На стимулирование деловой активности и развитие производства следует направить все имеющиеся ресурсы! Такую задачу перед правительством и Национальной палатой предпринимателей «Атамекен» в январе поставил президент Касым-Жомарт Токаев во время встречи с председателем президиума НПП Тимуром Кулибаевым. Подробнее о том, что уже было сделано в этом направлении за последние годы и что предстоит сделать, мы беседуем со старшим научным сотрудником отдела социально-экономических исследований Казахстанского института стратегических исследований при президенте РК Анной Альшанской.
- Насколько эффективно, на ваш взгляд, осуществляется поддержка малого и среднего бизнеса в Казахстане?
- Стимулирование предпринимательской активности постоянно находится в фокусе экономической политики Казахстана. Согласно рейтингу Doing Business («Ведение бизнеса» — ежегодное исследование группы Всемирного банка), оценивающему эффективность реформ в сфере улучшения бизнес-климата, на сегодняшний день Казахстан занимает 25 место среди 190 стран.
На фоне благоприятных изменений деловой среды ежегодно наблюдается рост показателей малого и среднего бизнеса. Так, к примеру, доля сектора в валовом внутреннем продукте Казахстана находится на уровне 28,4 процентов, тогда как в 2014 году она была на уровне 25,9 процентов. Количество действующих субъектов МСБ возросло на более 300 тысяч, составив 1,3 миллиона. Кроме того, увеличилось число занятых в МСБ граждан практически на 500 тысяч, достигнув 3,3 миллиона человек в 2019 году.
Одной из ключевых программ поддержки предпринимательства является «Дорожная карта бизнеса» (ДКБ). В ее рамках предпринимателям предоставляется возможность субсидирования процентной ставки по кредитам, получения государственных грантов и гарантий на новые бизнес-идеи, а также прохождения обучения. Так, по данным Министерства национальной экономики РК, по итогам 10 лет реализации ДКБ было профинансировано более 16 тысяч субъектов бизнеса, обучено более 100 тысяч предпринимателей и уплачено налогов на сумму 1 триллион тенге. Кроме того, было сохранено более 342 тысяч рабочих мест и создано свыше 94 тысяч новых.
В этом году стартовал новый этап реализации ДКБ. В фокусе внимания программы в последующие годы будут вопросы расширения доступа к финансированию, совершенствования требований к участникам и улучшения сопровождения предпринимателей при реализации бизнес-проектов. Все это может стать дополнительным стимулом для более устойчивого развития предпринимательства в стране.
- Действительно, одна из главных задач государства - это массовое вовлечение населения в предпринимательскую деятельность. Каковы успехи в этом направлении?
- Содействию занятости и стимулированию предпринимательства государством уделяется огромное внимание. Благодаря простоте и доступности для большого числа безработных и самозанятых широкое распространение получило микрокредитование. Через выдачу займа на небольшую сумму и на короткий промежуток времени казахстанцам предоставляется возможность финансирования стартапа и расширения уже существующего бизнеса.
По данным Министерства труда и социальной защиты населения РК, в 2019 году в рамках Государственной программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства «Еңбек» было выдано 17,7 тысяч микрокредитов, из них значительная часть пришлась на сельскую местность – 15,6 тысяч или 88 процентов. Средний размер микрокредитов на селе составил 3,9 миллионов тенге, а в городах – 11 млн. тенге. Из общего числа выданных микрокредитов 60 процентов были направлены на поддержку стартап-проектов, 34 процента - на расширение собственного дела, 6 процентов - на развитие направления якорной кооперации.
Кроме того, благодаря государственной поддержке безработные и самозанятые граждане могут пройти обучение основам бизнеса, разработать собственные бизнес-проекты. В прошлом году проектом «Бастау-Бизнес» было охвачено 75 тысяч человек, в том числе 53,9 тысяч защитили свои бизнес проекты, из них 19 тысяч получили микрокредиты.
Такие государственные инструменты, несомненно, приносят социально-экономический эффект. Так, например, получатели микрокредитов смогли создать в сельской местности 18 тысяч рабочих мест.
- А каковы на сегодня основные элементы стратегического планирования в стране?
- Основным стратегическим документом, который определяет курс развития нашей страны, является долгосрочная Стратегия «Казахстан-2050». В рамках среднесрочного курса в прошлом году правительство страны приступило к реализации «Новой повестки», которая представляет комплекс системных мер по семи направлениям.
