1553 27-12-2015, 06:15

Современные иммиграционные процессы Кыргызстана

Кыргызстан является не только страной - донором мигрантов, но и в небольшом количестве сам принимает мигрантов и является транзитной страной. Несмотря на эмиграционную направленность населения, в Кыргызстане также наблюдается иммиграция иностранных граждан. В соответствии с миграционным законодательством ежегодно устанавливаются квоты по выдаче вида на жительство и на временное трудоустройство.

Основную часть иммигрантов, прибывающих на ПМЖ в Кыргызстан, составляют граждане государств - участников СНГ, а также граждане КНР и Турции. В частности, в 2013 г. гражданство КР получено: жителями КНР – 232 чел., России – 111 чел., Узбекистана – 71 чел., Казахстана – 47 чел., Турции – 28 человек.

В целях оказания помощи этническим кыргызам, возвратившимся на историческую родину, разработаны законопроекты, в частности Закон КР "О государственных гарантиях этническим кыргызам, возвращающимся на историческую родину". В 2006 г. Постановлением правительства республики была утверждена госпрограмма "Кайрылман" ("Возвращение").

За период с ноября 2010 г. по январь 2014 г. статус кайрылмана получили 6820 этнических кыргызов. С января по октябрь 2014 г. было выдано 1731 удостоверение кайрылмана..

В связи с большим оттоком квалифицированных рабочих рук необходимость привлечения иностранной рабочей силы в Кыргызстане с годами сохраняется. Иностранные граждане приезжают в Кыргызстан, в основном, для осуществления временной трудовой деятельности. Правительство Кыргызской Республики ежегодно определяет квоту на трудовую миграцию. В 2012 г. установлена квота на привлечение 12 864 иностранных специалистов.

Трудовая квота выделена представителям 58 стран мира. При этом большая доля иностранной рабочей силы наблюдается из КНР - 75,6% от общей численности, далее Республика Корея – 23%, Турция – 10,2% и страны СНГ (Россия, Казахстан и Таджикистан) – 23%.

В 2013 г. установлена квота на 10 472 иностранных специалистов.. Вместе с тем, нет сведений о точном количестве трудовых иммигрантов, прибывающих в Кыргызстан. По различным данным, в 2013 г. насчитывалось 101 тыс. иностранных граждан, прошедших специальную регистрацию, в 2014 г. зарегистрировано 111 191 иностранных граждан, из них 28 тыс. составляли китайцы.

В 2014 г. увеличилось число иностранных работников из КНР, Турции, Кореи и Пакистана. При этом на рынке труда Кыргызстана доминируют граждане КНР, которые составляют около 70% от всего количества трудовых иммигрантов. Отметим, что по сведениям 

Министерства труда, миграции и молодежи КР, в 2014 г. 2 353 граждан Китайской Народной Республики нарушили правила пребывания и трудовой деятельности на территории КР.

По данным посольства КНР в Кыргызстане, в 2014 г. на территории Кыргызстана находилось около 20 тыс. китайских граждан. По мнению исследователей, реальная цифра намного больше, чем указанная. С каждым годом отмечается рост миграционного потока из Китая, который сопровождается экономическим освоением территории Кыргызстана. "Китайская глобализация, как и ее составляющая – китайская миграция, явление уникальное в мировой истории.

Китайская миграция обусловлена объективными историческими факторами и управляема со стороны государственных органов КНР и составляет основу стратегического плана китайской глобализации. Движущей силой и базовым элементом китайской экономической миграции выступают социальные, культурные, экономические, политические и криминальные сообщества китайцев, которые составляют основу китайской диаспоры".

Занятость граждан Турции на территории Кыргызстана составляет 9,8% от числа трудовых иммигрантов, Пакистана – 2,7%, Кореи – 2,1%, США – 1,6%.. Основными странами исхода трудовых мигрантов остаются Китай, Турция, Южная Корея. Центральными регионами привлечения иностранной рабочей силы являются Чуйская (около 50% квоты выделяется на г.Бишкек) и Ошская области. В Иссык-Кульской и Таласской областях самый низкий процент привлечения иностранной рабочей силы. В 2015 г. определена квота на трудовую миграцию по отраслям экономики и регионам в 12 тыс. 990 человек.

