1154 18-07-2019, 16:01

ЖКХ: реальное решение реальных проблем

В силу объективных причин состояние жилищно-коммунального хозяйства в Казахстане долгое время было аховым. Изношенность сетей достигла критического уровня, что не позволяло оказывать населению качественные коммунальные услуги. Но в последние годы ситуация стала кардинально меняться. Обратить проблемы вспять помогла рассчитанная до 2020 года государственная программа развития регионов, одним из ключевых положений которого стала модернизация ЖКХ.

Основная цель реализации этой программы применительно к сфере ЖКХ заключается в снижении износа систем электро-, тепло-, газоснабжения, а также в ремонте и замене теплопроизводящих мощностей. А потому предусмотрены строительство новых объектов и реконструкция тех, которые уже находятся в эксплуатации. При этом за основу берется применение современных энергосберегающих материалов и технологий. В секторе теплоснабжения это, например, предизолированные трубы и насосы с частотным регулированием. Еще одно серьезное направление – капитальный ремонт общего имущества объектов кондоминиума – кровли, подъезда, подвала, фасада, лифтового оборудования с обязательной установкой автоматизированной системы регулирования теплопотребления и общедомовых приборов учета тепловой энергии.

За годы реализации этой программы государству удалось снять остроту проблем в жилищно-коммунальной сфере. Но до конца она, понятное дело, еще не решена – слишком обширен комплекс задач и очень дорогостоящи реализуемые в этой сфере проекты. Полная модернизация ЖКХ займет не один год и даже, может, не одно десятилетие. И с этой точки зрения важно, что президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев не забывает регулярно напоминать министрам и акимам о необходимости держать вопросы состояния ЖКХ на постоянном контроле. Причем первые результативные шаги уже сделаны, а значит, можно, используя полученный опыт, двигаться дальше.

Важность реализуемых в рамках модернизации ЖКХ проектов трудно переоценить, так как они напрямую затрагивают качество жизни каждого казахстанца. Только в прошлом году либо с нуля проложены, либо были модернизированы 260,9 км сетей теплоснабжения, 2,4 тысячи км сетей электроснабжения, 2,6 тысячи км сетей газоснабжения, 5 тысяч км сетей водоснабжения, 520 км сетей водоотведения. По сравнению с предыдущим отчетным периодом рост доли модернизированных и построенных сетей теплоснабжения составил 102,2 процента, водоснабжения – 107,1 , водоотведения – 103,4 процента. Доля же объектов кондоминиума, требующих капитального ремонта благодаря уже проведенным мероприятиям, снижена до 22,7 процента.

Да, процесс модернизации ЖКХ влетает государству в копеечку, но, как говорится, овчинка стоит выделки. В частности, реализация 49 проектов по строительству и реконструкции систем водоснабжения и водоотведения в городской местности обошлась в прошлом году республиканскому бюджету в сумму, превышающую 25 миллиардов тенге. Аналогичные мероприятия в сельской местности потребовали куда более серьезных вложений: реализация 282-х проектов обошлась почти в 70 миллиардов тенге. Но уже есть и отдача. В городах из этого числа введены в эксплуатацию 18 объектов, в сельской местности – 115. Остальные будут введены в нынешнем году. Или вот другой пример: на реализацию 15 проектов по строительству и реконструкции групповых водопроводов из бюджета было выделено свыше 12 миллионов тенге. Реализовано пока пять из них. Но благодаря им произошло улучшение водоснабжения сразу в 41 сельском населенном пункте. И это тот случай, когда цифры говорят красноречивее любых слов.

Стоит отметить и другой фактор. Проводимая в рамках программы развития регионов модернизация жилищно-коммунальной сферы – процесс гибкий, позволяющий применять новые механизмы и менять акценты, что особенно важно, когда речь идет о бюджетных средствах. Характеризует его, в частности, стремление развивать государственно-частное партнерство в этой сфере. Кстати, в январе 2017 года такая задача была поставлена первым президентом страны в Послании народу Казахстана «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность». Тогда Нурсултан Назарбаев подчеркивал, что с учетом важного социального и стратегического значения объектов ЖКХ, международного опыта развития ГЧП в секторе коммунальной инфраструктуры и рекомендаций международных финансовых организаций необходим постепенный, поэтапный переход к реализации проектов ГЧП и передаче объектов ЖКХ в доверительное управление. При этом, конечно, нужно учитывать все возможные риски. Приверженцем такой политики является и действующий президент РК Касым-Жомарт Токаев. В марте этого года в ходе совещания с акимами он сделал акцент на необходимости пристального внимания к вопросам ЖКХ, а именно к проблемам в сфере тепло- и водоснабжения, водоотведения, к качеству дорог, газификации. Он поручил «проконтролировать максимальное вовлечение отечественных производителей в данные проекты».

Механизмы ГЧП в коммунальной сфере широко применяются во всем мире. Например, в странах Европы они используются в основном при строительстве мусороперерабатывающих заводов и опреснительных станций, в странах Азии – в сферах электроэнергетики, водоснабжения и водоотведения. Для Казахстана такое сотрудничество государства и частного капитала тоже может стать реальностью. За последние два года сделано немало в плане придания ускорения механизму ГЧП в ЖКХ - определены перспективные для частного бизнеса проекты, систематически ведется коммерциализация отрасли. Как отмечают в АО «КазЦентр ЖКХ», «в различных регионах страны процесс привлечения внебюджетных инвестиций и частного менеджмента в сектор ЖКХ уже начался».

В качестве успешного примера приводится ТОО «Водные ресурсы-Маркетинг», осуществляющее водоснабжение и водоотведение в городе Шымкенте. Отмечается, что, начиная с 2009 года, эта компания сотрудничает с Европейским банком реконструкции и развития по привлечению инвестиций на реконструкцию и модернизацию систем водоснабжения и водоотведения. Общая сумма вложений – 19 миллиардов тенге (из них 9 миллиардов составляют займы ЕБРР). И результаты такого партнерства на самом деле впечатляющие. Реализация проекта привела к снижению удельной нормы расхода электроэнергии с 0,87 до 0,09 кВт/м.куб, нормативно-технических потерь - с 33,9 до 16,8 процента, степени износа водопровода – с 64 до 38,3 процента, канализации - с 72-х до 53,1 процента. Также к плюсам проекта можно отнести произведенную модернизацию очистных сооружений и установку станции обработки биогаза, а также рост охвата приборами учета: если в 1996 году он составлял 5,2 процента, то за десять лет, к 2016 году, достиг ста процентов, в результате чего коммерческие потери снизились с 30 до трех процентов.

Не менее показателен опыт передачи в доверительное управление нескольких городских водоканалов в разных регионах Казахстана. Эффект от прихода частника очевиден. Это снижение в несколько раз аварийности, а сверхнормативных потерь - с 20 до 4-х процентов, оптимизация кадровой политики и системы госзакупок, внедрение энергосберегающих технологий.

Эти примеры и постоянная работа государственных органов над повышением инвестиционной привлекательности сферы ЖКХ уже в ближайшей перспективе, как отмечают аналитики, позволит Казахстану встать на путь, который сегодня проходят страны Европы, Индия и Китай.

Тут была мобильная реклама Тут была реклама

Комментарии