Пятьдесят лет назад, в 1970-м, впервые в истории спортсмен-казах был удостоен медали чемпионата мира. В том же году и тоже впервые казахстанские борцы праздновали двойной «золотой» успех на планетарном первенстве, а один из них положил начало уникальному достижению. Об этих и других важных спортивных событиях полувековой давности – в предлагаемой статье.
За два года до «трех секунд»
...Отец Алжана Жармухамедова родился недалеко от Перовска (ныне Кызылорда). В голодные 1930-е он вынужден был перебраться в Бостандыкский район ЮКО, где и родился будущий баскетболист. Случилось это за семь месяцев до Победы в войне. А во второй половине 1950-х по инициативе Никиты Хрущева район был передан в состав Узбекской ССР. Поэтому первые шаги в спорте парень, которого природа наделила очень высоким ростом (207 см), делал в соседней республике.
Летом 1967-го на баскетбольном турнире Спартакиады народов СССР команда Узбекистана, сформированная из игроков второго дивизиона союзного первенства, заняла лишь 10-е место, сразу после казахстанской. Но на Алжана «положили глаз» специалисты, и уже через полтора месяца он в составе сборной СССР поехал на чемпионат Европы. Игрового времени ему давали мало, и, тем не менее, золотую медаль вручили. Впрочем, на Олимпиаду-1968 и на следующее континентальное первенство его, продолжавшего выступать за скромный армейский клуб из Ташкента, не взяли. И только после перехода в московский ЦСКА, куда его пригласил Арменак Алачачян (тот самый, который в середине 1950-х вместе с Увайсом Ахтаевым сделал алма-атинский «Буревестник» грозной силой), Алжана снова вызвали в сборную.
В те времена, как и сейчас, чемпионат мира по баскетболу проводился раз в четыре года. До 1970-го состоялись пять турниров, и все они прошли на американском континенте. На первых четырех победили аргентинцы, бразильцы (дважды) и баскетболисты США, а на пятом чемпионом впервые стала европейская команда – советская. Она и считалась одним из главных фаворитом шестого по счету ЧМ, который весной 1970-го принимала Югославия.
Из 12 игроков, включенных главным тренером Александром Гомельским в заявку сборной СССР, Алжан был третьим по росту – после Владимира Андреева и Сергея Коваленко (оба – 215 см). На площадке он обычно выполнял обязанности «тяжелого» форварда. Кстати, Андреев, считавшийся основным центровым, хотя и родился в Астраханской области, как баскетболист сформировался в Алма-Ате, где играл в течение трех лет за «Буревестник» и окончил местный институт физкультуры. Здесь же он впервые получил приглашение в сборную, после чего, в 1966-м, перебрался в ЦСКА. А после переезда Алжана в столицу взял над ним шефство. «Мы с Алжаном настоящие друзья, – вспоминал он позднее. – Наша связка была сильнейшей в Европе – «душили» всех как хотели, набирали за матч по 30 очков».
Но на ЧМ-1970 Андреев, от которого зависело очень многое в игре команды, не смог выдать то, чего от него ждали. В частности, он был назван чуть ли не главным виновником поражения в первом матче финального раунда от бразильцев (64:66). После этого советские баскетболисты выиграли у чехов и уругвайцев, но затем случилось еще одно поражение – от команды США (72:75). И хотя в последних двух поединках они одержали победы, в том числе над хозяевами турнира (87:72), в итоге и ставшими чемпионами мира, им пришлось довольствоваться бронзовыми медалями, одну из которых вручили Жармухамедову. Итоги финального раунда: Югославия – 5 побед и 1 поражение; Бразилия – 4 и 2; СССР – 4 и 2; Италия – 3 и 3; США – 3 и 3; Чехословакия – 2 и 0; Уругвай – 0 и 6.