По данным Министерства труда, занятости и миграции КР, ситуация с распределением квот на трудовую деятельность по странам выглядит следующим образом:

1) КНР (торговля, строительство, горнодобывающая отрасль);

2) Турция (строительство, образование, сфера услуг);
3) Южная Корея (строительство, образование, горнодобывающая отрасль, консалтинговые услуги);
4) Иран (торговля, строительство);
5) Пакистан (торговля);
6) Россия (банковский сектор, услуги связи, промышленность);
7) Казахстан (банковский сектор);
8) Узбекистан (торговля, строительство);
9) США (образование, горнодобывающая отрасль).

Иностранные компании и иностранная рабочая сила оказывают значительное влияние на развитие отдельных отраслей экономики Кыргызстана. Одной из первых на рынок труда Кыргызстана пришла Турция, которая инвестировала существенный капитал в развитие экономики Кыргызстана и в какой-то мере прикрыла острую потребность в строительных кадрах.

Турецкие компании занимались инфраструктурными проектами, создавая рабочие места для местного населения.

Наряду с легальной миграцией растет количество нелегальных иммигрантов, о которых пока нет точных сведений. Иммигранты из соседних республик, в частности из Узбекистана и Таджикистана, работают, в основном, без разрешительных документов на осуществление трудовой деятельности. По данным исследователей, на кыргызско-узбекской границе существовали десятки "черных" рынков по покупке дешевой рабочей силы на сезонные работы.

В настоящее время этот поток иммиграции сократился. Продолжают также осуществлять коммерческую деятельность на примыкающих к границе территориях Кыргызстана так называемые "приграничные мигранты". Кроме того, на территории Кыргызстана работают нелегальные трудовые мигранты, в основном, из Китая, Афганистана и Турции, которые задействованы в сфере малого бизнеса, строительства и промышленности.

Неконтролируемый приток иммигрантов создает определенные проблемы в демографической сфере страны, так как существует угроза резкого изменения этнического состава населения в отдельных регионах страны в пользу мигрантов китайского и турецкого происхождения.

Вторая важная категория иммиграции – беженцы. Это наиболее уязвимая категория иммигрантов. Кыргызская Республика присоединилась к Конвенции ООН 1951 г. о статусе беженцев и Протоколу 1967 г. в 1996 году. В рамках законодательства КР реализуются права беженцев (осуществление трудовой деятельности, занятие предпринимательством, приобретение имущества, обеспечение судебной защитой и т.п.). Статус беженца получают, в основном, граждане тех стран, где идут боевые действия, в частности, граждане Афганистана.

Количество иммигрантов, получивших статус беженца, с 2010 по 2014 гг., можно представить в виде следующей диаграммы (по данным Министерства труда, миграции и молодежи Кыргызской Республики).

Геополитическое положение, прозрачность границы, либеральная международная миграционная политика и политическая нестабильность превратили Кыргызстан в страну транзитной миграции (перевалочную базу). Этому способствуют определенные коррупционные механизмы в сфере получения виз развитых стран, недостаточность иммиграционного контроля и отсутствие действенного механизма депортации незаконных мигрантов соответствующими службами, а также безвизовые режимы со странами СНГ и упрощенный визовый режим со многими государствами дальнего зарубежья.

Закрытость территории соседних государств, в частности Узбекистана и Казахстана, для транзитного безвизового проезда жителям дальнего и ближнего зарубежья также стала причиной прибытия транзитных иммигрантов на территорию Кыргызстана.

Транзитные мигранты – это люди, которые прибывают в страну назначения в целях последующего переезда в третьи страны. Граждане других государств используют территорию Кыргызстана как временную остановку ("зал ожидания") для выезда, в основном, в страны Европы и США. Однако многие иммигранты по различным причинам на долгое время остаются на территории страны, которых называют "застрявшими мигрантами".

Кыргызстан обязан оказать им соответствующую помощь. По данным экспертов, со временем возрастет количество "застрявших иммигрантов", приехавших из Афганистана, Пакистана, Китая и Таджикистана.

Развитие на территории Кыргызстана нелегальной иммиграции приводит к росту криминальной иммиграции, в частности, к расцвету транзитного переброса наркотиков через территорию Кыргызстана в дальнее и ближнее зарубежье.

Таким образом, Кыргызстан, несмотря на внутренние социально-экономические и политические проблемы, остается привлекательной страной для иностранных граждан.

Роза Токсоналиева, к.фил.н., научный сотрудник ИСАП КРСУ

centrasia.ru

Комментарии