Обеспечение энергетической безопасности является одним из ключевых приоритетов Казахстана. В стране существует сильный политический импульс для продвижения к «зеленой» экономике. Так, в Стратегии «Казахстан-2050» и других стратегических программных документах заявлены амбициозные цели по достижению 50-процентной доли альтернативной и возобновляемой энергии к 2050 году в ее секторе производства электроэнергии, а также по снижению энергоемкости ВВП на 25 процентов к 2020 году по сравнению с исходным уровнем 2008 года. О том, насколько реализуемы эти задачи, мы попросили рассказать эксперта Института мировой экономики и политики при Фонде Нурсултана Назарбаева Лидию Пархомчик:
- Суммарный потенциал возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в Казахстане весьма значителен и оценивается более чем в 1 трлн кВт*ч в год. Наиболее перспективными для развития являются ветроэнергетика (технический потенциал – 929 млрд кВт*ч). Общий гидроэнергетический потенциал Казахстана составляет 170 млрд кВт*ч в год, при этом 62 млрд кВт*ч составляет его технический потенциал, из которых 30 млрд кВт*ч в год экономически целесообразны для использования. Тем не менее Казахстан вырабатывает в среднем порядка 8-9 млрд кВт*ч в год, что говорит о недостаточном использовании гидроэнергоресурсов страны.
Генерация электроэнергии на ГЭС
На сегодняшний день именно гидроэнергетический сегмент является наиболее развитым возобновляемым и альтернативным источником энергии в Казахстане. Гидроэлектростанции, установленные как в советский, так и в постсоветский периоды, играют важную роль в энергетическом балансе страны. Валовое производство электроэнергии на гидроэлектростанциях в Казахстане увеличилось с 7,3 млрд. кВт*ч в 1990 году до 9,9 млрд. кВт*ч в 2019 году.
Однако здесь нужно учесть ряд нюансов. Так, за последние три года доля электроэнергии, произведенной крупными ГЭС, имеет тенденцию к снижению. В 2017 году на долю гидросооружений приходилось 11,1 млрд. кВт*ч произведенной электроэнергии, тогда как в 2018 году данный показатель снизился до 10,3 млрд. кВт*ч. Соответственно идет планомерное снижение доли ГЭС в общем производстве электроэнергии с 10,9 процентов в 2017 году до 9,7 процентов в 2018 году и 9,4 процента в 2019 году. Если брать в расчет 1 квартал 2020 года, то данный показатель и вовсе составил 7,1 процент.
Вообще нужно отметить, что, по данным Международного агентства по возобновляемой энергии (IRENA), в 2019 году установленная мощность гидроэлектростанций в Казахстане составила 2779 МВт. Фактически наша страна занимает третье место среди стран Центральной Азии после Таджикистана (5631 МВт) и Кыргызстана (3673 МВт) по установленной гидроэнергетической мощности.
Режим работы ГЭС Казахстана определялся водохозяйственным балансом и гидрологической обстановкой. Снижение генерации за 2019 год в сравнении с прошлым годом на гидроэлектростанциях Казахстан (-358.1млн. кВт*ч или -3.5%) обусловлено пониженным расходом воды на ГЭС, включая Иртышский каскад ГЭС и гидроэлектростанции Алматинской области.
Нужно отметить, что, несмотря на уменьшение производительности крупных ГЭС, общий тренд на устойчивый рост отмечается в сфере потребления электроэнергии, которое по стране составило 105,1 млрд кВт*ч (рост 1,9 процентов к 2018 году). При этом Казахстан пока в состоянии самостоятельно покрывать потребности страны за счет собственной генерации электроэнергии – в 2019 году производство электроэнергии составило 106 млрд. кВт*ч (снижение на 0,7 процентов к 2018 году).
Гидропотенциал Казахстана
В Казахстане есть три богатых гидроэнергетическими регионами региона: бассейн реки Иртыш с крупными гидроэлектростанциями (Бухтарма, Шульбинск, Усть-Каменогорск), бассейн реки Или (Капшагай, Мойнак) и бассейны рек Сырдарья, Талас и Чу (Шардаринск).
По оценкам, более 66 процентов общего забора воды в Казахстане (в основном из рек Сырдарья, Или, Чу, Талас и Иртыш) используется для сельского хозяйства, включая орошение и животноводство, а 30 процентов - для промышленности. Остальные 4 процента используются для потребления человеком. Фактически в настоящее время Казахстан сталкивается с необходимостью совершенствования региональной водной стратегии и усиления мер по сохранению ресурсного потенциала речной системы и ее экологической безопасности.
Стоит отметить, что водные ресурсы крайне непропорционально распределены внутри страны и характеризуются значительной сезонной динамикой. Например, бассейны рек Балхаш-Алакольского и Иртышского бассейнов в восточных и северо-восточных регионах составляют почти 75 процентов поверхностных водных ресурсов, генерируемых внутри страны. В то время как в западных и юго-западных регионах наблюдается значительный дефицит воды.
Нужно отметить, что порядка 90 процентов всех рек страны являются малыми, что делает строительство малых ГЭС экономически целесообразным. Систематически реализуются проекты, связанные с их вводом в эксплуатацию. Всего в Казахстане насчитывается 2174 реки. Число рек длиной от 10 до 50 км составляет 1889 (86,9 процентов), от 50 до 100 км – 130 (6 процентов), более 100 км – 155 (7,1 процент).