Такой результат спортивное руководство СССР сочло провальным. Оно уволило Гомельского и назначило вместо него Владимира Кондрашина, перед которым поставило задачу подготовить к Олимпиаде-1972 команду, способную взять «золото». Из тех, кто играл на ЧМ-1970, только шестеро (ровно половина) попали в олимпийский состав – оба Беловых, Паулаускас, Саканделидзе, Коваленко и Жармухамедов. О том, что было на Играх в Мюнхене, о знаменитых «трех секундах» в решающем поединке с американцами написано очень много, снят художественный фильм «Движение вверх», поэтому не стану повторяться. Скажу только, что в полуфинальной игре с очень сильными тогда кубинцами Жармухамедов набрал 15 очков, став вторым по результативности в команде после ее главного снайпера Сергея Белова (16), а на финальный матч вышел в стартовой пятерке, чтобы занять позицию центрового, – Кондрашов решил противопоставить более высокорослой сборной США командную скорость. В тот день Алжан стал первым в истории казахом – олимпийским чемпионом…
Да, были люди в наше время…
Тогда же, в 1970-м, случилось то, что затем назовут началом взлета казахстанской школы классической (сейчас ее называют греко-римской) борьбы. Да, чуть раньше дорогу проложили Анатолий Колесов и Владимир Анисимов, но, они, будучи уроженцами Казахстана, выступали за другие регионы СССР. На Олимпиаде-1968 впервые призером стал представитель нашей республики – Владимир Бакулин, воспитанник алма-атинского тренера Вадима Псарева. Он же год спустя завоевал звание чемпиона мира в самом легком весе до 52 кг.
А на мировое первенство 1970-го, проходившее летом в далекой Канаде, поехали уже два ученика Псарева – 21-летний Анатолий Назаренко (весовая категория до 82 кг) и 23-летний Валерий Резанцев (до 90 кг). И оба дебютанта вернулись домой с золотыми медалями. Впоследствии Назаренко еще два раза станет чемпионом мира, а также серебряным призером Олимпийских игр. Но куда более звездная карьера ждала Резанцева. В период с 1970-го по 1976-й он выиграет пять чемпионатов мира и две Олимпиады! Его имя включат в Книгу рекордов Гиннеса как борца, имеющего наиболее длительную беспроигрышную серию на крупнейших международных турнирах. Лишь через двадцать лет это достижение улучшит Александр Карелин. Но, в отличие от знаменитого сибиряка, Резанцев ушел с ковра непобежденным.
За следующее после 1970 года десятилетие Алма-Ата дала миру классической борьбы нескольких победителей Олимпиад и мировых первенств – Анатолия Быкова, Шамиля Серикова, Жаксылыка Ушкемпирова. И сегодня, глядя на то, как казахстанские палуаны на протяжении уже более двадцати лет безуспешно штурмуют вершины крупнейших международных соревнований, невольно вспоминаешь славные 1970-е.
Важное для нас событие случилось в тот год и в боксе: Абдрашит Абдрахманов стал чемпионом СССР. В полуфинале он бился со своим принципиальным соперником – киевлянином Владимиром Мусалимовым (который воспитывался в детском доме Караганды), бронзовым призером Олимпиады, – именно ему Абдрашит проиграл в поединке за «золото» годом раньше, в 1969-м. На сей раз казахстанец сумел взять реванш: он уже в первом раунде отправил соперника в нокдаун, после чего тот отказался от продолжения боя. А в финале Абдрахманов победил другого украинца и завоевал «золото» в весе до 67 кг. Год спустя он повторит свой успех и станет первым казахстанским боксером – участником чемпионата Европы (в то время ЧМ в этом виде спорта не проводился, поэтому континентальное первенство считалось вторым по значимости турниром после Олимпиады). Но там ему не повезет: уверенно выигрывая в четвертьфинале у итальянца Дамиана Лассандро, он в ближнем бою получит рассечение брови, и рефери, посчитав, что ему нельзя продолжать поединок, присудит победу сопернику.
