После распада СССР на постсоветском пространстве значительно активизировались процессы перемещения людей и рабочей силы. Наиболее выпукло они проявились в центральноазиатском регионе, тем самым способствовав возникновению качественно новой миграционной ситуации.
Рыба ищет где глубже, мигрант - где лучше
Применительно к Казахстану результатом таких изменений стало то, что у нас много лет наблюдалось отрицательное сальдо миграции в результате оттока части русскоязычного населения из страны. Перелом наступил в 2006 году, когда в республике наконец было достигнуто положительное сальдо миграции. Это связано как с прекращением массового оттока населения из республики, так и с возвращением на свою историческую родину казахов из других стран. С момента обретения независимости, по некоторым данным, в Казахстан возвратились из стран Центральной Азии свыше 200 тысяч казахов.
При этом большая часть этих мигрантов (более 90%) в качестве постоянного места жительства выбирают трудоизбыточные регионы со сложной социально-экономической ситуацией - Южно-Казахстанскую, Жамбылскую, Алматинскую области.
Современные демографические процессы характеризуются и тем, что все большее значение приобретает трудовая миграция населения. Перемещение рабочей силы происходит, как правило, из стран с низким уровнем доходов и высоким уровнем безработицы в страны с более высоким уровнем жизни. С учетом специфики развития стран ЦА Казахстан в этом смысле является притягательным "магнитом", о чем свидетельствует и статистика.
По некоторым данным, за последние пять-семь лет ввоз иностранной рабочей силы возрос в три раза. Среди факторов, влияющих на привлекательность Казахстана как страны пребывания, специалисты выделяют следующие:
- устойчивая тенденция к развитию различных отраслей производства и созданию новых рабочих мест.
- большой потенциал в плане развития трудоемких отраслей, в частности, таких, как пищевая индустрия, животноводство, организация приема и заготовки сельскохозяйственных продуктов и сырья.
- политическая стабильность.
Плюсы и минусы
Вместе с тем, наблюдатели отмечают и другую, скажем так, не совсем позитивную тенденцию, связанную с трудовой миграцией из государств Центральной Азии: как правило, к нам приезжают малоквалифицированные рабочие. В этом моменте есть как положительные, так и отрицательные стороны.
Первоначально трудовые мигранты воспринимались как нежелательные конкуренты, которые отбирают рабочие места у местных граждан. По прошествии определенного периода в общественном восприятии произошел перелом, и теперь наступило понимание того, что гастарбайтеры - неизбежный фактор в условиях рыночной экономики. Хотя бы потому, что в условиях, когда все меньшее число наших граждан желает заниматься неквалифицированной и непрестижной работой, именно мигранты заполняют эти важные и необходимые ниши. Кроме того, государство получает положительный экономический эффект: растет внутренний товарооборот, расширяется сфера услуг.
Но есть легальная миграция, а есть нелегальная. На первый взгляд, для страны пребывания предпочтительнее первая. Однако "прозрачная" миграция сопряжена с такими процедурами, как постановка на учет и уплата налогов, вследствие чего она не всегда бывает привлекательной для работодателей, которые в первую очередь и заинтересованы в трудовых мигрантах.
Отсюда вытекают серьезные и неблагоприятные для государства последствия незаконной трудовой миграции - расширение теневого сектора экономики, деформация внутреннего рынка труда, недопоступление налогов в бюджет. Эти факторы также сказываются и на уровне оплаты труда казахстанских граждан: зачем платить больше местным, если есть дешевая иностранная рабочая сила? Плюс ко всему остаются незащищенными права самих нелегальных мигрантов, условия работы которых находятся вне поля зрения трудового законодательства.
В то же время, согласно официальному прогнозу Министерства труда и социальной защиты населения РК, потребность республики в рабочей силе будет увеличиваться на шестьдесят тысяч человек ежегодно, и к 2015 году только официально в стране будет задействовано около 1,2 миллиона иностранных рабочих. Это объясняется рядом факторов, в том числе стремлением Казахстана войти в ВТО, что подразумевает, в первую очередь, создание открытого рынка труда. По оценкам специалистов, в этом случае Казахстан рискует оказаться в ситуации, когда проблема трудоустройства встанет во весь рост уже перед местным населением.
Грани миграции
Специалисты условно делят трудовых мигрантов в Казахстане на две группы, разные по уровню дохода и социальной поддержке:
- трудовые мигранты из Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана, занятые, как правило, в сельском хозяйстве, торговле, строительстве;
- трудовые мигранты из Китая, занятые, как правило, в сфере услуг, оптовой торговле, закупочной деятельности, строительном бизнесе.
При этом аналитики выделяют три основные сферы занятости трудовых мигрантов в Казахстане.
Строительство. Темпы строительства в крупных городах Казахстана требуют привлечения большого количества трудовых ресурсов, основную долю которых составляют трудовые мигранты. Большая часть используемой рабочей силы малоквалифицированна и осуществляет трудовую деятельность нелегально. По этим причинам возникают различные нарушения: несоблюдение прав рабочих со стороны работодателей, высокий производственный травматизм, условия труда, не соответствующие нормам. По оценкам экспертов, разница в уровне оплаты для местной и иностранной рабочей силы составляет от 10 % до 50 %.
