уже не актуален, поскольку ограничения устанавливались лишь на три года, в период кризиса 2009-2011 гг. Теперь же оклады топ-менеджмента утверждаются правительством, что вроде бы должно придать прозрачность вопросу, но не тут-то было. Кабмин утверждает только базовые оклады, а все, что крутится вокруг них, - по-прежнему не его ума дело.

В 2012 году управляющий директор "Самрук-Казыны" Нурлан Рахметов, занимающийся в фонде вопросами бюджетирования, экономического анализа, аудита и бухучета, вполне откровенно рассказал о том, что ежемесячно зарабатывает 9 840 долларов США, (получка на руки за вычетом налогов и пенсионных отчислений составляет 7 870 долларов США). Естественно, есть еще бонусы, годовые премии и прочие виды материальной поддержки (одно из последних новшеств - долгосрочное вознаграждение по итогам работы топ-менеджеров за три года), которые рассчитываются индивидуально, но, задержите дыхание, размер которых не может превышать трех годовых окладов!!! Например, если тот же Нурлан Рахметов хорошо поработал на рост национального благосостояния в течение года, то он вполне может расчитывать на презент от Санта-Клауса в 350 тысяч долларов. Мы, конечно, порадуемся за господина управляющего директора, но вряд ли поймем, почему такую же зарплату не получает, допустим, академик Мурат Гильманов, главный научный сотрудник Института молекулярной биологии и биохимии, специалист по нанотехнологиям, вокруг имени которого сформирована своя научная школа. По сведениям, опубликованным нашими коллегами, оклад академика в переводе на у.е. составляет чуть меньше пятиста долларов, плюс надбавка за ученую степень и степень кандидата наук - еще триста баксов. Как бы хорошо академик ни работал, какие бы еще открытия ни совершал, он вряд ли сможет расчитывать на большее, чем подарок от "Колотун-Бабая".

Что же касается комфорта, которым, по мнению экспертов, любят окружать себя сотрудники "Самрук-Казыны" (имеется в виду в том числе астанинский офис), то если они и ошибаются, то совсем немного. Например, судя по проведенному в конце прошлого года тендеру, в фонде хотели не просто кататься с ветерком, а именно на комфортабельных джипах, причем отнюдь не казахстанского производства. В противном случае в технической документации не значился бы объем двигателя, пока что недоступный отечественному автопрому - не менее 4,9 литра.

Балуют себя сотрудники фонда и другими "мелочами". Например, тимбилдингом, на проведение которого в бюджет ФНБ заложено свыше 11 миллионов тенге, изучением иностранных языков (9,5 миллиона), игрой в шахматы, стоимость которых колеблется от 75 до 115 тысяч тенге. Стоимость панно, статуэток, декоративных тарелок, чайных сервизов и прочего "необходимого добра" мы перечислять не будем. С "прейскурантом" каждый может ознакомиться самостоятельно, посетив официальный сайт ФНБ.

А еще, как свидетельствуют недавние публикации в СМИ, сотрудники компаний фонда любят хорошо отдохнуть. По крайней мере, об этом говорят суммы, улетевшие на новогодние корпоративы. Больше всех отличился "Мангыстаумунайгаз", погулявший на 12 миллионов (во столько обошлись корпоратив для сотрудников и детские утренники). Как тут не вспомнить поговорку "Это ж как нужно работать, чтобы так отдыхать"?

Интересно, каким бы образом складывались траты "Самрук-Казыны" и его "потомства", подчиняйся фонд всецело нормам законодательства о госзакупках? Парадоксально, но факт: в свое время ФНБ сумел отвоевать право на построение собственного царства в этой сфере, что в корне отличает его от того образа и подобия, по которому он создавался -фонда "Темасек". Как известно, сингапурские власти в лице Министерства финансов не предоставляют "Темасеку" никаких льгот, преференций, субсидий и других мер поддержки. Это положение распространяется и на проведение тендеров по госзакупкам. Понятное дело, что такая структура непрозрачна и неконтролируема государственными органами, но в фонде именно такой расклад считают эффективным. Спорить не будем, поскольку уверены, что просто так, на голубом глазу протащить через парламент возможность работать вне норм законодательства о госзакупках вряд ли бы получилось. Но в то же время согласно данным, озвученным финансовой полицией, ежегодный объем закупок фонда в два раза превышает объем закупок всех государственных структур (3,5 триллиона тенге против 1,6 триллиона). Естественно, финпол поднимал вопрос о возвращении процедур, проводимых ФНБ, под действие норм закона, но на призыв никто не отреагировал. В этом году новую попытку собирается предпринять Национальная палата предпринимателей, но что-то подсказывает, что вряд ли и она окажется удачной…

 

Менеджмент с казахским колоритом

Еще одна из претензий, часто адресуемых "Самрук-Казыне", заключается в том, что "качество корпоративного управления, несмотря на значительные затраты на обучение топ-менеджмента и независимых директоров фактически за счет средств налогоплательщиков Казахстана, оставляет желать лучшего". И с этим тоже трудно поспорить, особенно если вспомнить события в Жанаозене и ситуацию с БТА. Но это, если так можно выразиться, край, нештатные ситуации. Штатных тоже предостаточно, и факты в печку регулярно подкидывает сам глава фонда Умирзак Шукеев.