Кстати, в том же 1970-м была завершена работа над художественным фильмом «Белый квадрат», в котором Абдрахманов сыграл главную роль молодого боксера (участие в съемках не помешало ему выиграть чемпионат СССР). Его партнерами по киноленте стали такие известные актеры, как Ануарбек Молдабеков, Нуржуман Ихтымбаев... Эта картина, хотя и далеко не выдающаяся, открыла перед Абдрашитом дорогу на большой экран, и после завершения спортивной карьеры он посвятит себя кино, снимется в пятнадцати художественных фильмах, в том числе сыграет сложную роль Едигея в «Буранном полустанке» по роману Чингиса Айтматова.
И победы, и провалы
Из событий того спортивного года можно выделить и успех казахстанца Вениамина Солдатенко на Кубке мира по спортивной ходьбе. Мировые первенства тогда еще не проводились, и потому соревнования, проходившие в ФРГ, имели особую значимость. Борьба шла как в личном первенстве, так и в командном, причем на обеих дистанциях – 20 км и 50 км. И на той, и на другой победили восточные немцы, а вторые места заняли советские ходоки: в частности, «на полтиннике» Солдатенко проиграл только Кристофу Хене, олимпийскому чемпиону в этой дисциплине. Спустя два года наш соотечественник завоюет «серебро» Олимпиады, а в 1976-м станет победителем первого и единственного в истории мирового первенства по спортивной ходьбе на 50 км, который был проведен в связи с тем, что эта дисциплина не попала в программу летних Игр того года (позже она была возвращена).
На четные невисокосные годы, которые выпадают раз в четырехлетие, приходятся и чемпионаты мира по волейболу. 1970-й не стал исключением. Обе советские команды – и мужская, и женская – поехали на свои турниры в ранге действующих олимпийских чемпионов. Мужскую, в составе которой были два игрока алма-атинского «Буревестника» Валерий Кравченко и Олег Антропов, приложившие руку к победе на летних Играх, ждал оглушительный провал: в финальном раунде она проиграла пять матчей из семи и заняла лишь 6-е место. А вот женская сборная СССР, в составе которой была Нина Смолеева, годом раньше сменившая алма-атинскую прописку (с ней она стала чемпионкой ОИ-1968) на московскую, буквально катком прошлась по командам-соперницам и завоевала очередное «золото».
В 1970-м состоялся первый чемпионат СССР по хоккею на траве. Алма-атинское «Динамо», ведомое Эдуардом Айрихом, заняло 2-е место, пропустив вперед себя ульяновскую «Волгу». То же самое произойдет и годом позже. Зато из следующих 20 союзных чемпионатов «Динамо» выиграет 18 (!), установив тем самым рекорд на все времена.
Ну, и нельзя не упомянуть о зимних видах спорта. В 1970-м Международный союз конькобежцев проводил первый чемпионат мира в спринтерском многоборье. Соответственно до него в разных странах прошли национальные соревнования. Дебютное первенство СССР состоялось в январе на Медео. Алма-атинец Валерий Троицкий стал бронзовым медалистом, проиграв только москвичу Валерию Муратову и вологжанину Борису Гуляеву. Но, хотя каждая сборная могла заявить на ЧМ до пятерых спортсменов, в американский Милуоки, где он проходил, от СССР поехали лишь двое. Один из них, Муратов, и стал первым в истории чемпионом мира в спринтерском многоборье. Скорее всего, Троицкого не взяли на ЧМ потому, что он был больше склонен к средним дистанциям: через десять дней после союзного первенства казахстанец обновил рекорд СССР на 1500-метровке, а спустя пару месяцев завоевал в этой дисциплине «золото» Всемирной Универсиады. Причем надо сказать, что в те времена профессионализация спорта еще не зашла так далеко, международных соревнований проводилось немного, поэтому состав участников студенческих Игр был куда более сильным, чем в наши дни…