ЧЕТВЕРГ, 9 АПРЕЛЯ 2020 ГОДА
19-11-2010, 09:00

ДРУЖБА ДРУЖБОЙ, А ТАБАЧОК ВРОЗЬ


В прошлом номере мы подняли тему рынка рабочей силы в рамках Таможенного союза. Ожидаемое соглашение о трудовой миграции позволит упорядочить трудовые отношения между Россией, Казахстаном и Белоруссией. Предполагается, что казахстанцы смогут на равных с российскими гражданами устраиваться на работу в РФ. Руководитель аналитического центра "Наше Дело" Нуртай Мустафаев озвучил основные параметры рынка иностранной рабочей силы и отметил намечающийся прогресс.

- Существуют ли в настоящий момент какие-либо ограничения бюрократического характера для работы казахстанцев в Российской Федерации и для работы россиян на территории РК?

- Да. Во-первых, это общие ограничения по численности привлекаемых гастарбайтеров. Например, на 2010 год в России установили квоту в 1 млн. 944 тысячи человек иностранной рабочей силы, а в Казахстане она была утверждена на уровне 0,75% от экономически активного населения, что составляет примерно 60 тысяч человек. Это общее ограничение по численности, которое задает пределы легального потока трудовых иммигрантов. Прибывающие сверх квоты гастарбайтеры, как правило, не имеют разрешающих документов, и к ним со стороны миграционных служб применяются административные санкции, хотя почти между всеми странами СНГ действует безвизовый режим. И фактически количество таких людей в России и в Казахстане в несколько раз больше квоты. По экспертным оценкам, численность гастарбайтеров из стран СНГ в России составляет 3 млн. человек, всего нелегальных иммигрантов, включая страны дальнего зарубежья, - порядка 10-11 млн. человек. В Казахстане численность нелегальных трудовых иммигрантов, по разным оценкам, составляет от 700 тысяч до 1 миллиона человек.

Во-вторых, есть ограничения и по квалификации. В Казахстане квота предусматривает распределение по численности четырех категорий работников - управленцев, специалистов, квалифицированных рабочих, сезонных рабочих. В России в мае этого года ввели патенты, позволяющие иностранным рабочим приезжать вне квоты. Эта новация значительно облегчает им возможность работать в России. Заплатил мигрант 1 000 рублей за патент и спокойно, не опасаясь миграционных служб, на законных основаниях работает.

- Чем, на ваш взгляд, вызван дубляж соглашений ТС с соглашениями, ратифицированными в 1998-99 годах, которыми было зафиксировано свободное перемещение работников и свободное устройство на работу в РФ?

- Те соглашения во многом были декларативного характера. За десять лет, последовавших после их принятия, принимались другие акты, несколько менялись нормы не только правил для трудовых иммигрантов, но даже таких базовых законов, как закон о гражданстве. Многие соглашения в рамках разнородного, аморфного СНГ оказались скорее актами о благих намерениях. Практика взаимодействия стран СНГ показала, что реально соблюдаются только двусторонние соглашения. Осенью 2000 года был образован ЕврАзЭС, но и в этом объединении решения не носят достаточно жесткого императивного характера. И СНГ, и даже ЕврАзЭС все ж таки оказались больше политическими объединениями. Не зря СНГ в свое время окрестили объединением по цивилизованному разводу после распада Союза. Иное дело Таможенный Союз. База объединения - экономическая. Взаимодействовать на экономической основе, а не на воспоминаниях об общем прошлом - совсем иное дело. Дружба дружбой, а табачок врозь. Недаром и Беларусь, и Казахстан, и Россия заинтересованно отстаивают свои позиции по всем согласуемым вопросам. Именно на экономической основе и может строиться не декларативное, а реальное партнерство. Поэтому будущее Соглашение об общем рынке рабочей силы в рамках ТС не дублирует прежние соглашения. Там, где в основе экономика, там уже не декларации о "вечной дружбе", общем менталитете и т.д. Снятие таможенных барьеров - совсем иной формат объединения. Свободное перемещение товаров предполагает и свободное перемещение рабочей силы. В отличие от СНГ и ЕврАзЭС, иной формат ТС предполагает и иной, общий рынок рабочей силы. Без барьеров.

- Не сорвется ли реализация соглашений ТС по рабочей силе из-за их неисполнения на местах?

- Органы госуправления, сотрудники ведомств в любой из трех стран Таможенного Союза просто обязаны выполнять правовые акты, утвержденные их правительствами. У прибывающих работников будут те же права, что и у граждан страны, в которой они устраиваются на работу. Другое дело - работодатели. Они могут под тем или иным формально объективным предлогам не принимать на работу выходцев из другой страны ТС на общих для граждан их стран основаниях. Но это может коснуться лишь "классических" гастарбайтеров, занятых неквалифицированным, относительно низкооплачиваемым трудом, поскольку работодателям будет невыгодно платить трудовым мигрантам как своим гражданам. Но казахстанцы и белорусы составляют незначительную часть гастарбайтеров в России. Основная часть трудовых мигрантов там - граждане Украины, Молдовы, Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана и таких стран вне СНГ, как Китай, Вьетнам. В СНГ только Россия и Казахстан - принимающие гастарбайтеров страны. В Беларуси относительно стабильный рынок труда.

- Какова, на ваш взгляд, реальная потребность России в рабочей силе из Казахстана, работники каких профессий будут там востребованы? Официальные цифры потребности довольно высоки, но у россиян есть собственные затруднения с поиском работы и предвзятое мнение о работниках из бывших советских республик.

- Потребность России в рабочей силе из Казахстана, безусловно, есть, но она структурирована. Спрос на неквалифицированную рабочую силу в полной мере восполняют гастарбайтеры из Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана. В строительном, аграрном секторах - рабочие из Украины, Молдовы. Россия, как и другие страны, заинтересована в квалифицированной рабочей силе, специалистах. Не только из Казахстана, но и из других стран. С заключением Соглашения, снятием барьеров, созданием общего рынка труда в рамках ТС потоки квалифицированных рабочих, специалистов из Казахстана в Россию возрастут.

Мигрантофобия, негативные стереотипы в отношении гастарбайтеров из постсоветских стран в России есть. Но белорусы и казахстанцы, в отличие, например, от молдован, узбеков, таджиков, воспринимаются в России как граждане страны, а не как иностранцы, пусть даже и из бывших союзных республик. В приграничных регионах России, да и в целом по стране с незапамятных времен проживают свыше 800 тысяч этнических белорусов и около 700 тысяч казахов, которые составляют соответственно восьмую и девятую по численности этнические группы, то есть являются одними из наиболее многочисленных. Они - граждане страны, собственно россияне. В большинстве случаев выходцы из Беларуси и Казахстана вообще могут и не восприниматься как иностранцы.

- Насколько востребована работа в России у казахстанцев, и работники каких специальностей в перспективе могут воспользоваться предоставленными возможностями?

- Работа в России востребована казахстанцами - прежде всего, речь идет о специалистах средней и высокой квалификации, причем в самых разных отраслях. Почему? Да просто потому, что Казахстан, как и Россия, - лидер по объемам трудовой иммиграции. Гастарбайтеры в Казахстане отвадили местное население от тяжелого, неквалифицированного труда. Воспользуются снятием барьеров работники, специалисты средней и высокой квалификации, поскольку формальные ограничения будут сняты, притом, что оплата труда в России выше.

Вероника Лим

Комментарии