…Столь продолжительного чемпионата СССР по футболу не было ни до, ни после – он начался 1 марта и завершился 7 декабря (очередной годовщине его окончания и посвящена предлагаемая публикация), то есть длился девять месяцев и одну неделю. Но казахстанским болельщикам он памятен не столько этим, сколько выступлением алма-атинского «Кайрата», для которого тот сезон 1986-го стал самым успешным за все время участия в союзном первенстве.
Казахстанское содержание
Почти два десятка лет, с 1960-го до конца 1970-х, когда «Кайрат» представлял в высшей лиге чемпионата СССР весь Казахстан, его костяк составляли преимущественно «варяги» из России, Украины и других республик. Но затем начала приносить плоды работа по подготовке собственного резерва. Затеянную в 1979-м новым главным тренером Игорем Волчком смену поколений за счет привлечения молодых доморощенных футболистов из разных областей продолжили его преемники. И к сезону 1986-го команда была казахстанской не только по прописке, но и по «содержанию».
Из четырнадцати футболистов, сыгравших за «Кайрат» в том чемпионате 13 матчей и больше, десять родились на территории нашей республики. Это вратарь Александр Убыкин (выходил на поле во всех 30 играх), защитники Борис Джуманов (22), Евгений Яровенко (28), Сергей Тимофеев (13), полузащитники Фанас Салимов (27), Дмитрий Огай (19), Вахид Масудов (25), Сергей Волгин (13), Сергей Сорокин (17), нападающий Евстафий Пехлеваниди (27). Надо упомянуть, что Салимов играл за юношескую сборную СССР в «группе смерти» финального турнира ЧМ-1983 против будущих суперзвезд Марко Ван Бастена, Дунги, Бебето и даже забил гол в ворота голландцев. Масудов в 1985-м привлекался в национальную сборную Союза, но на УТС получил тяжелую травму. Ну а Яровенко спустя два года станет олимпийским чемпионом, отыграв все 120 минут финального поединка СССР – Бразилия.
К десяти названным футболистам можно добавить, чтобы получилась полноценная команда из 11 игроков, уже подзабытого сегодня защитника Турлыбека Батырбаева, совсем немного недобравшего до «контрольной» цифры (11 матчей). Или Сергея Ледовских (29), который хоть и родился в России, но в раннем возрасте оказался в Караганде, где и вырос как футболист. А «пришлыми» из игроков основного состава были только защитник Сергей Кулинич (24), нападающий Виктор Карачун (28 – к сожалению, чуть больше месяца назад он ушел из жизни) и полузащитник Владимир Никитенко (26), который затем связал свою жизнь с Казахстаном, стал известным тренером – как, впрочем, и Тимофеев, Огай, Масудов, Яровенко, Волгин...
Последний начинал сезон-1986 в составе московского «Спартака». Годом раньше он забил три мяча в ворота «красно-белых» (счет того матча 4:4), был включен в список 33-х лучших футболистов, и впечатленный его игрой Константин Бесков уговорил Сергея перебраться из Алма-Аты в Москву. Сыграв за «Спартак» девять матчей и забив в них один гол (а значит, внеся свой вклад в «бронзовый» успех команды), Волгин затем вернулся в «Кайрат», в котором и провел вторую половину чемпионата. Другой воспитанник казахстанского футбола и бывший «кайратовец» Сергей Стукашов завоевал серебряную медаль в составе московского «Динамо», за которое он в тот год забил 7 мячей в 25 матчах. Кстати, его партнером по нападению был Александр Бородюк, тогда ставший лучшим снайпером первенства (21 гол), а сегодня нещадно критикуемый за поражения возглавляемой им национальной сборной Казахстана. Еще два уроженца нашей республики Антон Шох и Эдуард Сон накануне начала сезона-1986 перебрались из «Кайрата» в другие команды, чтобы спустя два года, воссоединившись в «Днепре», завоевать «золото» чемпионата СССР.
