СРЕДА, 5 АВГУСТА 2020 ГОДА
2245 21-07-2020, 14:43

В плену комедии: как сделать казахстанское кино успешным?


Отечественных фильмов из года в год становится больше, и это, по идее, должно свидетельствовать о подъеме киноиндустрии в стране. Однако если судить по их качеству, напрашивается противоположный вывод. На это в том числе указывает очередное исследование Applied Economics Research Centre под названием «Экономикс казахстанского кино». Сегодня у нас в гостях один из его авторов - ведущий аналитик департамента прикладных исследований AERC Еркебулан Есетов, с которым мы поговорим о факторах, которые влияют на зрительскую и финансовую успешность новых кинокартин.

- Киноиндустрия является важной отраслью экономик многих стран, поскольку приносит им хорошие доходы. А как насчет отечественного кинобизнеса - можно ли назвать его прибыльным?

- В последние годы отечественная киноиндустрия развивается значительными темпами. По данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК, производство казахстанских фильмов в 2019 году увеличилось на 77% по сравнению с предыдущим годом и составило 480 единиц. 

Предпочтения казахстанских зрителей за период 2011-2019 гг. также значительно изменились. Если в 2011 году 92.3% кинолюбителей предпочитали смотреть зарубежные фильмы и лишь 7.7% отечественные, то в прошлом году доля последних составила уже 19.8%. При этом особой популярностью как среди зрителей, так и среди инвесторов пользуются фильмы комедийного жанра. 

Если обратить внимание на новинки казахстанских фильмов 2018-2019 гг., львиную долю среди них занимают именно кинокомедии. Самое интересное, что все они отличились высокой прибыльностью относительно к бюджету. Ярким тому примером сулжит фильм «Бизнес по-казахски в Корее», который опередил по кассовым сборам в кинотеатрах РК голливудский блокбастер «Мстители: Финал». 

То есть на фоне возросшего интереса зрителей и инвесторов к отечественным фильмам комедийные картины пока остаются единственным прибыльным проектом.  

- Даже обывателям очевидно, что в Казахстане стали больше снимать комедии. Чем можно объяснить эту тенденцию? Может, тем, что в них часто эксплуатируется тема казахского менталитета и традиций?

- Действительно, комедийные фильмы стали снимать чаще. Из 94 фильмов, собранных в нашей базе для исследования, доля производства кинокомедий в стране увеличилась с 4.35% в 2005-2009 гг. до 58.06% в 2015-2019 гг. Факторов, объясняющих данную тенденцию, может быть множество, но основных два: экономический и психологический. 

Экономически кинопроекты в жанре «комедия» являются очень прибыльными за счет относительно низких затрат на производство и высоких кассовых сборов. По сути, как выяснилось в ходе исследования AERC, это самый низкобюджетный жанр. Медиана бюджета для комедий составляет 327 тыс. долларов США, в то время как в прокате они собирают в среднем 808 тыс. долларов США. 

К сожалению, казахстанские комедийные кинокартины не отличаются разнообразием сюжета, поскольку чаще всего используют, как вы правильно заметили, тематику казахского менталитета и традиций. При этом практически отсутствуют содержательные монологи и диалоги у персонажей. Такие фильмы, как правило, легко «перевариваются» зрителями и служат источником эмоциональной встряски, что и является психологическим фактором популярности комедий у нас в стране. 

- А как производство комедий сказывается в целом на развитии казахстанской киноиндустрии?

- С одной стороны, эти фильмы стимулируют других кинопроизводителей на создание  более качественных продуктов. Благодаря растущей конкуренции, естественно, расширяется и выбор зрителей. Думаю, качественные комедии в будущем могли бы стать визитной карточкой отечественной киноиндустрии на примере американских блокбастеров.

Но, с другой стороны, такая тенденция может негативно сказаться на развитии казахстанской киноиндустрии, мотивируя кинопроизводителей выпускать малобюджетные конвейерные комедии, нацеленные на максимизацию кассовых сборов, нежели на производство качественных, продуманных, несущих интеллектуальный месседж, крупномасштабных фильмов различных жанров. 

- Влияет ли жанр на финансовую успешность картины?

- Как я уже говорил, кинокомедии последних лет показывают высокую прибыльность относительно к бюджету проекта. Однако в ходе проверки гипотезы о влияния жанра на финансовую успешность фильма, переменные оказались статистически незначимы. Причиной этого могло послужить как малое количество наблюдений, так и отсутствие данных о бюджете и кассовых сборах фильмов, что делает оценки этих самых кассовых сборов не полностью достоверными.

