Мы продолжаем начатый недавно разговор о казахской специфике проведения мусульманского поста – Ораза. Первым свое мнение высказал известный казахский писатель Канат Тасибеков. Сегодня своим видением этой проблемы делятся другие наши соотечественники. Напоминаем, какие вопросы мы им задали:
- Что есть Ораза для истинно верующего человека? В чем его смысл?
- Не кажется ли вам, что для некоторых наших соотечественников ритуал «ауызашар» превращается в акт (праздник) чревоугодия? Например, насколько уместно его проведение в ресторанах за столами, ломящимися от яств, употребление сладостей типа тортов и пирожных?
- Недавно в СМИ были приведены цифры, свидетельствующие о том, что во время мусульманского поста в Казахстане заметно увеличивается потребление мяса. Если это действительно так, то не выхолащивается ли суть Ораза как акта самоограничения, позволяющего возвысить дух, посвятить все мысли Всевышнему?
- Как вообще согласно канонам исповедуемой у нас формы ислама должен соблюдаться Ораза и как верующим следует проводить «ауызашар»?
- На ваш взгляд, надо ли проводить разъяснительную работу в этом плане? Кто и как должен это делать?
Мурат Телибеков, общественный деятель: «Это праздник, а не время страданий»
1. Ораза – важный мусульманский обряд, символизирующий духовное очищение. Феномен этой традиции заключается в том, что она несет в себе очень важный посыл – избавление человека от физических недугов – и неразрывно связана с его нравственным здоровьем, состоянием духовности. Тот, кто ведет неправедный образ жизни, рано или поздно окажется пораженным тяжелой болезнью. Вы спросите: «Зачем Аллах послал людям этот обряд?». Физические страдания, испытываемые человеком во время воздержания, в определенной степени корректируют его сознание, заново форматируют систему ценностей. Почему об этом не говорит Коран? Невозможно передать все нюансы религиозного учения, адресованного на тысячелетия вперед миллионам людей, находящихся на разных уровнях цивилизации. Глобальная задача всех религий - спасти человечество от гибели и вырождения. И для каждого мусульманина Ораза – это своеобразный рубеж, преодолев который, он получает шанс от Всевышнего. Это может показаться невероятным, но спустя лишь полгода после окончания поста я всегда с нетерпением жду наступления Рамазана.
2. Это ошибочное мнение. Щедрый дастархан, накрываемый мусульманином, свидетельствует, прежде всего, о стремлении устроить праздник для большого количества верующих, накормить тех, кто держит пост и не может позволить себе полноценное питание. К сожалению, бедных людей у нас все еще немало, и в этом выражается благотворительность. В дни Рамазана оказание помощи малоимущим и обездоленным является обязательным. Верующие стремятся в Священный месяц принести как можно больше радости другим. Ораза для мусульманина – это праздник, а не время страданий. Именно поэтому казахи стараются сделать дастархан обильным.
3. К сожалению, несмотря на высокую образованность людей, в обществе все еще распространены превратные представления о мусульманских традициях. Да, действительно, расходы верующих в дни Рамазана растут. Дело в том, что во время Ораза мусульмане стремятся накормить как можно большее количество людей, оказать максимальную помощь нуждающимся. Благотворительность – одно из главных условий Рамазана. Есть и другая причина. Не все мусульмане по состоянию здоровья могут держать пост. В таких случаях ислам рекомендует во время Ораза устраивать угощение, причем не только для тех, кто держит пост, но и для всех малоимущих. В эти дни люди режут в большом количестве скот и развозят мясо по приютам, домам престарелых, раздают бедным.
4. Есть общепринятые правила, которых придерживается весь мусульманский мир. Казахстан не является исключением. Здесь нет принципиальных различий, несмотря на различные мазхабы. Во время светового дня запрещено пить и принимать пищу. Лишь после захода солнца человек может начать разговение.
5. Если у людей возникают вопросы, то они обращаются к имамам. С этой миссией успешно справляется ДУМК. Конечно же, порой некоторые мусульмане допускают искажения и ошибки. Но чаще всего это связано не с разговением, а с ограничениями, налагаемыми в дни Рамазана. Однажды ко мне обратился мусульманин с вопросом: «Прав ли имам, запрещающий принимать душ в дни Ораза?». Безусловно, такой запрет противоречит исламу. К сожалению, все еще встречаются имамы, которые неверно истолковывают Коран. Тем не менее здесь нет принципиальных разногласий. Все-таки ислам пришел на казахскую землю не вчера – эта вера вот уже на протяжении многих веков является неотъемлемой частью нашей национальной культуры
Наш следующий эксперт согласился дать свой комментарий на условиях анонимности:
«Ораза – это соблюдение чувства меры»
1. Поскольку я человек верующий, но не религиозный, то буду отвечать, исходя именно из этого. Несомненно, Ораза – важный духовный акт для каждого, кто искренне верует и соблюдает все заповеди данной религии. Подчеркиваю: все. И уже отсюда начинает рождаться множество вопросов по этому поводу. Например, как можно поститься, если ты не следуешь другим базовым установкам ислама? Не знаю, как с этим обстоит на его исторической родине – в арабском мире, но у нас это почему-то не считается чем-то зазорным. Хотя, с другой стороны, если люди, не соблюдающие все предписания ислама, все же старательно держат пост, то, может, это их первый шаг на пути к праведности? Или некое причащение?
