В Акорде президент Касым-Жомарта Токаева на совещании по экономическим вопросам отметил исключительную важность разработки новых подходов к развитию казахстанской экономики с целью придания ей серьезного импульса. Помимо оперативного решения повседневных вопросов предстоит определить перспективы среднесрочного развития экономики с учетом неблагоприятных тенденций на международных рынках.
Сейчас международную конкурентоспособность страны определяют научно-технический прогресс и инновации. Можно, конечно, концентрироваться на экономике простых вещей, производя носки и хозяйственное мыло и не тратя на их импорт иностранную валюту, но таким образом Казахстан остается на уровне первого и второго технологического уклада, немного захватив третий, и то исключительно благодаря недрам и залежам в них. Можно продолжать вкачивать средства Нацфонда и ЕНПФ в отверточную сборку автомобилей и разрабатывать для банков льготное кредитование для их покупки населением.
Факт состоит в том, что Казахстан, будучи самостоятельным и независимым государством, крайне мало продвинулся в технологиях, за исключением, пожалуй, системы электронного правительства egov, слив базы из которого может обернуться в скором будущем катастрофой.
О чем говорит Касым-Жомарт Токаев, указывая на неблагоприятные тенденции на международных рынках? Да, цены на энергоресурсы остаются волатильными, происходят торговые войны между крупнейшими игроками, не утихают локальные конфликты и технологические катастрофы. Это все – на поверхности. В реальности же к ведущим современным тенденциям следует отнести уже сформировавшуюся двухуровневую структуру мирового рынка технологий: между промышленно развитыми странами осуществляется обмен высокими технологиями, а передача низких (морально устаревших) и средних (традиционных) технологий идет в направлении от промышленно развитых стран в развивающиеся страны, что закрепляет между ними имеющийся технологический разрыв. На мировом рынке устойчиво доминируют технологий промышленно развитых стран – их доля в международном научно-технологическом обмене составляет почти 90%. Более 60% общего объема международного научно-технологического обмена приходится на пятерку самых развитых стран мира – США, Японию, Великобританию, Германию и Францию. До 2/3 новых технологий передаются внутрикорпоративными каналами. То есть уровень монополизации мирового рынка технологий, которая по некоторым оценкам уже составляет более 90%, в значительной степени концентрирует научно-технические разработки в транснациональных корпорациях по установленным ими же монопольно высоким ценам на запатентованную продукцию.
Казахстану следует учитывать эту ситуацию. Да, в стране действует программа «Цифровой Казахстан», тестируются сертификаты безопасности, продекларированы и даже профинансированы ряд стартапов. Но уже со второй половины ХХ века радикально сокращается промежуток времени между появлением новой технологии и ее использованием в массовом производстве. Практически ко всем странам мира пришло осознание того что, не создав благоприятных условий для развития высокотехнологичного производства, они будут терять не только доходы, но и основной двигатель инновационного развития страны. Кроме того, страна будет лишена возможности влиять на политику, которая реализуется на международном рынке продукции высоких технологий.
Другой взгляд на развитие технологий предлагается Казахстану из Кембриджского университета Великобритании. По мнению докторов наук, физика Сидхарта Саксены и специалиста по развитию Чокана Лаумулина , в геологии и географии передовых стран Европы и Северной Америки физически недоступны источники для развития новых материалов. «Большой глобальный бизнес и система глобального производства настолько укоренились, что это приводит к риску подорвать текущую систему производства, так как колоссальные инвестиции вложены в «классические технологии». Новые прорывы эпохи нуждаются в новых лидерах, обладающих видением, мужеством, правильными навыками и ресурсами. Данный подход сможет не только продвинуть Евразию на лидирующие позиции мира, но превратить ее в локомотив предстоящего сдвига в глобальной промышленной и политической парадигме», говорится в совместной статье ученых, опубликованной недавно в России.
Они предлагают Казахстану создать платформы для устойчивого развития глобальной энергетики, через наличие уникальных естественных ресурсов Казахстана и стратегический подход к беспрецедентному созданию «ядра» науки для развития промышленности. Предполагаемая концентрация исследований может быть посвящена нетрадиционной (неклассической) сверхпроводимости, квантовым фазовым переходам, квантовой теории магнетизма, и превращениям металлов-диэлектриков. Все нынешние глобальные технологии зиждутся на одном открытии: электрона. Основа всей электроники, отрицательный заряд электрона, лежит в основе всех аспектов современной повседневной жизни.
«Волшебство» технологий новой эры включает в себя фотоэлектрические устройства (устройства для преобразования световой или солнечной энергии в электроэнергию), электрические запоминающие устройства, системы охлаждения, проводники и осветительное оборудование. Именно инвестиции в фундаментальную науку и образование через создание сети лабораторий в Казахстане способны возродить научную школу и стать ядром зарождения и точкой роста новых инновационных технологий, равно как заложить основы новой индустриальной экономики национального, регионального и глобального масштаба.