СРЕДА, 5 АВГУСТА 2020 ГОДА
2126 23-07-2020, 09:05

Дуальное образование: кратчайший путь к трудоустройству


В мае прошлого года в ходе совещания по вопросам труда и занятости президент Касым-Жомарт Токаев поручил правительству держать на постоянном контроле вопрос качества и востребованности профессионально-технического образования. В частности он распорядился в течение ближайших трех лет укрепить материально-техническую базу и кадровый состав 180 колледжей по всей стране.

Год спустя в рамках отчетной встречи министр образования и науки Асхат Аймагамбетов рассказал о проделанной работе в этом направлении. И первое, на что он обратил внимание, это положительные результаты проекта «Бесплатное ТИПО для всех», который реализуется с 2017 года. По его данным, по итогам реализации программы уже 300 тысяч молодых людей получили первую рабочую специальность. Причем все студенты, вовлеченные в него, были обеспечены социальной поддержкой: одноразовым горячим питанием, стипендией и бесплатным проездом два раза в год.

Что касается стипендий, то студентам, обучающимся по рабочим специальностям, с июня 2019 года их увеличили на 30 процентов, а студентам, обучающимся по специальностям среднего звена, с января 2020 года - на 25 процентов. К слову, абитуриентам для сдачи документов в соответствующие учебные заведения сегодня нет необходимости приходить в колледж, они могут подать их через портал egov. При этом формат сдачи на бумажном носителе все еще сохраняется. Кроме того, был, наконец, решен вопрос по оплате педагогам колледжей за квалификационную категорию. Надбавка, заверил министр, предполагается, - от 30 до 50 процентов.

Асхат Аймагамбетов также рассказал о реализации поручения президента о предоставлении колледжам академической свободы, перехода на кредитную систему (с накоплением кредитов), а также активном развитии дуального обучения. Говоря о последнем, он подчеркнул, что на сегодняшний день им охвачено более 55 тысяч студентов. К 2025 году планируется увеличить охват почти в два раза. По словам министра, студенты, обучающиеся по дуальному обучению, более 60 процентов учебного времени проводят на базе предприятий. 72 процентов таких выпускников трудоустраиваются.

Разумеется, у про­цесса модернизации системы технического и профессио­нального образования есть свои сложности, которые не возникли здесь и сейчас, а копились годами и даже десятилетиями. Разобраться в них и найти оптимальные решения их преодоления мы попытались вместе с экспертом Института мировой экономики и политики при Фонде Нурсултана Назарбаева Айман Жусуповой.

- Развитие профессионально-технического образования – одна из стратегических целей Казахстана. При этом его значимость и успешность, безусловно, определяется наличием практики. Речь, прежде всего, идет о так называемом дуальном образовании, когда часть обучения студент проходит непосредственно на производстве. Такой подход помогает решить проблему «оторванности» полученного образования от производственных реалий. То есть по окончанию обучения выпускники полностью готовы к последующей профессиональной деятельности.

К примеру, в Германии – стране, являющейся флагманом дуального образования, партнерами вузов и колледжей выступают гиганты немецкого автомобилестроения, производители бытовой техники и представители других отраслей, на базе которых студенты проходят стажировку. Причем их обучение финансируется не только за счет средств государства, большую, даже определяющую роль берет на себя частный сектор. Он вкладывается в оснащение лабораторий при учебных заведениях и создании идеальных условий для практических работ даже в наукоемких технических отраслях. То есть в динамично-развивающейся технической сфере Германии техническое образование рассматривается как кратчайший путь к трудоустройству.

- А как в Казахстане организовано ТиПО? И что нужно для того, чтобы оно стало действительно качественным?

- Что касается Казахстана, то развивать бесплатное среднее техническое образование в стране начали в 2017 году. Посредством него планируется снизить безработицу среди молодежи, в том числе путем обеспечения ее соответствующей квалификацией. Как известно, многие молодые люди после получения среднего образования не продолжают обучение и остаются без квалификации. Хотя на отечественном рынке труда, как демонстрируют многочисленные исследования, востребованы в первую очередь рабочие именно высокой квалификации.

То есть для того чтобы средне-техническое образование было качественным и решало поставленные задачи, прежде всего, необходимо обеспечение дуальности образования -  тесной связи теории с практикой. Все проблемы вокруг ТиПО в Казахстане завязаны именно на этом вопросе. Еще в 2018 году Нурсултан Назарбаев говорил о важности дуального образования и подготовки кадров в соответствии с современными направлениями развития экономики. По его словам, сегодня им охвачено всего лишь 12 процентов студентов ТиПО. Такие низкие показатели, разумеется, весьма негативно сказываются на трудоустройстве выпускников при имеющихся потребностях в соответствующих кадрах.

