1998 4-03-2020, 10:54

Казахстанская продукция: новый уровень конкурентоспособности

Конкурентоспособность любой продукции во всем мире определяется двумя критериями – конечной для потребителя ценой и качеством. В наших же условиях, когда товарный рынок насыщен импортом и ценовой фактор уже не играет существенной роли, отечественные производители могут  получить конкурентные преимущества только за счет высокого качества производимых ими продуктов и услуг.  

Из «середнячков» - в лидеры 

Планомерно двигаться в сторону постоянного повышения качества отечественной продукции заставляет и процесс тесной экономической интеграции – прежде всего, членство Казахстана в ЕАЭС и ВТО. И одной из самых действенных мер в этом плане является пересмотр отечественных стандартов качества в соответствии с международными требованиями. 

Наша страна идет по этому пути уже давно. В частности, серьезное влияние на рост качества казахстанской продукции оказал принятый в 2004 году закон «О техническом регулировании», заменивший собой ранее действовавшие законы «О сертификации» и «О стандартизации». Он четко определил правила игры в этой сфере: в нем получили прописку не только такие понятия, как безопасность продукции и услуг, но и защита растительного и животного мира при производстве, обеспечение национальной безопасности, предотвращение действий, которые могут ввести потребителей в заблуждение относительно качества и безопасности продукции. 

И, надо признать, эта мера как никакая другая позволила повысить качество казахстанских товаров и услуг, предлагаемых и на внутренний, и на внешний рынки. Но, как говорится, все течет, все изменяется. Правила игры, как и действующие стандарты, устаревают, а значит, их необходимо незамедлительно пересматривать – как для сохранения, так и для наращивания конкурентных преимуществ. Тем более что общемировым трендом последнего десятилетия стал взятый правительствами всех без исключения стран курс на перевооружение действующих производств и всяческое стимулирование производителей к внедрению технологий и инноваций, позволяющих выпускать экологически чистую продукцию по приемлемой цене. 

Лицом к лицу с этой необходимостью столкнулся и Казахстан. Еще больше десяти лет назад первый президент страны Нурсултан Назарбаев, инициируя пакет мер в этом направлении, говорил, что бренд «сделано в Казахстане» должен восприниматься как высший знак качества. О важности повышения качества продукции, выпускаемой отечественными производителями, постоянно говорит и действующий президент Касым-Жомарт Токаев. В частности, серьезное внимание этой проблеме было уделено в его Послании народу Казахстана. 

Предпринимаемые усилия уже приносят свои плоды, но успокаиваться на достигнутом еще рано. На состоявшемся в конце прошлого года международном форуме по качеству председатель комитета по техническому регулированию и метрологии Министерства торговли и интеграции РК Арман Шаккалиев констатировал:  «… мы не самые плохие. Мы не находимся, скажем так, на дне в вопросах качества. Мы такой хороший «середнячок», у которого есть ресурсы и, самое главное, должно появиться желание» (производить качественную продукцию – прим. ред.).

Ресурсы и желание есть, как есть и современная «дорожная карта», которая призвана способствовать ускоренному движению в этом направлении. Речь идет о комплексном плане повышения качества отечественной продукции «Сапалы Казахстан» на 2020-2025 годы

Тон задают стандарты 

Основной акцент в этом документе сделан на внедрении отечественных стандартов, технических регламентов и норм, которые соответствуют международному уровню. Как уточнил осенью прошлого года министр торговли и интеграции Бахыт Султанов, «пересмотр стандартов позволит улучить конкурентоспособность нашей продукции и обеспечить свободный выход казахстанских товаров на внешние рынки». При этом он привел конкретные примеры: «Например, если наш стандарт мебели будет соответствовать европейскому стандарту, то этот казахстанский стул, стол или кресло может получить доступ на рынки европейских стран. То есть, по качеству они станут идентичными и будут конкурировать только по цене. Но при этом этот же стандарт действует и в РК. То есть, в Казахстане все столы-стулья будут изготавливаться более высокого качества. Если наш товар высокого качества, торгуется и конкурентоспособен в Европе, то он, конечно же, будет столь же высокого качества и в нашей стране. То есть через совершенствование сферу техрегулирования мы стимулируем качественное развитие нашего производства и торговли в целом». 