- А какие факторы влияют на кассовые сборы в Казахстане? Все-таки это один из главных показателей успешности картины.

- Для получения хороших кассовых сборов продюсер должен обладать достаточным опытом снятых фильмов, не скупиться на привлечение опытного оператора, запланировать премьеру в выходные или праздничные дни и не заморачиваться, какой будет жанр у кинофильма.

- Какую роль в судьбе отечественных фильмов играет размер бюджета?

- Бытует мнение, что бюджет является основополагающим фактором финансовой и/или зрительской успешности той или иной кинокартины. Множество зарубежных исследований подтверждали или опровергали данную теорию. В нашем же исследовании не было обнаружено связи между размером затрат на производство отечественных фильмов и их успешности. Как было упомянуто выше, это связано, прежде всего, с тем, что отсутствуют данные по бюджету и кассовым сборам в открытом доступе.

- Вы можете составить рейтинги самых дорогих и самых кассовых отечественных картин, чтобы понимать разницу?

- Топ-3 самых дорогих казахстанских кинокартин занимают исторические фильмы: «Кочевник» (с бюджетом 52.8 млн. долларов США по нынешнему курсу), «Жаужүрек мың бала» (11.2 млн. долларов США) и «Томирис» (7.6 млн. долларов США). Самыми прибыльными проектами стали: «Ирония любви» ( кассовые сборы - 5.2 млн. долларов США), «Бизнес по-казахски в Корее» (около 3 млн. долларов США), «Бизнес по-казахски в Америке» (1.9 млн. долларов США). Поскольку данные по фильмам авторами исследования собирались вручную, указанные цифры могут отличаться от фактических.

- Интересны также языковые предпочтения зрителей. Каких картин больше – казахскоязычных, русскоязычных или смешанных (таких тоже в последнее время много)?

- Основная доля кинокартин в Казахстане выходят на русском языке. Среди них встречаются и «смешанные», но, как правило, в диалогах в этих фильмов преобладает русский язык. В нашей выборке из 94 картин лишь десятая часть вышла на казахском языке… 

- Итак, давайте подытожим: какова формула успешного казахстанского кино?

- Чтобы создать фильм с высоким рейтингом на IMDb или на kinopoisk.ru, продюсеру необходимо как минимум нанять режиссера с профессиональным образованием и  большим числом снятых картин, сценариста с большим опытом написания киносценариев и продумать, кого он пригласит на вторую главную роль. В постере должны преобладать зеленые и красные цвета, поскольку они более комплиментарны в восприятии зрителями. Не помешает также максимально оградиться от инсайдерского «слива» информации о будущем фильме. 

Что касается кассовых сборов, то, как я упомянул выше, большой опыт продюсера в продвижении фильмов, наличие опытного оператора, релиз фильма в выходные или праздничные дни, а еще лучше в период зимних и летних каникул максимизируют прибыль кинокартины.

- Какова роль государства в развитии киноиндустрии?

- Государство играет важную роль в развитии киноиндустрии любой страны. Как пример - российский Фонд кино, который оказывает финансовую поддержку организациям, осуществляющим производство, прокат, показ и продвижение национальных фильмов. Правда, его часто подвергают критике за неэффективное использование средств, в том числе со стороны BadComedian - блогера в YouTube, завоевавшего популярность на анализе кинокартин (совокупное число просмотров всех его роликов приближается к 1 млрд.). 

В Казахстане в прошлом году была создана похожая структура - Государственный центр поддержки национального кино. Среди его задач - поддержка отечественных кинопроизводителей путем финансирования и мониторинга проектов, содействие в выходе отечественных фильмов в кинопрокат у нас в стране и за рубежом, в участии в международных кинофестивалях. На данный момент он реализует несколько проектов, причем различных жанров, что служит толчком для диверсификации отечественных фильмов. 

Стоит отметить, что производство фильма требует немалых вложений, а риск неокупаемости достаточно высок, из-за чего, собственно, и страдает инвестиционная привлекательность казахстанской киноиндустрии. В этом отношении, на наш взгляд, Центр должен оказывать максимальную помощь начинающим фильммейкерам в поиске финансирования для своих проектов.

Надеюсь, Центр будет финансировать только качественный контент, благодаря чему в ближайшем будущем у нас появятся картины не хуже «Аватара» Джеймса Кэмерона (самого кассового фильмы в истории до 2019 года). Еще хотелось бы рекомендовать Центру как можно активнее поддерживать экранизации книг и фильмы, основанные на реальных событиях, которые так же прибыльны, как и кинокомедии.  

 

 

Комментарии