Поэтому по сути вашего вопроса скажу так: для истинно верующего и религиозного человека – это акт самопожертвования и демонстрация искренности своих устремлений. А для других – некий поиск пути к Всевышнему, и Ораза выступает здесь как своего рода первоначальный посыл.
2. Второй вопрос – тоже очень непростой, и попытаться ответить на него можно через призму первого. Если человек искренне верует и строго следует всем предписаниям, то для него ритуал ифтар наполняется особым смыслом. Ведь во время поста человек на протяжении всего светового дня должен не просто воздерживаться от приема воды и пищи, а в постоянном режиме быть обращенным к Всевышнему. Следовательно, это не простой акт воздержания, а сложный ритуал погружения в особое состояние общения с Создателем. Уже исходя из этого, можно предположить, что ифтар не должен считаться чем-то вроде акта релаксации после многочасового напряжения. Как мне представляется, иная трактовка сути ифтара есть не что иное, как подмена понятий.
Думаю, то же самое касается и того, каким должен быть дастархан. Если сам по себе пост предполагает воздержание, то оно должно присутствовать и в ритуале разговения. Имею в виду не аскетизм, а определенную сдержанность.
Как мне представляется, мы, казахи, в этом плане ведем себя несколько «вольнодумно». Что можно проиллюстрировать и другим примером: казахский дастархан во время тризны мало чем отличается от дастархана во время торжеств. Даже это само по себе свидетельствует о том, насколько мы вольны в своем выборе и не особо заморачиваемся в столь принципиальных вопросах. Видимо, такой же подход переносится и на ритуал разговения.
3. А чем можно измерить то, что считается духовным? Кто знает ответ на этот вопрос? Одно из измерений – количество совершенных благих дел. Знаю немало людей, которые во время Ораза стремятся получить право на проведение ифтара в мечетях. Понятно, они стараются сделать так, чтобы на него попало как можно больше страждущих и нуждающихся. Оказать посильную помощь малоимущим соотечественникам - значит совершить богоугодное дело. Что в этом плохого? Да, это бывает сопряжено с материальными расходами, а, если говорить более конкретно, с тем же забоем какого-то количества скота. Но ведь на такие траты идут затем, чтобы накормить постящихся и страждущих. Главное - чтобы при этом соблюдалось чувство меры.
4. На этот вопрос точнее ответят служители культа. Уверен, что все аспекты соблюдения Ораза так или иначе регламентируются. Или должны регламентироваться. Иначе за каждым остается право интерпретировать ритуалы так, как ему вздумается. А это уже будет неправильно.
Как мне представляется, здесь свое веское слово должно сказать Духовное управление мусульман Казахстана (ДУМК). В конце концов, ведь это его епархия. Помнится, много лет назад оно издало фетву, посвященную тому, как следует проводить обряд проводов в мир иной. Если мне не изменяет память, одним из ключевых его положений было то, что в течение трех дней в доме умершего не должен гореть очаг. Другими словами, нельзя готовить пищу. Но на протяжении всех этих лет часто приходилось и приходится наблюдать картину, когда родственники и близкие усопших не могут найти консенсус в этом деликатном вопросе. И слыша такие споры, всегда думаешь, что каждый из них по-своему прав. Однако все же полагаю, что должно быть какое-то единообразие. Как это, например, просматривается у представителей уйгурской диаспоры. Причем они, организуя тризну, проявляют больше сдержанности, чем мы. Что я считаю правильным.
Тут есть еще одни важный аспект. Если исходить из посыла, что в основе и Ораза, и ритуала ифтар лежит духовное начало, то все, что способствует единению людей, что облагораживает их помыслы и поступки, - есть благо. К тому же не будем забывать, что сегодня мы переживаем эпоху всеобщей гаджетизации, которая явно отдаляет нас друг от друга. Информации океан, а вот живого общения все меньше и меньше. Поэтому, когда люди собираются за общим дастарханом, и все проходит чинно и благородно (заметьте, без горячительных напитков), то по мне это просто замечательно. Да и сама атмосфера ифтара несколько иная, нежели во время других застолий (да простят мне правоверные такое сравнение).
5. Полагаю, что это исключительная прерогатива ДУМКа и служителей культа на местах. Поскольку наше государство является светским, но с каждым годом число желающих держать Ораза становится все больше, то им необходимо вести постоянную разъяснительную работу. Думаю, нужно не только наблюдать, но и контролировать время от времени самые принципиальные моменты соблюдения Ораза. Не в плане запретов или ограничений, а в смысле разумного (рационального) направления усилий людей, находящихся в поисках своего пути к Всевышнему.