12-11-2010, 08:55

Асылбек Кожахметов: "Государство в одиночку с коррупцией не справится"

На днях в Астане прошла международная научно-практическая конференция на тему "Успешное противодействие коррупции - важнейшее условие дальнейшего устойчивого развития и экономического процветания Казахстана". На ней, в ходе презентации стратегии действий НДП "Нур Отан" по противодействию коррупции на 2011-2020 годы, председатель республиканского общественного совета по борьбе с коррупцией при "Нур Отане" Оралбай Абдыкаримов сделал ряд широковещательных заявлений. Мы попросили поделиться своими впечатлениями одного из участников конференции, известного общественного деятеля, президента-ректора Международной академии бизнеса Асылбека Кожахметова.

- Какова ваша общая оценка мер, предложенных от имени партии "Нур Отан"? Некоторые из них кажутся сверхреволюционными, другие - достаточно стандартными.

- Если подходить к их оценке дифференцированно, то, на мой взгляд, отдельные инициативы выглядят правильными. Например, предложение о необходимости создать единую электронную базу данных, содержащую сведения о карьерном росте близких родственников должностных лиц. Мы зачастую недооцениваем роль фактора семейственности и клановости в росте коррупции. И если такая база действительно будет создана, то, возможно, она даст ответы на некоторые щекотливые вопросы. И даже если она не прояснит ситуацию, то сам тот факт, что начнут отслеживаться такие тонкие стороны жизни нашей государственной бюрократии, будет способствовать тому, что чиновники будут гораздо осторожнее проявлять приверженность принципам клановости и семейственности.

Было бы небесполезно еще раз обратить внимание на такое явление, как пресловутый "командный" принцип формирования властных структур на региональном и отраслевом уровнях. Я не раз говорил в своих выступлениях о том, как некоторые акимы и министры постоянно возят за собой одну и ту же группу людей, пресловуто именуя ее "командой". Вопрос всегда должен стоять так: клановость или профессионализм? Настоящий руководитель, приходя на новое место, должен работать с теми, кто есть. Потому что и он сам, и специалисты на местах являются профессионалами. А работать только с теми, кто заглядывает тебе в рот и ловит каждое твое слово, - для этого много ума не надо, но это уже не профессиональный подход к подбору кадров. Именно отсюда начинаются предпосылки коррупции. Поэтому в этом смысле я вышеуказанное предложение поддерживаю.

- Предполагается, что будет инициировано предложение о создании при главе государства национальной комиссии по вопросам кадровой политики. Цель - ввести перечень должностей с высоким риском подверженности коррупции, с установлением особых повышенных требований для поступления и прохождения службы в этих должностях. Подобный подход не отобьет желания работать на таких должностях у людей достойных, толковых? Кто захочет заведомо рисковать? И вследствие этого, где гарантия, что там окажутся далеко не самые лучшие кадры?

- Как представитель третьего сектора я могу сказать следующее. Чем больше транспарентность, прозрачность, подотчетность государственных, а тем более общественных структур, тем больше выигрывает общество, тем больший заслон теневым и негативным явлениям мы можем поставить. Создание такой комиссии - это, конечно же, шаг в правильном направлении. Но каждое такое благое начинание в конечном итоге губят декларативность устремлений, декларативный характер мер, скатывание к очередной кампанейщине. Если в эту комиссию не войдут представители третьего сектора или НПО, а также представители неправящей партии, то это опять же будет игра внутри одной команды. Когда мы говорим о подотчетности обществу, то мы подразумеваем все общество. Когда представитель партии "Нур Отан" говорит о создании таких структур, то имеется в виду формирование их только из числа членов этой партии. Но являясь частью системы, навести порядок в системе, как правило, очень сложно… Законы менеджмента показывают, что это трудновыполнимая вещь.

Комиссию по кадрам создавать нужно, но состав ее должен быть правильный. Туда должны войти люди, которые оценивали бы специалистов с разных политических, экономических, гражданских и нравственных позиций. Вновь назначаемый руководитель должен будет соответствовать всем требуемым критериям. Даже если человек имеет, условно говоря, диплом того же Гарварда, а он неизвестен обществу, его политические пристрастия непонятны, он пока еще не проявил себя в нравственном плане. И пусть он в профессиональном плане смотрится предпочтительнее, может случиться так, что в итоге он принесет гораздо меньше пользы, чем кто-то другой. Именно поэтому комиссия по кадрам нужна.