Между тем, как считают некоторые исследователи, необходимость в привлечении трудовых мигрантов в Казахстане обусловлена объективными причинами. Таким образом решается проблема восполнения кадрового дефицита.
Торговля. На рынках городов Казахстана работают мигранты из Китая, Кыргызстана и Узбекистана. В торговой сфере они создают конкуренцию отечественным предпринимателям, тем самым делая спрос на товар более эластичным, что, безусловно, влияет на ценовую политику. Попытки государства легализовать предпринимательскую деятельность мигрантов на данный момент недостаточно успешны.
Сезонные работы в сельском хозяйстве. На юге Казахстана (в Кызылординской и Жамбылской областях) хорошо развито земледелие, население выращивает различные овощи и фрукты, а также вата и табак. На сбор табака и ваты в основном привлекают мигрантов из Кыргызстана и Узбекистана. При этом существуют проблемы их регистрации и правовой защиты.
Как указывают эксперты, существуют и другие сферы занятости на рынке труда Казахстана, в которых используются мигранты.
При этом есть одна характерная особенность. Поскольку в Казахстане введен безвизовый режим со всеми странами СНГ, кроме Туркменистана, пребывание трудовых мигрантов в стране является как бы легальным, однако большинство их осуществляет свою деятельность без заключения трудовых контрактов. Как следствие, они нередко становятся объектом эксплуатации, а условия их труда часто не соответствуют нормам законодательства.
По некоторым данным, сегодня в нашей республике трудятся иностранные граждане из 105 государств, и численность их увеличивается с каждым годом. Как уже было сказано, в основном это жители Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана. В частности, по официальным оценкам, примерное количество трудовых мигрантов из Узбекистана только в Южном Казахстане составляет свыше 200 тысяч человек, численность кыргызстанцев, работающих в Казахстане, - 50-60 тысяч. По данным МИД Кыргызстана, больше половины трудовых мигрантов, проживающих в Казахстане, занимаются торговлей на рынках, причем нелегально. Более того, лишь каждый десятый из них прошел регистрацию в консульстве.
В настоящее время основными сферами приложения труда нелегальных мигрантов в Казахстане становятся, помимо традиционной торговли на рынках, строительство (в основном на частных объектах) и сельское хозяйство (выращивание, сбор хлопка, овощей и пр.). К примеру, ежегодно на территории приграничного с Узбекистаном Сарыагашского района ЮКО с апреля по ноябрь работают граждане Узбекистана, в основном этнические узбеки, арендуя поливные земли. На арендуемой земле площадью в 12-15 тысяч гектаров работают около 7-10 тысяч человек, из них около 4 тысяч - граждане Узбекистана.
Пущать или не пущать?..
По оценкам наблюдателей, многие вопросы трудовой миграции из Узбекистана и Киргизии в Казахстан в настоящее время обостряются, так как на этом направлении появляется все больше незаконных каналов перемещения рабочей силы. Как полагают эксперты, чтобы предотвратить возможные негативные последствия, следует более активнее использовать имеющийся международный опыт.
Начиная с прошлого года, Казахстан ужесточил законодательство, касающееся борьбы с нелегальными мигрантами. Теперь это будет выглядеть следующим образом. Нелегал, желающий продолжить работать в Казахстане, должен получить вид на жительство, то есть прописаться. Затем оформиться как индивидуальный предприниматель, чтобы платить налоги. Ставка налога - два минимальных расчетных показателя, это порядка 20 долларов. (По расчетам экспертов, если легализовать 100 тысяч нелегалов, то государственная казна Казахстана ежегодно будет получать дополнительные 24 миллиона долларов). После этого человек уже не гастарбайтер, а законный трудовой мигрант. При этом, чтобы прописаться в Казахстане, ему придется выписаться у себя на родине, но не факт, что большинство мигрантов из соседних республик смогут решиться на такой шаг.
Поэтому Казахстану, учитывая наметившуюся устойчивую тенденцию к росту нелегальной трудовой миграции из стран Центральной Азии, необходим четкий, осмысленный, всесторонне проработанный подход к решению данной проблемы. По оценкам специалистов, миграционная политика правительства РК, способствующая переводу работы мигрантов в правовое поле, является шагом в правильном направлении. Потому что именно такой подход в наибольшей степени способствует экономической и политической безопасности Казахстана. Но есть и обратная сторона - закон на практике может оказаться очередной кормушкой для коррумпированных чиновников.
Поэтому, по мнению экспертов, важно направить миграционные процессы в цивилизованное русло, просчитав при этом все плюсы и минусы. Для этого было бы рационально провести крупное исследование влияния миграции на демографию Казахстана и продолжить совершенствование внешней миграционной политики. Это потребует обновление законодательной базы и некоторых институциональных ограничений.
Также эксперты полагают, что в отношении международного сотрудничества в области трудовой миграции в Центральной Азии необходимо заключение двусторонних соглашений между странами региона по данным вопросам, нацеленных на то, чтобы минимизировать уже существующие и предотвратить возможные негативные последствия незаконной трудовой миграции.
Артур ЛИНЕВИЧ