Оценивание уровня знаний учащихся – важнейший компонент любой системы образования. Основываясь именно на нем, педагог выбирает наиболее эффективные средства и методы обучения, которые, на его взгляд, позволят в максимальной степени достичь целей учебного процесса. При этом стоит отметить, что система оценивания – живой механизм, нуждающийся в постоянной адаптации под меняющуюся реальность. В нашей стране сформировался свой набор инструментов, но Казахстан, как и любое другое государство, модернизирует его, чтобы актуализировать свои подходы и синхронизировать их с лучшими мировыми практиками.
Внесение корректив в существующую систему оценивания – одна из важных задач, решение которых предусмотрено государственной программой развития образования и науки на 2020-2025 годы. Да, за последние годы Казахстан сделал рывок в этом направлении, внедрив так называемую критериальную систему в рамках обновленного содержания, что обеспечило равное и объективное оценивание знаний учащихся вне зависимости от региона расположения и языка обучения. Тем не менее, признают разработчики программы, работу в этом направлении нужно совершенствовать. В частности, как говорится в тексте документа, «необходимо пересмотреть содержание ЕНТ, внешнего оценивания учебных достижений относительно вопросов, направленных на замер функциональной грамотности и компетенций, по аналогии с инструментами международных сопоставительных исследований PIRLS, PISA, ICILS, а также тестов SAT».
Как отмечают авторы программы, данная работа будет вестись системно, с пересмотром всех инструментов оценивания в соответствии с ожидаемыми результатами государственного общеобязательного стандарта образования. В том числе это коснется заданий и формата проведения итоговой аттестации, содержания ЕНТ с включением вопросов, имеющих целью замер функциональной грамотности и компетенций. Планируется введение среза, способного замерить степень овладения учащимися определенных навыков на каждой ступени среднего образования - начального, основного среднего и общего среднего. «Приоритетами оценивания функциональной грамотности станут математическая, естественнонаучная, читательская и компьютерная грамотности», - отмечается в программе.
Насколько эффективными окажутся усовершенствованные механизмы, покажет, назовем это так, взгляд со стороны, являющийся наиболее объективным. Речь идет о результатах участия казахстанских школьников в международных проектах по оцениванию достижений. Неслучайно авторы программы особо подчеркивают: «продолжится участие казахстанских школьников в международных сопоставительных исследованиях PISA, TIMSS, PIRLS, ICILS, а также участие Казахстана в PIAAC. Для объективной и независимой оценки отдельных школ казахстанские учащиеся ежегодно будут принимать участие в PISA-based Test for Schools».
Попытаемся более детально разобраться в том, что ждет отечественную систему оценивания знаний школьников в ближайшей перспективе.
ВОУД под вопросом
В ходе отчетной встречи с населением министр образования и науки Асхат Аймагамбетов рассказал о предстоящих изменениях. «В сфере среднего образования по завершении перехода на обновленное содержание продолжим работу по модернизации системы оценивания, направленной на замер функциональной грамотности», - заявил он. Стоит напомнить, что ранее оценивались преимущественно предметные знания учащихся. Иначе говоря, можно было зазубрить материал и получить высокий балл. При нынешней же системе оценивания куда более важным критерием является не способность школьника к запоминанию, а степень развитости у него критического мышления, умение анализировать получаемую информацию. Об этом, кстати, не так давно, в мае текущего года, на очередном заседании Национального совета общественного доверия говорил и глава профильного ведомства. «Сейчас мы работаем над стандартизированными тестами, которые помогут проверить не то, в каком объеме ребенок запомнил материал и насколько у него хорошая память, а сформированность критического мышления, навыков анализа и применения полученных знаний. Это очень важно. Сейчас эти изменения уже начаты», - сообщил Асхат Аймагамбетов.
В первую очередь, как ожидается, изменения коснутся системы ВОУД (внешней оценки учебных достижений). С момента ее введения в 2012 году она, будучи независимой от организаций образования системой мониторинга качества знаний и учебного процесса в школах, не раз демонстрировала высокую эффективность. Но в свете перехода учреждений образования на обновленное содержание «морально устарела». Об этом не раз заявляли и педагогическая общественность, и депутаты парламенты. Министерство образования и науки тоже придерживается аналогичной точки зрения и заявляет о предстоящем внедрении «новых механизмов мониторинга образовательных достижений обучающихся в 4 и 9 классах». Они, как ожидается, будут применяться уже с 2021-го.
Кстати, ранее, в январе текущего года, глава ведомства говорил о том, что с 2021-го планируется отмена ВОУД для 11-классников. Также стоит сказать, что Министерством образования и науки и вовсе рассматривается возможность отказа в перспективе от данного вида оценивания на всех ступенях. «Это связано с тем, что конечный потребитель в лице организации образования не использует данный механизм для улучшения своей деятельности. Мы тратим большие средства на его проведение. Тем более что ВОУД охватывает не более 10 процентов организаций образования», - пояснил Асхат Аймагамбетов. ВОУД планируется заменить на срезы знаний учащихся при профилактическом контроле. Что же касается внешнего контроля за образовательным процессом со стороны государства, то он в любом случае будет сохранен. Как уточнил министр, анализ их деятельности будет осуществляться на основе официальных информационных источников. «Это позволит снизить административную нагрузку. Не надо будет Комитету по контролю выезжать и отрываться от дел. Через производную информацию и по системе оценки рисков будет проводиться контроль. И уже при выявлении нарушений принимать меры». Впрочем, окончательного решения по этому вопросу пока еще не принято.