В "Самрук-Казыне", по данным МВФ, сконцентрированы 50 процентов всех активов страны. Но люди, ими управляющие, почему-то болеют одной болезнью под названием "позднее зажигание". Про Кайрата Нематовича говорить не будем - он, кстати, наоборот, бежал в призрачное "светлое будущее" впереди паровоза, летящего в бездну. Но, как это ни странно, и к господину Шукееву - опытному управленцу, имеющему опыт реального, а не кабинетного сведения дебита с кредитом, - вопросы возникают все чаще и чаще. Взять хотя бы его заявление относительно внедрения программы сокращения расходов за счет внутригрупповой кооперации: "Только за счет налаживания прямых контрактов "КазМунайГаза" с другими компаниями по ГСМ по группе экономить до 6 миллиардов в год". Или вот еще одно из этой же серии: "Мы обнаружили, что одна компания занимает на рынке под 8 процентов, а другая компания размещает в банках за 2 процента. Почему бы этим компаниям не договориться и не занимать друг у друга?" Как говорится, здравствуйте - приехали. Если на осознание выгоды от объединения государственных активов под одной крышей менеджерам, управляющим ими, понадобилось шесть лет, то возникает резонный вопрос: сколько времени на самом деле уйдет на достижение декларируемых "Самрук-Казыной" целей?

Тут впору вспомнить выдержку из прошлогодней публикаци в Financial Times: "Мистер Шукеев - глава "Самрук-Казына", национального фонда благосостояния, обширной империи госкомпаний - символов нефтяной мощи казахского государства. Сидя в столице Астане за шашлыком из баранины, бывший регио­­нальный глава признает, что лишь с недавних пор воспринял ценности западного капитализма. "Поначалу я не вполне понимал корпоративного управления, - признал он. - Сейчас понимаю".

Другой момент - избавление фонда от непрофильных активов, о чем говорится не первый год. Хотя Шукеев твердо заявил, что из 560 непрофильных активов 409 уже переданы в конкурентную среду, есть ощущение, что этот процесс протекает не так гладко, как пытается представить Умирзак Естаевич. И подогревается оно той частотой, с которой к этой проблематике обращается глава государства. Судите сами.

На расширенном заседании правительства в октябре прошлого года Нурсултан Абишевич заявил: "Вокруг национальных компаний "Самрук-Казына" тысячи дочерних, внучатых компаний, куча. Давно мы говорили избавиться от этих активов и передать бизнесу… Комиссионно определить объекты приватизации, каждому ведомству, всем компаниям вашим и "КазАгро", и гласно провести эту работу, чтобы это попало в руки новых бизнесменов. За счет этого мы хотим создать новую волну новых молодых бизнесменов. Если за всем этим не следить и пойдет опять "своим", "чужим", "зятьям", "братьям". Ничего из этого не будет. Открыто, гласно. Кто победил, тот взял".

В своем Послании народу глава государства вновь затронул эту тему и поручил правительству совместно с "Самрук-Казына" провести анализ всех компаний с государственным участием и определить перечень предприятий, подлежащих переводу в частный сектор к первому кварталу текущего года, а также принять комплексную программу приватизации на 2014-2016 годы: "Мы из года в год говорим, Асет Оринтаевич и Умирзак Естаевич! Вы когда-то были революционерами, теперь вы консерваторы. Может, и правильно. Кто до 25 лет не революционеры - у них сердца нет, а у того, кто в 40 не консерватор - мозгов нет. Но у вас мозги есть, но почему идет стремление, наоборот, огосударствить собственность вместо того, чтобы отдавать. Государство должно уходить от этого. И мы знаем, что это эффективно. И знаем, сколько лишних вещей компаний держат у нас".

Как тут не согласиться с выводами аналитиков из Института политических решений, прозвучавшими более года назад: "Складывается впечатление, что многоступенчатая и раздутая структура ФНБ "Самрук-Казына" с периодической "оптимизацией" - один из эффективных способов, позволяющих заинтересованным лицам за счет государственной поддержки создавать выгодный бизнес…"

Вполне похоже на то, что если Кайрат Келимбетов, по его собственному признанию, "пришивал пуговицы", руководя "Самрук-Казыной", то Умирзак Шукеев отрывает их и меняет на дизайнерские застежки, вот и все…

Алмагуль Олжас

 

Тут была мобильная реклама Тут была реклама

Комментарии

Author Нурлан
Редактировать / Удалить/ Цитировать
14-фев-2014, 03:48

Переименовать ФНБ Самрук Казына в ФНБ

Author Республиканец
Редактировать / Удалить/ Цитировать
14-фев-2014, 15:40

В тему Великая ошибка наша - это то, что мы не знаем, где остановиться, что мы не примеряемся к своему положению и, благодаря ненасытной жадности, теряем все, что имеем. Эдмунд Берк

Author
Редактировать / Удалить/ Цитировать
17-фев-2014, 22:13

Куда Шукеев столько бабла впихивает, BI Group это его компания, каннибализм какой-то, свой народ заживо едят