Словом, к тому времени «Кайрат» не только формировался в основном из местных футболистов, но и поставлял игроков в сильные клубы других союзных республик. А первопроходцами в этом плане можно назвать алмаатинцев Александра Хапсалиса и Владимира Никонова, ставших чемпионами СССР в составе соответственно киевского «Динамо» и «Спартака». Впрочем, еще раньше были Фарид Хисамутдинов и Анатолий Зарапин, которых пригласили московские клубы – ЦСКА и «Торпедо».
И еще. «Кайрат» был, пожалуй, самой интернациональной командой в Союзе, что отражало этнический состав населения республики (помните про «лабораторию дружбы народов»?). Если брать только названных выше футболистов, то можно увидеть, что среди них были казахи, русские, украинцы, чеченцы, корейцы, греки, немец, татарин, белорус…
Европейский класс
Когда сегодня кто-то из старожилов говорит, что чемпионат СССР при всех его пороках (договорные игры, подкуп судей и т.д.) заслуженно считался одним из сильнейших в Европе, многие молодые болельщики скептически ухмыляются: мол, раньше и трава была зеленее… Но есть статистика, которая убедительнее любых наших впечатлений и оценок. Например, в таблице коэффициентов УЕФА (а это и есть самый объективный рейтинг клубного футбола в разных странах) на начало еврокубкового сезона 1986/87 СССР занимал 2-е место после Италии, опережая и Германию, и Англию, и Испанию, не говоря уже о прочих. И это при том, что в советских командах не было ни одного «легионера». По осени они «рвали» в Европе всех, в том числе частенько и грандов, но ранней весной, когда наступала пора 1/4 финала, обычно буксовали – главным образом, потому, что у нас в это время футбольный сезон только начинался, а соперники были уже «на ходу».
Союзное первенство отличалось и весьма высокой плотностью в турнирной таблице. Скажем, по итогам рассматриваемого сегодня чемпионата три призера набрали соответственно 39, 38 и 37 очков (судьба медалей решалась в последнем матче). «Кайрат», занявший 7-е место (30 очков) отстал от 4-й команды лишь на три балла и, в свою очередь, опередил 14-ю, спасшуюся от вылета из высшего дивизиона (эта печальная участь постигла 15-и 16-ю) всего на четыре очка. Да, тогда за победу давали не три очка, как сегодня, а два, но даже с учетом этого такая плотность не может не впечатлять.
А она, в свою очередь, была следствием очень высокого уровня конкуренции. Любая команда могла победить любую – и в данном случае это не просто фигура речи. Так, в сезоне-1986 «Кайрат» поровну поделил очки со всеми тремя призерами. Будущему чемпиону – киевскому «Динамо» – он проиграл в гостях 0:1, а дома взял реванш со счетом 2:1. С «Динамо» московским, серебряным медалистом, дважды сыграл вничью – оба раза 1:1. Кстати, бело-голубые, ведомые Эдуардом Малофеевым, в том первенстве перебрали лимит ничьих и из-за этого недосчитались одного очка, которого им как раз-таки не хватило, чтобы завершить чемпионат вровень с киевлянами. Наконец, в дуэли со «Спартаком», бронзовым призером, наша команда после поражения 0:3 в Москве одержала победу дома – 1:0.
Вечный рекорд «Кайрата»
Особенно памятен матч с киевлянами в Алма-Ате. Диспозиция перед ним была следующей. Позади уже две трети первенства СССР. Гости, пропустившие много туров из-за занятости в триумфальном для себя розыгрыше Кубка обладателей кубков и в чемпионате мира (на ЧМ-1986 поехали двенадцать футболистов украинского клуба во главе с тренером Валерием Лобановским), должны были догонять ушедших вперед московских динамовцев и спартаковцев. А «Кайрату», занимавшему на тот момент 14-е место, или третье с конца, нужно было выбираться из опасной зоны. К тому времени Леонида Остроушко на тренерском мостике алматинской команды сменил Тимур Сегизбаев, который, видимо, сумел вселить уверенность в своих подопечных, снять с них излишнее напряжение.
