Волонтерство в Казахстане как официальное движение получило развитие не так давно, но уже успело обрести популярность среди населения, особенно молодежи, и оформиться в серьезные организации – их сегодня насчитывается более 200. И в этом нет ничего удивительно, считает профессор кафедры политологии ЕНУ имени Л.Н. Гумилева, член научно-экспертного совета Ассамблеи народа Казахстана Наталья Калашникова, ведь необходимость помогать нуждающимся в наших гражданах заложено на генетическом уровне...
- Наталья Павловна, почему так важно развивать этноволонтерство?
- Сохранение равенства всех казахстанцев независимо от их национальности и вероисповедания, укрепление единства народа и гармонизация межэтнических отношений стали неизменными приоритетами государственной политики Казахстана. Поэтому в стране созданы все условия для сохранения культуры, языка, традиций всех этносов. Руководствуясь принципом «единство в многообразии» мы сумели продемонстрировать миру уникальную модель общенационального согласия. И этноволонтерство - одна из ее главных составляющих.
Сейчас, к примеру, ведется активная дискуссия о наполнении новым содержанием масштабный культурно-просветительский проект «Қазақтану», который был инициирован на 26-й сессии Ассамблеи народа Казахстана первым президентом Нурсултаном Назарбаевым. За почти двухлетнюю его историю были накоплены уникальные материалы экспедиций и реализованы обучающие проекты для молодежи. Данная идея стала ключевым инструментом передачи формулы дружбы и мира, развития благотворительности и укрепления толерантности. Она дала определенный импульс для дальнейшей модернизации национального сознания на основе взаимного обогащения культур казахстанских этносов, гуманистических традиций и духовных ценностей казахского народа.
Но нельзя останавливаться на достигнутом. Требуются новые исследования, результаты которых прочно легли бы в основу казахстанской модели общественного согласия и национального единства. Назрел вопрос корректного обновления содержания программы «Қазақтану» с учетом тех реалий, которые стоят на повестке дня. Речь в том числе идет об уникальном феномене — этноволонтерстве, который имеет глубокие корни, историю, традиции, главные ценности миропорядка, благотворительности и солидарности. Его смыслы лежат в основе развития цивилизаций, и, в первую очередь, в истории Великого Шелкового пути. Как известно, меценатские проявления встречались еще в древней сакской цивилизации, а это значит, что волонтерство среди народов Евразии укоренилось еще сотни лет назад...
- А какое место волонтерство занимало в жизни казахов?
- Благотворительность и миролюбие – фундаментальные исторические традиции, свойственные казахскому народу. Сегодня этот феномен становится объектом многих исследований. Образно выражаясь словами Льва Гумилева, Великая степь - это люди и природа, исторически сделавшие межкультурным и интеграционным пространство Евразии. И ключевая объединяющая роль здесь принадлежит, конечно, казахам.
В своих трудах казахские мыслители показывали нравственную природу справедливости и значение таких ценностей общественной жизни как трудолюбие, взаимопомощь, милосердие, достоинство. Это была своего рода реакция сострадательных людей на трудности, несчастья и лишения, которые переживали другие. Взять, к примеру, «Асар» - традицию степняков по совместному безвозмездному труду. Казахский аул был ярким отражением братства и единства сородичей. Не прийти на объявленный «Асар» считалось недостойным поступком, который всегда осуждался степняками.
Вспомните, как ярко Ассамблея народа Казахстана в период трагедии в городе Арыс Туркестанской области и после нее продемонстрировала на деле идеи братства, солидарности и милосердия. Гуманитарная помощь, которую собрали структуры АНК во всех регионах, составила свыше 107 млн тенге, при их содействии в летние лагеря отправлено более 2 тысяч детей из Арыса, завершается восстановление и строительство жилых домов, объектов социально-культурного назначения.
Уместно вспомнить и такие древние казахские обычаи как «қонақ-асы», согласно которому каждый степняк обязывался предоставлять ночлег и бесплатное угощение любому гостю. Или «ауыз тию» (отведать угощение) – кто бы ни зашел в дом/юрту, хозяин не отпускал гостя, пока тот не отведает предложенного угощения. «Тамырство» (побратимство, дружба) - особый вид отношений между казахом и представителем другой национальности.
Восторгаясь уникальными казахскими обычаями гостеприимства, которого не было у многих народов мира, польский ссыльный А. Янушкевич писал: «Если вдоль всего земного шара расселить казахов, то благодаря им можно было бы объездить весь мир, не потратив на то ни одной копейки»... О консолидирующей роли казахов образно написано в трудах Олжаса Сулейменова, Чингиза Айтматова, Чокана Валиханова, Григория Потанина, Мухтара Ауэзова и других.
