На прошедшем в прошлую пятницу в Кыргызстане очередном заседании Межправительственного совета Евразийского экономического союза (ЕАЭС) премьер-министр Казахстана Аскар Мамин акцентировал особое внимание участников встречи на развитии транзитно-транспортной системы союза. Несмотря на наличие уже достигнутых положительных результатов в этой сфере, перед странами, входящими в ЕАЭС, стоят новые задачи, связанные с более тесной экономической интеграцией, поскольку максимальное раскрытие транзитно-транспортного потенциала способно стать для каждой из них плацдармом для экономического рывка.
ЕАЭС, по разным оценкам, имеет шанс стать самым успешным сухопутным звеном формирующейся сегодня системы трансконтинентальных коридоров в Евразии. И не только благодаря своему географическому и геоэкономическому положению. Именно формирование единого таможенного пространства дало Казахстану, России, Белоруссии, Армении и Кыргызстану необходимые конкурентные преимущества. Единые таможенные правила не только облегчили транзит товаров по транспортным коридорам ЕАЭС, но и существенно сократили сроки доставки грузов из одной части света в другую.
За пять лет работы странам ЕАЭС, принявшим на себя обязательство проводить скоординированную и согласованную транспортную политику, направленную на обеспечение экономической интеграции, удалось вплотную подойти к созданию общего, эффективно работающего рынка транспортных услуг. Как отмечается в докладе о реализации основных направлений интеграции в рамках ЕАЭС, подготовленном Евразийской экономической комиссией, за время существования экономического союза его участники выработали основные направления транспортной политики, приняли соответствующие «дорожные карты», а их поэтапная реализация позволила существенно продвинуться в этом вопросе.
Например, что касается автомобильных международных перевозок, то сегодня они осуществляются без дополнительных разрешений государственных органов, а транспортный контроль вынесен на внешние границы союза. Причем осуществляется он по принципу «две службы на границе» (пограничные службы и таможенные органы). Кроме того, решены технологические вопросы организации информационного обмена между контролирующими органами стран ЕАЭС. В системе железнодорожных перевозок по территории союза унифицированы внутригосударственные тарифы на перевозку грузов, что тоже сыграло свою положительную роль как для интеграционного объединения в целом, так и для каждой страны, в нем участвующей, в отдельности.
Кроме того, стоит отметить, что весной прошлого года было создано АО «Объединенная транспортно-логистическая компания – Евразийский железнодорожный альянс» (треть пакета акций в котором принадлежит «Казахстан темир жолы»), предоставляющее сервис в области организации транзитных перевозок контейнеров в составе регулярных контейнерных поездов сообщением Китай – Европа – Китай по территориям Казахстана, России и Беларуси. Только за первый год работы это акционерное общество увеличило объем транзитных перевозок на 60 процентов.
Своего рода рычагом в развитии транзитно-транспортного потенциала ЕАЭС стало его сопряжение с проектом Экономического пояса Шелкового пути. Такого рода координация, как отмечается в докладе Евразийской экономической комиссии, позволила сформировать перечень приоритетных инфраструктурных проектов, реализация которых даст возможность создать современные системы международных логистических центров и хабов на основных международных транспортных коридорах, усилить транзитный потенциал государств-членов союза, а также повысить конкурентоспособность международных маршрутов, проходящих по территориям ЕАЭС.
Предполагается, что процесс формирования единого транспортного пространства экономического союза завершится к 2025 году. В течение ближайших пяти лет его участникам предстоит провести масштабную работу по окончательному устранению имеющихся в этой сфере барьеров. Как уточняют авторы доклада, подготовленного Евразийской экономической комиссией, речь идет об организации на постоянной основе мониторинга осуществления уполномоченными органами государств-членов транспортного (автомобильного) контроля; о рассмотрении вопроса, касающегося создания системы управления единым транспортным пространством ЕАЭС; о расширении транспортных сообщений по видам транспорта; о рассмотрении вопроса, связанного с установлением статуса «внутренних перевозок»; об установлении единообразных правил допуска к оказанию услуг в сфере транспорта, а также недискриминационных условий найма высококвалифицированных специалистов в транспортные компании; о выстраивании в ЕАЭС эффективных транспортно-логистических цепочек, модернизации необходимой для их функционирования инфраструктуры. Кроме того, странам – участницам союза предстоит приступить к практическому осуществлению программы либерализации каботажных перевозок грузов на период с 2016-го по 2025-й годы (на сегодняшний день не все страны ЕАЭС завершили мероприятия по внесению изменений в свои национальные законодательства), а также создать механизм взаимного доступа судов под флагом государств-членов к плаванию по внутренним водным путям.
Решение этих и сопутствующих задач позволит странам ЕАЭС, в том числе и Казахстану, занимающему ключевое звено в его транзитно-транспортных потоках, выйти на качественно новый уровень.
Наша страна уже получила очевидные плюсы от тесной экономической интеграции с соседями, увеличив за последние годы грузооборот по своей территории более чем в два раза, а также существенно улучшив свои позиции в международных рейтингах. В частности, в Индексе эффективности логистики Всемирного банка Казахстан по итогам прошлого года поднялся на шесть позиций, улучшив положение по таким показателям, как «эффективность процесса таможенного оформления» и «своевременность поставок грузов».
Но мы можем получить еще больше от дальнейшей интеграции в транспортно-логической сфере в рамках ЕАЭС. Тем более что нам есть что предложить своим партнерам. Как констатировал в апреле этого года первый президент РК Нурсултан Назарбаев, «за последние десять лет Казахстан инвестировал в развитие инфраструктуры, транспортно-логистических активов и компетенций порядка 30 миллиардов долларов. Модернизированы или введены в эксплуатацию почти 3 тысячи километров национальных железных дорог и 12,5 тысячи километров автомагистралей. Реконструированы отечественные морские и воздушные гавани. В результате за короткий срок в стране был создан современный и конкурентоспособный транзитный хаб».
Тут стоит отметить, что огромный вклад в произошедшую трансформацию внесла реализация принятой по инициативе Елбасы государственной программы инфраструктурного развития «Нурлы жол», которая будет продлена в следующем году еще на пять лет. А, следовательно, можно предположить, что позиционирование Казахстана в качестве конкурентоспобного транзитного хаба получит дальнейшее усиление.
Предоставляя своим партнерам по ЕАЭС развитую и конкурентоспособную транспортно-логистическую инфраструктуру, взамен Казахстан получает снижение транспортных издержек, дебюрократизацию транспортных процедур, дальнейшее развитие своей логистической базы, доступ к транспортной инфраструктуре союзников. Активно развивая взаимовыгодное сотрудничество в этой сфере в рамках ЕАЭС и дальше, мы получаем и другие выгоды, увеличивая долю транспортных услуг в ВВП, обеспечивая рост грузопотоков в рамках взаимной и внешней торговли, пополняя бюджет за счет реализации крупномасштабных проектов в сфере транспортной инфраструктуры, создавая новые производства и рабочие места. И это не говоря уже о повышении качества транспортных услуг и создании на этом рынке полноценной конкурентной среды.