На повышение качества казахстанской продукции в течение ближайших трех лет предполагается направить 5,3 миллиарда тенге. Чуть меньше половины этой суммы будет потрачено на разработку полутора тысяч новых отечественных стандартов. Они, уточняют в Министерстве торговли и интеграции, затронут, прежде всего, такие сферы, как строительство, производство мебели, легкая и пищевая промышленность. Подобный выбор приоритетов Султанов объясняет следующим образом: «Это те отрасли, которым оказывается господдержка в рамках программы «Экономика простых вещей». И добавляет: «Вкупе с этой программой мы выведем отечественную продукцию на новый уровень конкурентоспособности благодаря разработке стандартов. Ожидаем, что на основе этих стандартов появится дополнительно продукции более чем на 70 миллиардов тенге». 

Только в нынешнем году, согласно приказу председателя комитета технического регулирования и метрологии, будут впервые разработаны и усовершенствованы более 450 национальных стандартов. Из них по плану «Сапалы Казахстан» - больше 20, по программе «Экономика простых вещей» - более 30. В частности, это впервые разрабатываемые национальные стандарты «Кожа», «Одежда защитная, используемая при сварочных и аналогичных работах», «Смеси огнеупорные алюмосиликатные бетонные. Технические условия» и т.д. 

Кроме того, план «Сапалы Казахстан» предусматривает создание современной лабораторной базы с привлечением к этому процессу ведущих научно-технологических компаний – таких, как Astana Business Campus и Международный технопарка ИТ-стартапов Astana Hub.

На страже безопасности

Впрочем, в правительстве понимают, что только разработки современного стандарта недостаточно. Не менее важно стимулировать производителей к тому, чтобы они следовали ему. 

Весной 2018 года была разработана концепция законопроекта «О техническом регулировании», упор в котором сделан на совершенствовании механизмов контроля и надзора. Сейчас этот документ находится на рассмотрении НПП «Атамекен». Но забегая вперед, можно с уверенностью сказать, что его принятие положительно скажется на качестве и безопасности казахстанской продукции, а соответственно и на ее конкурентоспособности. По сути, этот проект будущего закона заново выстраивает фундамент взаимоотношений между государством, бизнесом и обществом в вопросах качества. Как говорят сами авторы концепции, законопроект «регулирует общественные отношения и приводит к балансу интересов государства, добросовестных производителей (уполномоченных производителем лиц), выпускающих в обращение объекты технического регулирования и безопасности потребителей». 

Эффект от внедрения заложенных в нем новых основ будет выражаться в повышении потребительской безопасности, в создании условий для добросовестной конкуренции, в обеспечении достоверности проверки процедур оценки соответствия и аккредитации, в приведении нашего национального законодательства, касающегося технического регулирования, в соответствие с наднациональным законодательством, которое действует в рамках ЕАЭС. Ну и, конечно, это позволит усовершенствовать систему государственного контроля в вопросах соблюдения товаропроизводителями и поставщиками услуг требований, предъявляемых к качеству.  

Главный шаг, который предлагают сделать разработчики документа, - перейти «от контроля сопроводительных документов на продукцию к фактическому и оперативному контролю установленных требований к объекту регулирования». Сегодня надзор ограничивается лишь проведением внеплановых проверок и профилактическим контролем, а этого, как показывает практика, явно недостаточно, поскольку все чаще на внутренний рынок попадает опасная для жизни и здоровья людей продукция. В связи с чем инициаторы новых подходов констатируют:  «чрезмерное дерегулирование предпринимательской деятельности без должного обеспечения контроля привело к ситуации, когда не только повышение качества, но даже обеспечение минимальной безопасности товаров и услуг отошло на второй план». 

Теперь же предусматривается комплекс широкомасштабных мер. В том числе включающих новую форму государственного контроля – осуществление мониторинга безопасности продукции и услуг, а также внедрение системы принудительного отзыва и изъятия продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов, плюс порядок приостановления деятельности производителей товаров и услуг до устранения ими допущенных несоответствий. А чтобы из этих процессов был исключен пресловутый «человеческий фактор», авторы концепции предлагают внедрить единую цифровую платформу, которая полностью автоматизирует систему государственного контроля и надзора. 

 

Тут была мобильная реклама Тут была реклама

Комментарии