Тут следует отметить и такую серьезную проблему как недостаточность вложений в систему технического и профессио­нального образования со стороны государства. Сегодняшние расходы на ТиПО в Казахстане в 2,5-3 раза ниже показателей развитых стран мира. Я уже не говорю о неготовности работодателей к социальному партнерству с системой образования, их неспособности формулировать образовательный заказ.

- Как можно заинтересовать бизнес, чтобы он тоже начал прилагать усилия для подготовки соответствующих кадров?

- В начале 2020 года заместитель директора Профессионально-технического колледжа имени Камшат Доненбаевой Александр Кашарин в качестве одного из актуальных вопросов сферы выделил именно организацию производственной практики и последующего трудоустройства учащихся колледжей. По его словам, для этого необходимо выработать стратегию по привлечению бизнеса в процесс подготовки специалистов, то есть частные предприятия должны, наконец, начать сами активно вкладываться в образование своих будущих кадров.

Ведь это выгодно самому бизнесу, который постоянно жалуется на низкое качество подготовки выпускников колледжей, отсутствие у них практических навыков. Очевидно, что для понимания существующих проблем и их последующего решения необходимым является анализ возможных путей взаимодействия бизнеса и профессионально-технических учебных заведений. Без активного интеллектуального участия потребителя образовательной услуги в лице работодателей, предприятий, данный процесс теряет смысл.

Большое значение для решения вопроса трудоустройства выпускников будет играть и четкое понимание существующего запроса в специалистах в разрезе регионов страны, обеспечение программно-целевого подхода к формированию региональных систем среднего профессионального образования. Все это также невозможно без участия как бизнеса, так и государственных органов, активного подключения к этому вопросу местных исполнительных органов.

- Насколько востребовано нынче ТиПО в Казахстане?

- В целом для среднего профессионального образования за последние пять лет характерна тенденция роста численности обучающихся. Но во многом она базируется на квазиспросе, нежели на реальной потребности в данном образовании. Это связано с тем, что техникумы и колледжи зачастую рассматриваются как средство образовательной компенсации для тех, кто не поступил в вузы, поскольку система ТиПО носит бесплатный характер и, в первую очередь, направлена на студентов из малообеспеченных семей. Именно этот фактор зачастую дает возможность учреждениям ТиПО увеличить количество студентов.

Но надо понимать, что важным является не только наращивание масштабов подготовки специалистов, но и, прежде всего, обеспечение качества среднего технического образования, соответствующего современным и перспективным требованиям, повышения конкурентоспособности и профессиональной мобильности выпускников на рынке труда.

- А какие госпрограммы сегодня нацелены на повышение этой самой конкурентоспособности и профессиональной мобильности выпускников на рынке труда?

- Для решения проблем в сфере развития ТиПО в стране на 2019 год была запланирована реализация программы «Жас маман», в рамках которой предусматривалась модернизация колледжей и вузов, в частности оснащение их современным оборудованием по наиболее востребованным профессиям и внедрение международного опыта подготовки квалифицированных специалистов. К сожалению, реализация этого проекта была отложена на неопределенный срок. Считаю, что в этот вопрос давно пора внести ясность, поскольку каждый год на рынок труда выходят выпускники, от качества подготовки которых зависит траектория их дальнейшей трудовой деятельности, и в конечном итоге, развитие страны.

Кроме того, реализуется программа «Серпiн», в рамках которой формируется подход, направленный на сознательное обеспечение необходимыми кадрами региональную экономику. По сути, эта стратегия определяет желаемые и возможные количественные и качественные параметры развития региональных систем образования. 

- Если говорить о региональной экономике, то как ТиПО должно в идеале закрывать ее потребности в кадрах?

- Увы, на протяжении длительного времени системный подход к средне-специальному образованию на региональном уровне отсутствовал. Особенно остро эта проблема стоит в трудоизбыточных регионах, где долгие годы не уделялось внимания территориальной организации производства, воспроизводству трудового потенциала, обучению и переобучению работников предприятий. Как следствие возникли нестыковки между предложением и спросом на рабочую силу, в том числе в хозяйственных структурах.

В целом проблема отсутствия прогнозирования спроса на специалистов в Казахстане стоит весьма остро. Она обусловлена многими факторами, в том числе неустойчивым состоянием экономики страны в целом и регионов в частности. Причем при ее решении нужно учитывать один важный момент: в каждый период экономике регионов, отдельным ее отраслям, секторам, предприятиям, организациям необходимо лишь определенное (количественно и качественно) число работников различной квалификации. Игнорирование этого условия способно снизить эффективность образования, в том числе дуального, поскольку создается либо недостаток, либо избыток специалистов на рынке труда.

К другим проблемам, связанным с развитием ТиПО в Казахстане, кроме обеспечения дуальности образования, можно отнести кадровое обеспечение - дефицит инженерно-педагогических кадров и мастеров производственного обучения, а также устаревание и недостаточное обеспечение материально-технической базой. Все это, конечно же, не обеспечивает нормальное качество подготовки кадров и привлекательность системы ТиПО.

Комментарии