В эти дни вся страна обсуждает причины кордайской трагедии, и какие меры необходимо предпринять, чтобы подобное больше никогда не повторилось. Сегодня у нас в гостях профессор кафедры политологии ЕНУ имени Л.Н. Гумилева Наталья Калашникова, которая считает, что главным условием предотвращения межэтнических конфликтов является своевременная их профилактика, предметное изучение причин и характера современных вызовов.
- Наталья Павловна, эксперты в один голос твердят, что трагедия была предсказуема, но мы дружно закрывали глаза не ее симптомы. Как это можно объяснить?
- В течение нескольких дней с тревогой слежу за обсуждением сложившейся конфликтной ситуации в Кордайском районе. Звучат довольно противоречивые комментарии, поступает много критики в адрес местной исполнительной власти, правоохранительной системы, Ассамблеи народа Казахстана. Отчасти она справедливая. Мы все вместе где-то не дорабатываем или просто успокаиваемся нашей стабильностью и созданной за годы независимости моделью общественного согласия и общенационального единства... Но самоуспокоение в надежде, что все разрешится само собой – в данном случае не самый лучший вариант. Для снятия системных социальных напряжений, возникающих в нашем обществе, нужны совместные усилия органов государственной власти, институтов гражданского общества и, конечно же, населения.
Важно, что сам президент Касым-Жомарт Токаев незамедлительно и один из первых обратил внимание общества на сложившуюся конфликтную ситуацию, взял ее на личный контроль и пообещал разрешить все вопросы, призвав сохранять мир и согласие. В свою очередь обращение Ассамблеи народа Казахстана гарантирует, что все ее общественные структуры включены в поле сохранения стабильности и разрешения конфликта, в каком бы негативном свете его не пытались выставить.
- Что делать? Сегодня этим вопросом задаются все неравнодушные граждане страны. У вас есть на него ответ?
- Я твердо убеждена, что нам, прежде всего, не следует изощряться в поиске виновных конфликта, кроме, конечно, наказания организаторов и подстрекателей в рамках закона. Лучше сосредоточиться на разработке гибких, превентивных мер по упреждению социального напряжения. Проблемы у нас системные, и требуют перезагрузки всех сфер общества, а не отдельных комитетов и департаментов в министерствах и ведомствах...
Сегодня называются разные причины, побудившие граждан на конфликт, среди них: незнание населением казахского языка, несостоятельность Ассамблеи народа Казахстана и ее региональных структур, отсутствие специализированного органа по изучению проблем в сфере межэтнических отношений, низкий уровень доверия к власти и правоохранительным органам, коррумпированность и т.д. Но мы видим, как некоторые «эксперты» и лидеры общественного мнения взяли на себя миссию именно критиковать систему и АНК, а не видеть своей непосредственной роли в разрешении конфликта.
Хотелось бы особенно подчеркнуть, что АНК - это не государственный орган, политическая партия или неправительственный сектор. Она - координатор и транслятор мира, созидания и единства. Закрепленная на законодательном уровне, это структура без образования юридического лица. Инициированная первым президентом, она способствует разработке и реализации государственной политики по обеспечению общественного согласия и общенационального единства на всей территории страны. По сути, она создавалась народом, а не по указке сверху. Соответственно, отдельные призывы об ее расформировании, упразднении и т.д. - не что иное, как некомпетентный всплеск эмоций и отсутствие желания изменить ситуацию. Считаю, несправедливо подвергать данную общественно-значимую структуру огульной критике. Это уникальный институт, объединяющий этнокультурное многообразие в единый народ Казахстана!
Запрос на изменения к лучшему должен стать, прежде всего, императивом в сфере межэтнических отношений, способствовать социально-экономическим и общественно-политическим реформам. Разумеется, с учетом современных реалий и вызовов. Нам необходимо научиться жить в полиэтни
чном обществе уверенно, профессионально, не приспосабливаясь к ситуации...
- А как насчет создания новых органов, которые бы занимались непосредственно межнациональными отношениями?
- Сегодня звучит критика, что, мол, в течение ряда лет АНК не проводит исследований, не предлагает меры по устранению проблем в этой деликатной теме... Хотя, по идее, этим должны заниматься специальные организации, причем не ангажированные, с чистой финансовой историей и обязательно в конкурентной среде.
Поэтому соглашусь с некоторыми экспертами (мы тоже неоднократно об этом говорили), которые считают, что в стране созрела необходимость создания полноценного научно-исследовательского института по изучению проблем межэтнических и межконфессиональных отношений. Он бы позволял упреждать конфликты и вырабатывать рекомендации по обеспечению миропорядка и согласия. Его отчеты могли бы стать предметом обсуждения на сессиях АНК... Также считаю необходимым создание отдельного Агентства по делам межэтнических отношений и миграции, напрямую подчинив данный госорган президенту. К слову, в международной практике имеется немало примеров фунционирования подобных исследовательских и аналитических структур. К примеру, в Китае на государственном уровне в рамках Академии наук создан и активно работает Центр исследования модернизации, в его составе — группа по изучению стратегии модернизации...
Более того, нам нужно научить всех государственных чиновников, в том числе полицейских, работать в поликультурном обществе. Для этого необходимо пересмотреть все обучающие программы для госслужащих, сделать их практикоориентированными и включать в тестирование для поступления на государственную службу. По своему опыту знаю, у нас этого крайне мало или практически нет. То же самое касается и вузовских программ с обязательным компонентом. Все-таки студенческая молодежь - наиболее чувствительна к изменениям...
Но главное – необходимо наладить диалог со всеми, даже с самыми малочисленными этнокультурными объединениями. Дать им возможность активнее принимать участие в общегосударственных делах... Кроме того, мы должны внимательно изучить все внутриэтнические и межэтнические проблемы, часть которых сегодня остается в латентном состоянии. Думаю, что данный фактор был недооценен, поэтому сыграл столь негативную роль в развитии конфликта...
Особо взываю к матерям, на которых ложится огромная ответственность за воспитание детей, особенно мужчин - защитников страны. Тем более что в пострадавшем регионе много многодетных семей, есть Советы матерей, которые проводят огромную работу в данном направлении. Именно они, кордайские матери, сейчас должны прилагать все усилия для восстановления спокойствия, чтобы напуганное население как можно быстрее вернулось в свои дома.
В жизни каждого народа немало традиций, являющихся ярким отражением братства и единства. У казахов это «асар», «қонақ-асы», «ауыз тию», «тамырство» (побратимство) и другие обычаи, в основе которых лежит этноволонтерство. Важно, чтобы каждый из нас почувствовал уверенность в сегодняшнем и завтрашнем дне. Для этого необходимо изыскать на эти цели необходимые ресурсы, привлекая мощный социально-этнический потенциал...
Казахстан - миролюбивое государство, неоднократно выступавшее медиатором международных конфликтов. Безусловно, мы сумеем разрешить и все внутренние разногласия. Массовые беспорядки в Кордае, унесшие жизни людей, – стали для всех нас трагическим уроком. Мы обязаны более не допускать безнравственного отношения к своим согражданам. Каждый должен стремиться к участию в укреплении общечеловеческих ценностей и согласия.