ПЯТНИЦА, 19 ИЮЛЯ 2019 ГОДА
1369 20-06-2019, 15:58

Эстафета ответственности


Казахстанская политическая история начала новый отсчет времени с новым президентом К.-Ж. Токаевым. Почти сразу же после его избрания многие наблюдатели поспешили заявить, что внешнеполитический курс  Казахстана при нем меняться не будет.

С одной стороны, по логике вещей оно так и должно быть, поскольку именно сам Касым-Жомарт Кемелевич долгие годы созидал эту самую политику и формировал ее архитектонику. И по справедливости многие ее успехи по праву могут олицетворяться с его именем.

В своей инаугурационной речи новый глава государства так сформулировал базовые принципы казахстанской внешней политики на ближайшие годы:    «Казахстан завоевал большой авторитет в мире, утвердил себя как миролюбивая, открытая страна, надежный и ответственный партнер в международных делах.

Мы продолжим конструктивный, сбалансированный, многовекторный внешнеполитический курс, будем твердо продвигать и отстаивать национальные интересы на мировой арене. Внешнеполитическая деятельность страны будет приносить конкретные выгоды стране, национальному бизнесу, каждому гражданину», - подчеркнул он.

Казалось бы, все ясно и понятно, но не будем забывать, что сегодня мы живем в очень динамичном и непростом мире, когда подспудные процессы геополитики, скрытые от непосвященного глаза, выдвигают перед мировым сообществом все более неожиданные вызовы.

С момента приобретения независимости Казахстан активно выстраивал свой многовекторный внешнеполитический курс. А учитывая специфическое геополитическое положение страны, этот процесс не был простым или легким. Поэтому его дальнейшее углубление – дело сложное, требующее и времени, и постоянных усилий, и первоклассного дипломатического мастерства. Ведь речь идет, по существу, о выстраивании внешней политики в условиях все более усложняющейся международной обстановки.

Казахстанская сторона все эти годы методично и терпеливо выкладывала мозаику своей внешней политики. Именно поэтому ее отличал высокий уровень прагматизма. Ведь поддерживать стратегическое союзничество с Россией и одновременно налаживать равноправные партнерские отношения с мировыми центрами принятия решений (США, Китай, Евросоюз) для молодой развивающейся страны было не совсем просто.

Многое уже сделано. Но все-таки это только начало. Тем более, что система международных отношений переживает не самые лучше времена. Усиливаются конфронтационные тенденции, и все явственнее ощущается дыхание набирающей обороты гонки вооружений. Еще вспыхивают так называемые локальные конфликты, каждый из которых в принципе может стать детонатором международного конфликта иного размаха и характера.

Как показывает практика, пути истории зачастую оказываются сложнее и извилистее, чем наши представления о них. Становящаяся казахстанская государственность с первых минут своего существования должна была органично вписаться в сложную систему международных отношений конца ХХ века. И она успешно решила эту неординарную задачу. Сегодня Казахстан узнаваемая и признаваемая в мире страна. Но предстоит сделать еще большее. Именно поэтому, с самого начала Казахстан на всякого рода международных форумах, конференциях, встречах выдвигал конкретные проекты решения тех или иных проблем в интересах укрепления мира.

В итоге ясный динамичный внешнеполитический курс Казахстана получил широкое международное признание.  

Мы открыто заявляем миру, что наша внешняя политика – это политика мира и добрососедства. А наше стремление к миру определяют не только соображения гуманного общечеловеческого характера, но и наши государственные интересы, так как мир выгоден нам, так как мирное сосуществование стимулирует социальный прогресс. Потому что наша

мирная политика – одновременно и политика, способствующая социальному прогрессу во всем мире.

Мир, в котором мы живем, проходит через историческую полосу крутых перемен, затрагивающих основы социального порядка. И если бы принципы мирного сосуществования были средством сохранения социально-политического статус-кво, они бы были сметены тем порывом к свободе и справедливости, который охватил наш мир в последнее время. Но при этом Казахстан не призывает искусственно заморозить существующее положение вещей. Базовый посыл нашей внешней политики зиждется на понимании того, что мирное сосуществование регламентирует не поведение социальных групп и классов внутри государств, а поведение и политика государств на международной арене. Оно призвано создать такой мировой порядок, при котором неизбежные социальные перемены внутри государств не вели бы к международным конфликтам, столкновениям, опустошительным войнам. Таков единственно подлинный смысл нашей внешней политики.

В практическом плане наша страна уже давно может считаться активным игроком геополитики. Достаточно напомнить, какую роль сыграл Казахстан, когда несколько лет назад неожиданно обострились российско-турецкие отношения. А если вспомнить, что именно при непосредственном участии К.-Ж. Токаева был запущен механизм Астанинского переговорного процесса по Сирии, то думается, что и в дальнейшем мы не будем оставаться в стороне. Тем более, что почти все стороны этого непросто конфликта, отдавая должное усилиям нашей страны, вместе с тем признают, что именно в нашей столице формируются как повестка дня, так и контуры будущего Сирии. Умные и тонкие посредники всегда были в цене при решении самых сложных международных проблем. И имидж такого посредника только укрепляет международный авторитет Казахстана. Поэтому, можно предположить, что как один из инициаторов этого процесса, наш новый президент не будет останавливаться на достигнутом и продолжит усилия в этом направлении.  

Мы уже как-то отмечали, что одной из сильнейших сторон К.-Ж. Токаева является то, что он узнаваем и вхож в самые важные столицы мира. А значит, мы, по логике вещей, не будем оставаться в стороне от многих важнейших и принципиальных процессов мировой политики. И уже поэтому, остановив свой выбор на Токаеве, Н. Назарбаев сделал очень правильный и верный расчет.

Блестящий карьерный дипломат, хорошо знающий языки, умеющий вести самые сложные переговоры, прекрасно ориентирующийся в «кухне» международной дипломатии и, самое главное, имеющий перспективное видение, как и в каком направлении должна будет двигаться внешняя политика суверенного Казахстана в ближайшие годы.  

Комментарии