2147 26-02-2020, 14:57

Меры широкого примирения

Казахстан продолжает бороться с разводами – и, надо отметить, небезуспешно. Как минимум треть пар, находившихся на грани распада и обратившихся в центры ресурсной поддержки семьи «Бақытты отбасы», согласились на примирение. Семья как ячейка является полноценным институтом гражданского общества.

После того, как Нурсултан Назарбаев на VIII Гражданском Форуме в конце 2018 года обратил внимание на тенденцию роста разводов среди казахстанцев, особенно молодых, в стране был запущен масштабный социальный проект «Бақытты отбасы». В его рамках при семейных судах в Алматы, Нур-Султане, Усть-Каменогорске, Таразе, Караганде, Атырау и Костанае были открыты Центры ресурсной поддержки семьи, которые с июня по ноябрь прошлого года оказывали бесплатную психологическую, социальную и юридическую помощь всем желающим гражданам в вопросах создания семьи или в случае развода.

Всего в ресурсные центры обратились 2566 человек в возрасте от 20 до 77 лет, из которых 2423 человека – по вопросу развода. Благодаря работе психологов, соцработников и юристов, которые активно применяли методики и инструменты семейной медиации, 871 семья заявила о готовности к примирению.

- Устойчивое нежелание идти на примирение характерно в основном для молодых супружеских пар, проживших в браке не более двух лет. Даже наличие малолетнего ребенка не влияет на их решение развестись. Но еще большую тревогу вызывают супруги, у которых по трое-четверо несовершеннолетних детей, и это их не останавливает от расторжения брака. Данный факт говорит о том, что с категорией молодых людей, которые намереваются вступить в брак, должна проводиться особенно внимательная работа по культивированию семейных ценностей. В целом, как показал проект, в Казахстане должна быть сформирована культура семейных отношений и создан цивилизованный подход к разводам. Для этого должна проводиться последовательная и длительная работа еще со школьной парты, - считают медиаторы.

Важно отметить, что «Бақытты отбасы» - это пилотный проект, инициатором которого выступил Верховный суд РК, а исполнителем - ОЮЛ «Союз кризисных центров» при поддержке Министерства информации и общественного развития РК. Его стратегическая цель - выработка предложений для внесения изменений в отечественное законодательство о семье и браке с целью сокращения разводов в стране. По итогам шести месяцев проекта были выработаны следующие рекомендации:

- Привести службы РАГС в единую организационно-правовую форму, выделив их в самостоятельное государственное учреждение, поскольку они наделены исключительным правом регистрации актов гражданского состояния от имени государства. В каждом РАГСе обеспечить необходимое количество специалистов по работе с семьями, а также возможность прохождения молодыми людьми перед бракосочетанием специальные курсы подготовки к такому важному шагу.

- Вернуть официальные процедуры регистрации брака во дворцы бракосочетания и тем самым восстановить важные элементы культа семьи.

- Открыть центры поддержки семьи с особым фокусом на молодых супругов, проживающих в сельской местности, с предоставлением им ресурсной помощи, в том числе правовой, психологической, а также социальной (содействие занятости, документирование, медицинское обслуживание и т.д.).

- Определить единый централизованный республиканский орган, который будет координировать и обеспечивать эффективное взаимодействие субъектов по вопросам семьи и детства. В данный государственный орган должны быть переданы функции органов опеки и попечительства, органов социальной защиты населения, а также органов молодежной политики. Это необходимо для комплексного решения вопросов, связанных с защитой прав детей, укрепления института семьи и семейных ценностей, оказания помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

- Создать семейные суды во всех регионах страны на базе специализированных межрайонных судов по делам несовершеннолетних. А для сокращения количества правонарушений в отношении женщин и детей предлагается расширить полномочия суда и дать возможность применять особые требования к правонарушителям. Семейный суд должен стать новым и важным этапом развития системы ювенальной юстиции в Казахстане, как сейчас принято говорить, – системы правосудия для несовершеннолетних.

- Рассмотреть вопрос о единой подсудности дел, связанных с семейно-брачными отношениями. Во избежание утраты главных ценностей ювенальных судов и усиления значимости семейных судов четко разграничить круг вопросов в предмете разбирательств между указанными судами. Рекомендуется выделить для семейных судов следующие направления: расторжение брака, определение места жительства ребенка, взыскание алиментов, раздел имущества (имущественные споры, вытекающие из брачно-семейных обязательств; вопросы наследования), воспитание ребенка, бытовое насилие, установление юридических фактов (регистрация рождения, имени ребенка и др).

- В целях обеспечения права ребенка на защиту от насилия, имплементировать в национальное законодательство и практику положения документа ООН «Руководящие принципы, касающиеся правосудия в вопросах, связанных с участием детей – жертв и свидетелей преступлений» (ЭКОСОС, 2005 г.). Прежде всего, через перманентное обучение судей, сотрудников полиции и прокуроров в Академии правосудия при Верховном суде РК, Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре РК, Академии МВД РК и др.

- Для эффективности принимаемых мер и разработки стратегии поддержки семьи необходимо провести мониторинг деятельности местных государственных органов и социальных организаций, занимающихся вопросами семьи и детства, с целью исключения дублирования в их работе.