- 2020-й год в Казахстане будет объявлен Годом волонтеров. Об этом в рамках форума казахстанско-российской молодежи сообщил президент Касым-Жомарт Токаев. Какие задачи в этот период будут стоять перед Ассамблеей народа Казахстана?
- Ассамблея с первых дней своей деятельности в целях укрепления мира, дружбы, общественного согласия и единства народа содействует развитию благотворительности среди этнокультурных объединений, оказывает координирующую и иную поддержку в данном направлении. Продвигая такие общенародные гуманистические проекты как «Караван милосердия», «День благодарности», «Мың бала», «Ұлы дала елі», «Символы Тюркской эпохи» и так далее АНК вносит неоценимый вклад в укрепление казахстанской идентичности.
Думаю, что предстоящий международный культурологический проект «Беседы на Шелковом пути» мог бы изучить тему этноволонтерства и выпустить богатейший материал к 25-летию Ассамблеи народа Казахстана. В частности о том, что пространство Великого Шелкового пути, как и много веков назад, объединяет разные этносы, способствует интеграции современных государств, а знание исторического наследия позволяет глубже понимать современные глобальные и интеграционные процессы.
Степной пояс, как отмечал в своей статье Елбасы Н.А. Назарбаева «Семь граней Великой степи», «соединил китайскую, индийскую, персидскую, средиземноморскую, ближневосточную и славянскую цивилизации». Кроме того, древняя христианская традиция милосердия славянских этносов, обычаи добра и сострадания тюркских народов составляют сегодня ту уникальную палитру объединяющих скреп, внесших свою лепту в формирование современного этноволонтерства. Думаю, такие вещи следует изучать системно.
В этой связи считаю до конца не использованным потенциал уникальной «Интерактивной научной исторической карты «Народ Казахстана», созданной учеными по поручению Елбасы и размещенной в 3D-формате на сайте Ассамблеи. Необходимо при поддержке АНК разработать методические рекомендации или путеводитель для школ, вузов с непосредственным участием этнокультурных объединений. К слову, столичный Дом дружбы совместно с Институтом истории и этнологии имени Ч.Валиханова Комитета науки МОН РК уже приступил к этой важной работе. А научно-экспертное сообщество АНК намерено оказывать в исследованиях казахстанского феномена — этноволонтерства максимальную поддержку.
- Как, по-вашему, можно стимулировать благотворительность, волонтерство?
- Следует отметить, что волонтерская деятельность набирает глобальные масштабы во всем мире. Количество людей, принявших участие в этом движении с 1987 по 2018 годы, возросло с 80 до 320 миллионов. Сегодня волонтеры активно работают на шести континентах, в 107 странах мира, более 3 тысяч проектов реализуется ежегодно.
Согласно Всемирному индексу благотворительности (The World Giving Index), который проводится по инициативе британской международной организации Charities Aid Formation, Казахстан занимает 96-е место среди 153 государств по показателю, который измеряет достижения стран мира с точки зрения отношения их населения к благотворительной помощи. Это, конечно, неплохой результат, но есть и другие исследования, которые проводят ряд социологических структур, в частности Ассоциация благотворительных организаций и Центр изучения общественного мнения. Они показывают возрастающую роль казахстанцев, готовых оказывать и оказывают благотворительную помощь – таких сегодня насчитывается 88,3 процента! Поэтому считаю, что в целях стимулирования благотворительности со стороны этнокультурных объединений и справедливого ее учета при общественной аккредитации республиканских ЭКО следует ввести индикаторы оценки этой деятельности.
В заключение в рамках активно идущей поэтической эстафеты, посвященной 175-летию великого Абая, хотелось бы обратиться к его творению «Қара сөздер», в котором объединены 45 «Слов», особо почитаемых в народе. Так, если в 14 Слове Абай пишет, что «милосердие, доброта, умение принять чужого за родного брата, желая ему благ, которые бы пожелал себе — все это веление сердца», то в 38 говорится о том, что «сила человека заключается в его разуме и знаниях. Могущество Всевышнего выражено в науке и милосердии. Хотя милосердие не упоминается в числе восьми его ликов, оно поясняется смыслом следующих его имен: Всемилостивый, Милосердный, Сострадательный, Всепрощающий, Любящий, Защищающий, Покровительствующий, Благодетельный, Дарующий, Учтивый». Более точно и не скажешь.