Совсем недавно прошел очередной мусульманский пост – Ораза. Несомненно, с точки зрения духовности дело это важное и нужное. Вместе с тем, иногда возникают вполне закономерные вопросы, связанные с тем, как у нас осуществляется обрядовая сторона поста. Получить ответы на них мы решили от знающих людей, адресовав им следующие вопросы:
- Что есть Ораза для истинно верующего человека? В чем его смысл?
- Не кажется ли вам, что для некоторых наших соотечественников ритуал «ауызашар» превращается в акт (праздник) чревоугодия? Например, насколько уместно его проведение в ресторанах за столами, ломящимися от яств, употребление сладостей типа тортов и пирожных?
- Недавно в СМИ были приведены цифры, свидетельствующие о том, что во время мусульманского поста в Казахстане заметно увеличивается потребление мяса. Если это действительно так, то не выхолащивается ли суть Ораза как акта самоограничения, позволяющего возвысить дух, посвятить все мысли Всевышнему?
- Как вообще согласно канонам исповедуемой у нас формы ислама должен соблюдаться Ораза и как верующим следует проводить «ауызашар»?
- На ваш взгляд, надо ли проводить разъяснительную работу в этом плане? Кто и как должен это делать?
Канат Тасибеков, писатель:
1. Общеизвестно, что Ораза – один из пяти столпов ислама. И если человеку позволяет здоровье, то соблюдать пост желательно. При этом следует помнить, что среди всех основных обрядов он стоит несколько особняком. Мусульманин держит Ораза во имя Аллаха Милостивого и Милосердного и только для него. Именно поэтому это сугубо духовный акт самопожертвования.
Понятно, что временный отказ от пищи и воды в светлое время суток дает каждому почувствовать себя человеком, который в силу каких-то причин не имеет возможности, допустим, поесть и попить. Это то, что лежит, как говорится, на поверхности. На самом же деле Ораза, конечно, подразумевает под собой вещи гораздо более глубокие, чем просто отказ от еды и питья, - они относятся к категориям духовного порядка, в чем и заключается их ценность. Это и самовоспитание, и саморазвитие, и самоограничение, и воспитание воли, и приучение к смирению (сабр), и отказ от плохих помыслов, от греховных намерений, не говоря уже о дурных поступках.
Лично я держу пост уже более десяти лет, и поначалу ощущения были очень острые. Особенно в самый первый раз. Настолько себя приподнято чувствуешь, когда осознаешь, что необходимо сдерживать себя во многих вещах. В этой связи вспоминается один случай.
Я ехал на своем авто по проспекту Абылай хана, затем мне надо было повернуть на Абая и перестроиться, чтобы свернуть на улицу Желтоксан. Так получилось, что, совершая все эти маневры, я ненамеренно создал помехи другому водителю, который ехал на «мерседесе» и пытался протиснуться слева от меня. Даже не заметив его, я, в принципе, правил не нарушил. Однако тому мужчине показалось, что я его, что называется, «подрезал». Он обогнал меня справа и жестом попросил опустить окно. Я выполнил его просьбу. И тут в мою сторону полился страшнейший поток брани. В первое мгновение я тоже было вскипел, но тут вспомнил, что держу пост, улыбнулся и как можно спокойнее призвал его умерить пыл. Моя толерантность была расценена как проявление слабости, и брань продолжилась. Возможно, человеку показалось, что я испугался. Одним словом, он впал в раж и никак не мог остановиться. В другой ситуации, не будь Ораза, я бы, наверное, отреагировал по-другому. Но я не стал усугублять ситуацию, а еще раз призвал его к спокойствию и даже улыбнулся ему. Потом мы разъехались каждый по своему маршруту.
Я привел этот случай в качестве иллюстрации одной из причин того, почему я являюсь горячим сторонником соблюдения мусульманского поста.
2. Полагаю, что это временные издержки. Например, я вырос на севере Казахстана, а мой отец был партийным работником. Честно признаюсь: не помню, чтобы кто-то вокруг меня из числа родственников, друзей, соседей держал Ораза. Даже среди стариков или бабушек такие не встречались. И в мою жизнь это пришло лишь 10-12 лет назад. Сегодня в нашей стране мусульманский пост получил всеобщее распространение, и это замечательно. Например, мой сын в нынешнем году впервые держал Ораза.
А поскольку для многих это впервые, то отдельные издержки, конечно же, имеют место быть. И потому я смотрю на такие вещи достаточно спокойно, даже снисходительно, не испытывая по этому поводу чувства праведного гнева или неприятия. Все наносное пройдет, пена схлынет, а истинное и духовное останется.
Что же касается самого ритуала разговения, то он действительно сродни празднику. Целый день человек ограничивает себя в еде и питье, а с наступлением вечера он радуется тому, что смог преодолеть себя и имеет право вкусить плоды жизни.