У нас проводится немало мероприятий антикоррпуционной направленности, но всем им присущ один общий недостаток методологического характера: все они быстро выдыхаются и не дают нужного эффекта. Спрашивается - почему? Дело в том, что кто бы и когда бы ни проводил такие мероприятия, 90% времени уходят на всевозможные доклады и только 10% на дискуссию. Столь острая проблема должна обсуждаться, а этого нет и в помине. Порой не получается даже формального обмена мнениями, не говоря уже об общественной дискуссии… А ведь только в процессе обсуждения, противопоставления мнений можно выработать платформу, отталкиваясь от которой мы можем начать действенную борьбы с этим пороком. 

Складывается парадоксальная ситуация. Все высказывают свою позицию, но при этом друг друга никто не слышит, да и не слушает. И это становится привычным и где-то даже дежурным форматом большинства антикоррупционных мероприятий. Поэтому у большинства наших граждан возникает ощущение, что это борьба понарошку, показушная, декларативная. А раз нет чувства доверия к провозглашаемым мероприятиям, как следствие, значительно снижается уровень эффективности самой борьбы с коррупцией.

Один из гостей конференции, приехавший из Санкт-Петербурга, перечислил основополагающие причины коррупции - экономическая целесообразность, корысть и бездуховность. И если мы не будем использовать фактор духовности в борьбе с коррупцией, то власть сама никогда не сможет победить ее. Потому что здесь без участия самых широких слоев населения, без привлечения институтов гражданского общества не обойтись. Данная антикоррупционная конференция собрала очень хорошую аудиторию - представителей правящей партии и оппозиционных, госорганов и НПО, международной общественности и научных кругов. Но даже несмотря на это, широкой дискуссии опять не получилось. Когда началось секционное заседание, на котором должны были обсуждать роль гражданского сектора, основные докладчики уже отсутствовали. Вот и весь сказ…

Как всегда, предлагалось много хороших мер по борьбе с коррупцией. Но мне кажется, что уже пришло время переходить от количественной стороны к качественной. То есть к практической и эффективной реализации предлагаемых мер. И оценивать эффективность уже сделанного.

Мало иметь просто инструментарий борьбы с коррупцией, гораздо важнее выработать идеологию борьбы с ней. Тогда в массовом сознании не будет бытовать мнения, что вся эта шумиха не более чем имитация реальной борьбы. А для этого нужны конкретные и ясные шаги, показывающие, что государство собирается бороться с коррупцией по-настоящему. Для этого не надо создавать специального антикоррупционного законодательства, не требуется вся эта масса мероприятий.

В каждом госоргане, каждом ведомстве его руководители должны проводить профилактические мероприятия. И тем чиновникам, кто живет явно не по средствам (а определить это совсем несложно - достаточно посмотреть, кто и на каких авто приезжает на работу), надо четко и ясно дать понять, что каждый высокопоставленный госслужащий задает стандарты поведения, по которым и будут о них судить люди. Хочешь ездить на роскошной иномарке - иди работать в бизнес-структуры, а совмещать это с госслужбой никак не получится. Потому что при виде таких примеров чиновничьей нескромности у молодежи формируются не совсем правильные жизненные приоритеты. У наших руководителей разного уровня фактически нет никаких сдерживающих морально-нравственных стандартов, и это очень плохо. Начинать надо с самих себя. Вот тогда у народа появится доверие к власти.

Чиновники должны декларировать как свои доходы, так и свои расходы. Если у руководителя очень состоятельная супруга, то, естественно, люди не будут относиться к нему с доверием. Часто можно слышать оговорку: дескать, каждый имеет право быть зажиточным. Да, это правильно, если ты частное лицо и имеешь свой бизнес. Но если ты государственный чиновник, то у тебя такого права уже быть не может. Я говорю о моральном праве. Юридически наши чиновники уже научились обходить все препоны и рогатки, и это, к сожалению, встречает понимание у определенной части общества. А как мы будем прививать в обществе непримиримое отношение к коррупционерам, если нет правильных стимулов, нравственных примеров, достойных подражания? Поэтому, во-первых, должна быть духовность. Во-вторых, соответствие слова и дела со стороны чиновников. А уже потом все эти антикоррупционные мероприятия. Без первых двух аспектов все остальные усилия не дадут эффекта.

Беседовал

Кенже ТАТИЛЯ