ПЯТНИЦА, 19 ИЮЛЯ 2019 ГОДА
8146 11-07-2019, 16:13

Ораза и «ауызашар» по-казахски: что мы делаем не так?


Совсем недавно прошел очередной мусульманский пост – Ораза. Несомненно, с точки зрения духовности дело это важное и нужное. Вместе с тем, иногда возникают вполне закономерные вопросы, связанные с тем, как у нас осуществляется обрядовая сторона поста. Получить ответы на них мы решили от знающих людей, адресовав им следующие вопросы:

  1. Что есть Ораза для истинно верующего человека? В чем его смысл?
  2. Не кажется ли вам, что для некоторых наших соотечественников ритуал «ауызашар» превращается в акт (праздник) чревоугодия? Например, насколько уместно его проведение в ресторанах за столами, ломящимися от яств, употребление сладостей типа тортов и пирожных?
  3. Недавно в СМИ были приведены цифры, свидетельствующие о том, что во время мусульманского поста в Казахстане заметно увеличивается потребление мяса. Если это действительно так, то не выхолащивается ли суть Ораза как акта самоограничения, позволяющего возвысить дух, посвятить все мысли Всевышнему?
  4. Как вообще согласно канонам исповедуемой у нас формы ислама должен соблюдаться Ораза и как верующим следует проводить «ауызашар»?
  5. На ваш взгляд, надо ли проводить разъяснительную работу в этом плане? Кто и как должен это делать?

Канат Тасибеков, писатель:

1. Общеизвестно, что Ораза – один из пяти столпов ислама. И если человеку позволяет здоровье, то соблюдать пост желательно. При этом следует помнить, что среди всех основных обрядов он стоит несколько особняком. Мусульманин держит Ораза во имя Аллаха Милостивого и Милосердного и только для него. Именно поэтому это сугубо духовный акт самопожертвования.

Понятно, что временный отказ от пищи и воды в светлое время суток дает каждому почувствовать себя человеком, который в силу каких-то причин не имеет возможности, допустим, поесть и попить. Это то, что лежит, как говорится, на поверхности. На самом же деле Ораза, конечно, подразумевает под собой вещи гораздо более глубокие, чем просто отказ от еды и питья, - они относятся к категориям духовного порядка, в чем и заключается их ценность. Это и самовоспитание, и саморазвитие, и самоограничение, и воспитание воли, и приучение к смирению (сабр), и отказ от плохих помыслов, от греховных намерений, не говоря уже о дурных поступках.

Лично я держу пост уже более десяти лет, и поначалу ощущения были очень острые. Особенно в самый первый раз. Настолько себя приподнято чувствуешь, когда осознаешь, что необходимо сдерживать себя во многих вещах. В этой связи вспоминается один случай.

Я ехал на своем авто по проспекту Абылай хана, затем мне надо было повернуть на Абая и перестроиться, чтобы свернуть на улицу Желтоксан. Так получилось, что, совершая все эти маневры, я ненамеренно создал помехи другому водителю, который ехал на «мерседесе» и пытался протиснуться слева от меня. Даже не заметив его, я, в принципе, правил не нарушил. Однако тому мужчине показалось, что я его, что называется, «подрезал». Он обогнал меня справа и жестом попросил опустить окно. Я выполнил его просьбу. И тут в мою сторону полился страшнейший поток брани. В первое мгновение я тоже было вскипел, но тут вспомнил, что держу пост, улыбнулся и как можно спокойнее призвал его умерить пыл. Моя толерантность была расценена как проявление слабости, и брань продолжилась. Возможно, человеку показалось, что я испугался. Одним словом, он впал в раж и никак не мог остановиться. В другой ситуации, не будь Ораза, я бы, наверное, отреагировал по-другому. Но я не стал усугублять ситуацию, а еще раз призвал его к спокойствию и даже улыбнулся ему. Потом мы разъехались каждый по своему маршруту.

Я привел этот случай в качестве иллюстрации одной из причин того, почему я являюсь горячим сторонником соблюдения мусульманского поста.

2. Полагаю, что это временные издержки. Например, я вырос на севере Казахстана, а мой отец был партийным работником. Честно признаюсь: не помню, чтобы кто-то вокруг меня из числа родственников, друзей, соседей держал Ораза. Даже среди стариков или бабушек такие не встречались. И в мою жизнь это пришло лишь 10-12 лет назад. Сегодня в нашей стране мусульманский пост получил всеобщее распространение, и это замечательно. Например, мой сын в нынешнем году впервые держал Ораза.

А поскольку для многих это впервые, то отдельные издержки, конечно же, имеют место быть. И потому я смотрю на такие вещи достаточно спокойно, даже снисходительно, не испытывая по этому поводу чувства праведного гнева или неприятия. Все наносное пройдет, пена схлынет, а истинное и духовное останется.

Что же касается самого ритуала разговения, то он действительно сродни празднику. Целый день человек ограничивает себя в еде и питье, а с наступлением вечера он радуется тому, что смог преодолеть себя и имеет право вкусить плоды жизни.