В Коране есть аят о том, что постящиеся возрадуются дважды – первый раз при разговении, а второй раз в Судный день, когда для них откроются врата Ар-Раяна, и все, кто держал пост в течение жизни, войдут в рай. Так что в радости разговения нет ничего такого, что вступало бы в глубокое противоречие с канонами ислама.
К тому же в некоторых мусульманских странах ритуал разговения сопровождается музыкой. А мы, казахи, - народ с широкой натурой и все мероприятия проводим с размахом. Недаром даже похороны долгожителей мы называем «той». В этом наша особенность, наше философское отношение к жизни. Что в этом может быть зазорного? Аскеза – это все-таки не про нас.
3. По-моему, вы несколько перегибаете палку в плане критического отношения к этим вещам. Я в них не вижу ничего плохого. Ораза – это время, когда люди, решившие держать пост, сознательно идут на самоограничение. А потому любой казах, организующий «ауызашар» для постящихся, стремится провести его на достойном уровне, доставить радость родственникам, друзьям, сослуживцам, соседям. И делает это, как я уже отметил, с присущей нашему народу широтой. Какой казах, приглашая домой людей, не постарается угостить их должным образом? В противном случае это был бы какой-то нонсенс. Достойно встретить любого гостя - это очень по-казахски. Мы же не можем нарушать традиции.
Поэтому я не считаю, что такой подход выхолащивает суть Ораза. Возможно, есть какие-то нюансы, но все они преходящие.
4. Народ всегда прав. Казахи говорят: «Чем искать в одиночку верную дорогу, блуждай (плутай) вместе со всеми». Поэтому если народ делает что-то так, а не иначе, то это и есть правильно. Возможно, кое-что можно покритиковать. Для этого и существуете вы – СМИ. Вы можете собрать разные мнения, что-то обсудить, что-то покритиковать. Так формируется общественное мнение. В этом суть вашей работы. Возможно, иногда граждан и общество действительно стоит поправить или направить.
И все же я не берусь утверждать, что какие-то вещи в плане соблюдения поста делаются неправильно. Уверен, со временем все недостатки выправятся. Тем более что это вернулось в наш обиход не так уж и давно. Наши люди могут не знать каких-то тонкостей соблюдения ритуалов, но ведь важнее другое – стремление к духовности, соблюдение важных канонов веры. А еще мне нравится, что есть люди, которые формально не имеют никакого отношения к религии, но при этом держат Ораза. Разве это плохо? Такие люди находятся на правильном пути. Особенно меня радует то, что среди них с каждым годом становится все больше молодых – студентов и даже школьников.
Так вот, мне кажется, что это индикатор духовного голода и идеологической пустоты, которые сегодня ощущаются все острее. Люди стремятся к чему-то светлому и чистому, к тому, за чем можно пойти, во что можно верить.
Мы с вами люди одного поколения, и нам в этом плане было легче. Хотя бы потому, что мы верили в какие-то идеалы, возможно, и химерические, но все же. А нынешней молодежи не на что опереться. И потому в этом вакууме, в этой зияющей пустоте поиск духовности крайне важен. Причем это принципиальный вопрос для всего общества, а не только для молодежи. И тут неважно, кто ты - тележечник с базара или ответственный сотрудник крупной консалтинговой компании с дипломом Гарварда.
Поэтому просто здорово, что поискам духовного предается все большее число наших граждан. Так и должно быть.
5. В первую очередь это дело служителей культа – имамов, мулл и других представителей духовенства. Чем они, в общем-то, и занимаются. Причем им следует делать это с учетом предпочтений как верующих, так и граждан со светскими убеждениями. Религия не должна разделять людей и общество. Она должна консолидировать. А для этого нужна кропотливая и грамотная разъяснительная работа в плане популяризации духовных ценностей.
Существует стереотип, что верующие люди – догматики. Но этот недостаток, к сожалению, присущ и так называемым воинствующим атеистам, коих немало в нашем обществе. И их не самое терпимое отношение к верующим согражданам, соблюдающим пост, зачастую выглядит не самым приятным образом. Меня это весьма удручает и печалит. Нам всем надо быть великодушнее по отношению друг к другу. У каждого должно быть свое право на выбор. Кто-то идет в храм, а кто-то остается человеком, верным светским принципам. Никто никому не должен пенять только за то, что наши взгляды и подходы в чем-то не совпадают.
А напоследок скажу вот еще что. Ораза и ритуал «ауызашар» - это замечательная процедура единения людей в духовном порыве. Они собираются каждый день, в большом количестве, осененные светом добра, слушают важные проповеди. Почему бы нашим властям не использовать такие собрания для просветительской работы? Там могли бы выступать влиятельные и авторитетные люди из числа казахских интеллектуалов. То есть люди, которых слушают и к которым прислушиваются.
По-моему, именно этого так не хватает в последнее время власть предержащим – умения работать с людьми.