Так, к 2025 году планируется запустить более двух тысяч инвестиционных проектов на сумму 44 триллионов тенге. Основными сферами притока инвестиций станут обрабатывающая промышленность, топливно-энергетический и агропромышленный комплексы, туризм, здравоохранение, транспорт и логистика. По данным Министерства национальной экономики РК, к 2025 году благодаря новым проектам будет создано порядка 1,3 миллионов новых рабочих мест. Кроме того, с начала 2020 года стартовала третья программа индустриально-инновационного развития. В рамках Карты индустриализации только в 2019 году было реализовано 160 проектов на сумму 1,1 триллионов тенге и создано 17 тысяч новых рабочих мест.
Приоритетом государства остается повышение реальных доходов и качества жизни населения. Ключевым в этом направлении является вопрос обеспечения доступности социальных услуг для населения, в особенности проживающего в сельской местности. Так, в рамках проекта «Ауыл - Ел бесігі» в более 3,5 тысяч селах будет построена и модернизирована инженерная, транспортная и социальная инфраструктура. Кроме того, в регионах страны будут созданы 19 современных медицинских центров с привлечением частных инвестиций.
Таким образом, новая экономическая политика позволит в условиях неустойчивости внешней конъюнктуры обеспечить социальное благополучие в обществе и перейти к качественно новому этапу развития страны.
- Можете поделиться с нашими читателями своим мнением о реализации налоговой и бюджетной политики, а также политики в области таможенного дела?
- Оптимизация бюджетных расходов и увеличение поступлений в государственный бюджет, а также повышение эффективности таможенного и налогового администрирования являются важными задачами экономической политики страны.
В целом, по данным Комитета государственных доходов, в 2019 году сумма налоговых поступлений в бюджет страны составила 9,7 триллионов тенге, что на 18,3 процента, или на 1,5 триллионов тенге больше по сравнению с 2018 годом. Кроме того, 300 крупнейших компаний Казахстана пополнили казну на 7,25 триллионов тенге.
Стартовавшая в 2019 году налоговая амнистия также принесла положительный эффект. По данным Министерства финансов РК, субъектам малого и среднего бизнеса было списано 11 миллиардов тенге пени и штрафов. При этом более 60 процентов физических лиц (755,7 тысяч из 1,2 миллионов), воспользовавшись амнистией, погасили 15,9 миллиардов тенге основного долга, списав задолженность по пени на сумму более 3 миллиарда тенге.
В части налогового и таможенного администрирования реализуются ряд цифровых проектов, таких как информационные системы «АСТАНА-1», «Е-окно», «Электронные счета-фактуры», «Виртуальный склад» и «Система управления рисками». Данные инструменты позволили ускорить и повысить прозрачность проведения налоговых и таможенных операций.
Дальнейшая модернизация фискальной политики будет способствовать устойчивости бюджетной системы и экономического развития в целом.
- Как вы в целом оцениваете темпы и качество социально-экономического развития страны?
- Экономика в Казахстане растет достаточно стабильными темпами. Благодаря устойчивому внутреннему спросу годовой валовой внутренний продукт (ВВП) в 2019 году составил 4,5 процентов, что аналогично показателю роста ВВП прошлого года. Порядка 85 процента роста экономики было обеспечено несырьевым сектором. Так, основными драйверами стали строительство, торговля, транспорт, и промышленность.
Кроме того, положительную динамику показывает инвестиционная активность. Так, инвестиции в основной капитал выросли на 8,5 процентов, частные инвестиции – на 9,5 процентов. Объем привлеченных прямых иностранных инвестиций в 2019 году был увеличен до 25 миллиардов долларов США.
После продолжительного периода падения, темпы роста доходов населения восстанавливаются. Так, в третьем квартале 2019 года среднедушевые номинальные денежные доходы увеличились по сравнению с соответствующим кварталом 2018 года на 11,1 процент. С учетом роста цен на потребительские товары и услуги за этот период на 5,4 процента, денежные доходы населения в реальном выражении выросли на 5,4 процента. Росту доходов также способствовало увеличение размера минимальной заработной платы (в 1,5 раза до 42,5 тысяч тенге). В 2019 году 2,7 миллионов граждан получили повышенную заработную плату.