В Коране есть аят о том, что постящиеся возрадуются дважды – первый раз при разговении, а второй раз в Судный день, когда для них откроются врата Ар-Раяна, и все, кто держал пост в течение жизни, войдут в рай. Так что в радости разговения нет ничего такого, что вступало бы в глубокое противоречие с канонами ислама. 

К тому же в некоторых мусульманских странах ритуал разговения сопровождается музыкой. А мы, казахи, - народ с широкой натурой и все мероприятия проводим с размахом. Недаром даже похороны долгожителей мы называем «той». В этом наша особенность, наше философское отношение к жизни. Что в этом может быть зазорного? Аскеза – это все-таки не про нас.

3. По-моему, вы несколько перегибаете палку в плане критического отношения к этим вещам. Я в них не вижу ничего плохого. Ораза – это время, когда люди, решившие держать пост, сознательно идут на самоограничение. А потому любой казах, организующий «ауызашар» для постящихся, стремится провести его на достойном уровне, доставить радость родственникам, друзьям, сослуживцам, соседям. И делает это, как я уже отметил, с присущей нашему народу широтой. Какой казах, приглашая домой людей, не постарается угостить их должным образом? В противном случае это был бы какой-то нонсенс. Достойно встретить любого гостя - это очень по-казахски. Мы же не можем нарушать традиции.

Поэтому я не считаю, что такой подход выхолащивает суть Ораза. Возможно, есть какие-то нюансы, но все они преходящие.

4. Народ всегда прав. Казахи говорят: «Чем искать в одиночку верную дорогу, блуждай (плутай) вместе со всеми». Поэтому если народ делает что-то так, а не иначе, то это и есть правильно. Возможно, кое-что можно покритиковать. Для этого и существуете вы – СМИ. Вы можете собрать разные мнения, что-то обсудить, что-то покритиковать. Так формируется общественное мнение. В этом суть вашей работы. Возможно, иногда граждан и общество действительно стоит поправить или направить.

И все же я не берусь утверждать, что какие-то вещи в плане соблюдения поста делаются неправильно. Уверен, со временем все недостатки выправятся. Тем более что это вернулось в наш обиход не так уж и давно. Наши люди могут не знать каких-то тонкостей соблюдения ритуалов, но ведь важнее другое – стремление к духовности, соблюдение важных канонов веры. А еще мне нравится, что есть люди, которые формально не имеют никакого отношения к религии, но при этом держат Ораза. Разве это плохо? Такие люди находятся на правильном пути. Особенно меня радует то, что среди них с каждым годом становится все больше молодых – студентов и даже школьников.

Так вот, мне кажется, что это индикатор духовного голода и идеологической пустоты, которые сегодня ощущаются все острее. Люди стремятся к чему-то светлому и чистому, к тому, за чем можно пойти, во что можно верить.

Мы с вами люди одного поколения, и нам в этом плане было легче. Хотя бы потому, что мы верили в какие-то идеалы, возможно, и химерические, но все же. А нынешней молодежи не на что опереться. И потому в этом вакууме, в этой зияющей пустоте поиск духовности крайне важен. Причем это принципиальный вопрос для всего общества, а не только для молодежи. И тут неважно, кто ты - тележечник с базара или ответственный сотрудник крупной консалтинговой компании с дипломом Гарварда.

Поэтому просто здорово, что поискам духовного предается все большее число наших граждан. Так и должно быть.

5. В первую очередь это дело служителей культа – имамов, мулл и других представителей духовенства. Чем они, в общем-то, и занимаются. Причем им следует делать это с учетом предпочтений как верующих, так и граждан со светскими убеждениями. Религия не должна разделять людей и общество. Она должна консолидировать. А для этого нужна кропотливая и грамотная разъяснительная работа в плане популяризации духовных ценностей.

Существует стереотип, что верующие люди – догматики. Но этот недостаток, к сожалению, присущ и так называемым воинствующим атеистам, коих немало в нашем обществе. И их не самое терпимое отношение к верующим согражданам, соблюдающим пост, зачастую выглядит не самым приятным образом. Меня это весьма удручает и печалит. Нам всем надо быть великодушнее по отношению друг к другу. У каждого должно быть свое право на выбор. Кто-то идет в храм, а кто-то остается человеком, верным светским принципам. Никто никому не должен пенять только за то, что наши взгляды и подходы в чем-то не совпадают.

А напоследок скажу вот еще что. Ораза и ритуал «ауызашар» - это замечательная процедура единения людей в духовном порыве. Они собираются каждый день, в большом количестве, осененные светом добра, слушают важные проповеди. Почему бы нашим властям не использовать такие собрания для просветительской работы? Там могли бы выступать влиятельные и авторитетные люди из числа казахских интеллектуалов. То есть люди, которых слушают и к которым прислушиваются.

По-моему, именно этого так не хватает в последнее время власть предержащим – умения работать с людьми.

 

Комментарии