Недавно созданные малые гидроэлектростанции классифицируются казахстанскими властями как возобновляемые источники энергии. В то же время крупные и средние гидроэлектростанции классифицируются отдельно. Однако подобная градация вполне понятна и коррелируется с национальным подходом по переходу к «зеленой» экономике.
По итогам 2019 года в Казахстане функционировали 90 объектов ВИЭ установленной мощностью 1050 МВ. При этом доля альтернативных источников энергии в общем энергобалансе страны выросла с 1,26 процентов в 2018 году до 2,3 процента в 2019 году. 12 компаний подписали соглашения с Единым закупщиком электроэнергии ВИЭ сроком на 15 лет. К 2020 году доля ВИЭ в Казахстане должна возрасти до трех процентов, к 2030 году - до 10 процентов и до 50 процентов к 2050 году.
Согласно статистическим данным, Казахстану удается постепенно налаживать ввод в строй новых малых ГЭС. Выработка электроэнергии малыми гидроэлектростанциями в республике увеличилась с 649,1 млн кВт*ч в 2017 году до 807,4 млн кВт*ч в 2018 году. В 2019 году данный показатель составил 1105,3млн кВт*ч. При этом установленная мощность малых ГЭС выросла до 222,2 МВт. Фактически среди всех источников ВИЭ малые ГЭС лидируют по объемам производства электроэнергии.
Начиная с 2018 года, в стране был внедрен аукционный механизм при выборе проектов, позволивший снизить тарифы на поддержку ВИЭ. Переход к аукционам можно считать «прорывным» решением для всего сектора. По результатам аукционов по отбору проектов ВИЭ за 2019 год на долю малых ГЭС пришлось два проекта мощностью 7 МВт. Всего же было отобрано 13 проектов ВИЭ общей установленной мощностью 212,89 МВт. При этом именно малые ГЭС продолжают сохранять самую малую предельную стартовую цену для аукционов – 15,48 тг/кВт*ч. Важно отметить, что на 2020 год из 250 МВт общей выставленной на аукцион установленной мощности 120 МВт будут приходиться именно на малые гидроэлектростанции.
Внедрение малых ГЭС
Достаточно низкая себестоимость, надежность и экологичность является сильными аргументами в пользу строительства гидроэнергетических проектов малой мощности. Лидерами по реализации соответствующих инициатив являются Туркестанская, Жамбылская и Алматинская области.
Для решения вопроса энергодефицита в Туркестанской области планируется построить 10 малых ГЭС мощностью 25 МВт. На сегодняшний день в регионе реализовано 6 проектов в области ВИЭ общей мощностью 29 МВт, 4 из которых являются малыми ГЭС. В области действуют Рышжанская ГЭС мощностью 2 МВт в Сарыагашском районе, ГЭС в селе Манкент Сайрамского района мощностью 2,5 МВт, ГЭС мощностью 1 МВт в Казыгуртском районе, Кенесская ГЭС в Толебийском районе мощностью 2,5 МВт. Всего на реках Туркестанской области выявлено более 43 потенциальных мест для малых ГЭС на 20 реках общей мощностью 119,84 МВт.
Руководство Алматинской области уже сформировало специальную программу по развитию гидроэнергетического потенциала. Так, до 2025 года в регионе возведут 28 объектов, которые будут дополнительно производить свыше 850 МВт собственной электроэнергии. В области уже были реализованы такие гидроэнергетические проекты как Карашская ГЭС и Верхне-Басканская ГЭС-1 мощностью 125 кВт и 4,2 МВт соответственно. В 2016 году власти Алматинской области запустили гидроэлектростанцию мощностью 17 МВт, расположенную на реке Лепсы в Сарканском районе. В 2019 году на реке Иссык в Енбекшиказахском районе Алматинской области построили ГЭС-1 мощностью 5 МВт. Ранее в строй была введена ГЭС-2.
В Алматинской области введут в эксплуатацию еще две ГЭС общей мощностью 13 МВт. Их строительство планируется завершить в 2020 году. Речь идет о строительстве Верхне-Басканской ГЭС-2 мощностью 8,8 МВт и Верхне-Басканской ГЭС-3 мощностью в 4,2 МВт.
В Жамбылской области также уже подтвердили свое намерение установить четыре цепи малых гидроэлектростанций в Коксайском районе Жуалына в дополнение к гидроэлектростанции на Тасоткельском водохранилище мощностью 9,2 МВт, двух Меркенских ГЭС в 1,5 МВт и Каракыстакской ГЭС мощностью 2,3 МВт.
Гидроэнергетический сектор остается ключевым элементом энергетической безопасности страны. После десятилетий взлетов и падений общее производство энергии, генерируемое крупными ГЭС в Казахстане, пока остается стабильным, хотя и имеет тренд к уменьшению. Все большее внедрение технологий малых ГЭС со временем может компенсировать данное снижение. Хотя новые ГЭС в Казахстане имеют относительно малую мощность, их работа направлена на регулирование распределения электрической нагрузки, перестраивая энергоснабжение в периоды пиков потребления.
После того как в феврале 2020 года в Казахстане было принято постановление о наделении проектов ВИЭ приоритетным статусом перед инвесторами открылась возможность получить налоговые преференции (КПН, ставки земельного налога, налог на имущество). Подобные нововведения должны послужить дополнительным стимулом для развития ВИЭ в целом и малой гидроэнергетики в частности.