Рынок труда характеризуется высоким уровнем экономической активности и занятости. Так, на третий квартал 2019 года, по данным Комитета по статистике МНЭ РК, в Казахстане насчитывалось 8,8 миллионов занятого населения, что на 2,3 процента выше аналогичного периода 2017 года. В течение прошлого года было создано более 423 тысяч новых рабочих мест, в том числе 279 тысяч – постоянных.
Однако стоит сказать, что уязвимость экономики перед внешними вызовами остается главным фактором роста социальной нестабильности. В этом контексте дальнейшая реализация структурных реформ будет иметь решающее значение. По поручению главы государства Касым-Жомарта Токаева, правительство страны приступило к разработке новой программы реформ национальной экономики, что придаст импульс для долгосрочного развития.
- А каковы ваши ожидания от предстоящего Астанинского экономического форума?
- Астанинский экономический форум (АЭФ) впервые был проведен в 2008 году по инициативе первого президента Казахстана – Елбасы Нурслутана Назарбаева.
За 12 лет своего существования форум превратился в достаточно эффективную площадку, на которой обсуждаются наиболее актуальные экономические вопросы развития не только стран Центральной Азии, но и мировой экономики. На всех состоявшихся мероприятиях ведущие зарубежные и казахстанские эксперты делились своими эксклюзивными мнениями и предложениями по укреплению мировой и региональной экономики. Например, в работе АЭФ-2019 приняли участие 5 600 делегатов, а также 460 спикеров из 74 стран мира.
Кроме того, АЭФ способствует построению бизнес-диалога, дает возможность дополнительно проинформировать инвесторов о благоприятном инвестиционном климате Казахстана. Так, в прошлом году на форуме было подписано 43 соглашения на общую сумму 8,7 миллиардов долларов. Например, турецкие и казахстанские инвесторы заключили Соглашение по строительству завода по производству кальцинированной соды в Жамбылской области. Между акиматом Мангистауской области и сингапурской компанией Westgasoil было подписано Соглашение о сотрудничестве по реализации проекта производства химической продукции.
Таким образом, мероприятия в рамках АЭФ позволяют обозначить ключевые направления совместного сотрудничества, наладить взаимовыгодные деловые контакты и открыть новые возможности роста в перспективных отраслях экономики.
- Вот уже несколько лет назад в Казахстане реализуется государственно-частное партнерство. Каковы результаты в этом направлении?
- Сотрудничество частных инвесторов с государством по модели государственно-частного партнерства (ГЧП) является довольно распространенным механизмом в мире. В условиях ограниченности бюджетных средств преимущества ГЧП не оспоримы. Как правило, бизнес обладает большей мобильностью и быстротой принятия решения, стремлением к поиску новых технологичных инструментов для обеспечения своей конкурентоспособности на рынке. В свою очередь государственные институты посредством формирования стабильной законодательной и правовой базы и использования финансово-экономических рычагов в виде субсидий и гарантий могут обеспечить более успешную реализацию проектов ГЧП.
В Казахстане развитие механизмов ГЧП также приобретает достаточно динамичное развитие. Так, по состоянию на конец 2019 года в стране было заключено 717 договоров ГЧП на общую сумму 1,6 триллион тенге, из них 9 республиканских – на сумму 910 миллиардов тенге и 708 местных – на сумму 687 миллиардов тенге.
Стоит отметить, что состояние государственно-частного партнерства характеризуется возрастающим интересом предпринимательского сектора к этой сфере. Так, с принятием Закона «О государственно-частном партнерстве» в 2015 году расширились формы и виды контрактов. Из общего количества заключенных договоров ГЧП более 45 процентов проектов были инициированы частным сектором.
Наибольшее количество проектов ГЧП приходится на сферы образования, здравоохранения, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства, культуры и спорта. К примеру, в 2019 году в сфере образования было заключено 378 договоров на сумму 77 миллионов тенге. Кроме того, в социальной сфере формируется рынок частных операторов, что в перспективе позволит более эффективно применять различные модели ГЧП для эффективного управления объектами социальной инфраструктуры.
Следовательно, расширение сфер применения ГЧП может стать фактором повышения эффективности использования бюджетных средств и стимулирования притока частных инвестиций в экономику страны.