СОРы и СОЧи: объективность и равенство процедур
Несколько лет назад казахстанские школы перешли на соответствующую международным стандартам систему критериального оценивания знаний. Она включает в себя СОР (суммативное оценивание за раздел) и СОЧ (суммативное оценивание за четверть), а также формативное оценивание. Такая система удачно вписалась в реформу, направленную на внедрение обновленного содержания среднего образования. Она, если судить по опыту разных стран мира, использующих ее на практике, более динамична и в большей степени соответствует современным реалиям. Данная система не только меняет функции педагога, избавляя его от роли контролера и превращая в учителя в исконном смысле этого слова (профессионала, дающего знания и активно способствующего их усвоению учащимися), но и в значительной степени стимулирует школьников к самостоятельности, повышает их мотивацию к учебе. А это, в свою очередь, ведет к появлению у детей и подростков критического отношения к собственным знаниям, формированию учебной самодисциплины и самоконтроля. При таком подходе школьники перестают соревноваться за оценки и начинают бороться за знания. Учитель же с появлением у него возможности непрерывного оценивания индивидуальных знаний каждого конкретного ученика приобретает и другую возможность - корректировать учебный процесс, делать его более гибким и ориентированным на личностные результаты учащихся, выбирать наиболее оптимальный вектор обучения.
Казахстанские педагоги в массе своей положительно отнеслись к отказу от классической системы оценивания с традиционными «неудами», «тройками», «пятерками» и к внедрению новой, поскольку на собственном опыте убедились в том, как качественно стал меняться учебный процесс. Тем не менее, и здесь предстоят изменения. Дело в том, что немалая часть родителей в штыки восприняла новую систему оценивания. Жаркие дебаты велись не один месяц. На эту дискуссию вынужден был обратить внимание даже глава государства. В итоге по инициативе МОН была создана специальная рабочая группа, задача которой – выработать механизмы совершенствования критериальной системы оценивания.
Но СОРы и СОЧи сохранились. Как сообщала на своей странице в «Фейсбуке» вице-министр образования и науки Шолпан Каринова, «учителя однозначно сошлись в одном – возвращаться к старой, по сути, трехбалльной системе, нельзя. Учителя понимают и считают, что методология системы критериального оценивания правильная, и она обеспечила новые стандарты и механизмы оценивания, сопоставимые с требованиями систем оценивания ведущих стран. Поэтому отказываться от критериальной системы мы не будем». Объяснила вице-министр и то, почему педагоги отстояли СОРы и СОЧи: «В новой системе оценивания усилены требования к инструментам оценки, которые должны обеспечивать объективность. Разработанные критерии и задания позволяют определять не только уровень знаний, но и способности применять знания и навыки мышления более высокого уровня (как ученик говорит и рассуждает, умеет ли выделять главное и делать выводы, может ли принимать решения, применять полученные знания в жизни). Это позволяет нивелировать необъективность традиционных оценок и обеспечивает единство требований, стандартизацию и равенство процедур».
Впрочем, грядущие изменения вряд ли можно назвать кардинальными (если не считать предложение оценивать знания учащихся по стобалльной шкале, о чем в январе текущего года заявляло Министерство образования и науки). Они, в первую очередь, коснутся частоты проведения СОРов и СОЧей, методики учета баллов, иных организационных моментов. Полный перечень новых и усовершенствованных механизмов критериального оценивания, как ожидается, появится только к концу нынешнего года – рабочая группа еще не завершила свою работу. Кроме того, пока неизвестны и результаты исследования, которое по данному вопросу проводит группа казахстанских и зарубежных ученых.
ЕНТ: в новом формате
ЕНТ – еще одна важная составляющая системы оценивании знаний учащихся. Для совершенствования национального тестирования уже сделано немало. Как отмечается в программе развития образования и науки на 2020-2025 годы, «для повышения эффективности оценки качества среднего образования ЕНТ разделено на два этапа: итоговую аттестацию в школе и вступительный экзамен в вуз. С 2019 года ЕНТ проводится четыре раза в год для поступления в вуз на платной основе. Введена система «условного зачисления» в вуз для абитуриентов, не преодолевших пороговый уровень по результатам основного или повторного тестирования, как альтернативный механизм обеспечения доступа к высшему образованию».
На текущем этапе серьезное внимание будет уделяться содержанию тестов, их переводу в электронный формат.
Медленно, но верно
То, что сложившуюся в последние годы систему оценивания не ожидают кардинальные перетряски, вполне укладывается в логику политики, которой придерживается нынешнее руководство Министерства образования и науки. Напомним, Асхат Аймагамбетов не раз высказывал мнение, что казахстанскую школу не должно трясти от реформ. И его слова, как показывает практика, не расходятся с делом. В то же время эта кажущаяся неспешность существенным образом продвигает отечественную систему образования на новый уровень, приближая к лучшим мировым практикам.
Несмотря на некоторую настороженность общества по отношению к проводимым преобразованиям, очевидно, что мы движемся в правильном направлении, меняя систему оценивания знаний, повышая роль ученика в образовательном процессе, корректируя задачи учителя. Ведь все это соответствует текущим мировым трендам – а они таковы, что выпускники учреждений среднего образования сегодня выходят из стен школ не просто со знаниями, но и с багажом навыков, необходимых для успешной адаптации в современном мире. Как утверждают авторы многочисленных исследований, проведенных под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития, в необходимый минимальный набор этих навыков входят умение учащихся мыслить и критически, и стратегически, строить логические цепочки, принимать ответственные решения. То есть, во взрослую жизнь современная школа должна выпускать уже состоявшего человека. И очень правильно, что Казахстан не остается в стороне от этого процесса.