В этой встрече был забит самый быстрый за всю 55-летнюю историю чемпионатов СССР и потому ставший знаменитым гол. Начав с центра поля, Пехлеваниди отдал мяч Волгину, а сам устремился вперед и, получив ответную передачу, примерно с линии штрафной сильно пробил мимо вратаря Чанова, еще даже не вошедшего толком в игру. Секундомер не успел отсчитать и десяти секунд. Затем Яровенко реализовал пенальти, назначенный за снос Салимова, а гости сумели лишь «размочить» счет – 2:1.
Финишный отрезок чемпионата «Кайрат» провел ударно. В последних девяти матчах (если начать отсчет с победы над киевлянами) он набрал 12 очков из 18 возможных, при этом проведя примерно одинаковое количество встреч дома и в гостях – пять и четыре соответственно. В этих играх алма-атинский клуб забил 17 мячей (пропустил 12), тогда как за предыдущие двадцать с лишним туров – лишь 16 (пропустил 27). Иначе говоря, в заключительной трети первенства результативность атакующих действий команды поднялась в два с половиной раза – с 0,76 до 1,90 в среднем за матч.
Последний тур состоялся 21 ноября. Победив дома в морозную (минус 7 градусов) и снежную погоду харьковский «Металлист» 3:2, алма-атинская команда поднялась на 7-е место – самое высокое за все время своего участия в чемпионатах СССР. Ей не хватило всего одного очка, чтобы стать 6-й в турнирной таблице и впервые принять участие в еврокубковом турнире (Кубок УЕФА). Эта мечта казахстанских болельщиков в советские годы так и не сбылась.
Но и после заключительного тура были еще четыре матча (перенесенных) – все с участием киевлян. Последние игры они проводили в крытых манежах Москвы и Ленинграда. Наконец, 7 декабря состоялся решающий поединок двух динамовских команд. Победу в нем одержала украинская дружина – 2:1. Так Лобановский второй раз за сезон больно щелкнул по носу своего извечного оппонента Малофеева: ранее, в мае, незадолго до начала чемпионата мира, автор словосочетания «искренний футбол» вынужден был уйти в отставку с поста главного тренера сборной СССР, передав бразды правления киевлянину.
Прощай, советский футбол!
…В 1986-м большинство ведущих игроков «Кайрата» (Масудов, Волгин, Пехлеваниди, Огай, Джуманов, Карачун, Кулинич – все они родились в 1959-1960 годах), достигло золотого для футболистов возраста – 26-27 лет. И, возможно, тот сезон стал для них пиковым, после чего обычно начинается спад. В следующем году алма-атинская команда практически тем же составом заняла 12-е место, хотя и набрала лишь на четыре очка меньше, чем в предыдущем чемпионате (снова напомню о чрезвычайно высокой плотности в турнирной таблице). А еще через год она финишировала 16-й, последней, хотя при этом завоевала никому, по сути, не нужный Кубок федерации, победив в финале «товарища по несчастью» в первенстве – бакинский «Нефтчи». Так «Кайрат» оказался вне элиты советского футбола.
В сезоне 1989-го он еще боролся за возвращение в высший дивизион, заняв итоговое третье место в турнире первой лиги после московского ЦСКА и грузинской «Гурии», которые и завоевали две путевки в класс сильнейших. А потом наступил такой глубокий кризис, какого «Кайрат» не переживал никогда прежде. Перед чемпионатом 1990-го команду покинули практически все те, кто в 1986-м определял ее игровое лицо. Заменившие их футболисты оказались слишком «сырыми», и, как следствие, лишь 17-е место, четвертое с конца. В следующем сезоне результат был ненамного лучше – 14-я строчка в итоговой турнирной таблице, после клубов из Ферганы, Намангана и райцентров вроде Камышина.
Впрочем, это уже не имело особого значения, поскольку то был последний год существования и СССР, и советского футбола…
Автор: Женис Байхожа