- Ввести досудебный порядок урегулирования отдельной категории семейно-брачных споров (к примеру, расторжение брака, определение порядка общения с ребенком, определение места жительства ребенка, взыскание алиментов, раздел имущества и др.).

- Для улучшения примирительных процедур по бракоразводным процессам в суде ввести норму дополнительного стимулирования сторон к примирению, предусмотрев возможность возвращения истцу до 70 процентов государственной пошлины при отказе от иска или отзыве исковых заявлений.

- Внести изменения в ст. 12 (Медицинское обследование лиц, вступающих в брак (супружество) Кодекса РК «О браке (супружестве) и семье», а именно обязать молодых людей проходить консультацию психолога с предоставлением соответствующей справки в отдел РАГС при подаче заявления.

- Ввести в школьную программу предмет семейного воспитания и психологии с акцентом на вопросы охраны репродуктивного здоровья, предупреждения нежелательной беременности и ИППП/ВИЧ, гендерного равенства, семейных ценностей и профилактики насилия, ранних/принудительных браков. Организовать обучение с целью формирования соответствующих навыков преподавания у учителей и создания пула тренеров.

- Разработать стандарты судебно-психологического исследования (экспертизы), причем для каждого возраста, и должностные инструкции для психологов.

- Исключить передачу функций регистрации актов гражданского состояния из числа предоставляемых через ЦОНы или через портал электронного правительства, поскольку при решении вопросов заключения брака, установления отцовства, усыновления, расторжения брака немаловажно общение со специалистом и получение профессионального, а иногда и житейского совета.

- Разработать и внести дополнения в Концепцию семейной и гендерной политики РК до 2030 года, в которой не наблюдается установленного правовыми актами баланса прав и интересов в системе «индивидуум-семья-государство» с указанием целей, уровней и механизмов взаимодействия. Следует учесть при этом, что меры, направленные на профилактику социального сиротства, детской преступности и беспризорности, оказание реальной помощи нуждающимся гражданам, а не дачи рекомендаций о лишении родителей родительских прав, следует отнести к вопросам отдельных направлений социальной политики, а не семейной сферы.

- Изменить подходы к семьям, один из членов которых не является гражданином РК. В частности документировать детей мигрантов в отсутствие у матери удостоверяющего личность документа, а также законодательно определить иные вопросы, связанные с проблемами семейной жизнедеятельности неграждан РК.

- Расторжение брака между супругами, имеющими общих несовершеннолетних детей, независимо от взаимного согласия и отсутствия имущественных и иных претензий друг к другу, производить только в том случае, если меры по примирению оказались безрезультатными и они (или один из них) настаивают на разводе. В связи с чем необходимо исключить из статьи 21 КоБС РК слова «суд может расторгнуть брак (супружество) без выяснения мотивов расторжения брака (супружества)» и заменить их словами «суд вправе принять меры к примирению супругов и отложить разбирательство дела, назначив супругам срок для примирения в пределах шести месяцев».

- Создать доступные для граждан альтернативные площадки для применения примирительных процедур, с более доверительной обстановкой для семей с детьми вне судов в отдельном помещении.

- Закрепить в законодательстве РК специальные меры по обеспечению защиты детей. При необходимости разработать и принять положения об обеспечении детям специальной защиты при расторжении брака или при раздельном проживании супругов.

- Статью 62 КоБС РК изложить в следующей редакции: «Ребенок вправе независимо от возраста выражать свое мнение по всем вопросам, затрагивающим его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью. Мнение ребенка может быть выслушано в суде. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы, осуществляющие функции по опеке или попечительству, или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет и данного им в присутствии законных представителей».

- Пункт 29 статьи 1 КоБС РК изложить в следующей редакции: «Семья - круг лиц, связанных имущественными и личными неимущественными правами и обязанностями, способствующими укреплению и развитию семейных отношений, вытекающие из брака (супружества), родства, свойства, усыновления (удочерения) или иной формы принятия детей на воспитание».

- При производстве процессуальных действий по определению мнения несовершеннолетнего ребенка по предмету спора, участие педагога и (или) психолога обязательно.

- Усилить законодательные рамки посредством криминализации всех видов насилия против женщин и детей в семье. Внести изменения в Стандарт оказания специальных социальных услуг жертвам бытового насилия. Создать рабочую группу по внесению изменений и дополнений в Закон РК «О профилактике бытового насилия» и другие сопутствующие законодательные акты РК по вопросам семейной и гендерной политики.

- Национальной комиссии по правам женщин и семейно-демографической политике при президенте РК рекомендуется разработать понятие «Профилактика бытового насилия», индикаторы и критерии оценки эффективности профилактических мероприятий, а также Концепцию профилактики семейного неблагополучия.

- И, наконец, выполнить взятые международные обязательства Казахстаном, ратифицировав: Конвенцию о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации браков, Международную конвенцию о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, Европейскую конвенцию по легальному статусу детей, рожденных вне брака. Согласно последней, «внебрачный ребенок имеет те же права наследования после отца и матери, а также после родственников отца и родственников матери, что и законнорожденный ребенок».

Тут была мобильная реклама Тут была реклама

Комментарии