ВОСКРЕСЕНЬЕ, 25 ОКТЯБРЯ 2020 ГОДА
1490 21-10-2018, 08:00

Глобальное миротворчество


С первых шагов на международной арене в качестве суверенной страны Казахстан зарекомендовал себя как приверженец активной внешней политики. Наглядным подтверждением этого являются многочисленные инициативы нашей страны, которые всегда вызывали и вызывают широкий международный резонанс.

И это не удивительно, поскольку все они направлены на укрепление стабильности, глобального мира и всеобщей безопасности. К тому же Казахстан всегда стремится добиться практической реализации своих инициатив, а это является залогом того, что его внешняя политика получала широкую международную поддержку и способствовала росту авторитета нашей страны в мире.

Достижение таких успешных позиций в геополитических процессах было дело нелегким. Но последовательное и поступательное движение к поставленным во внешней политике целям дает вполне закономерные результаты.

Очередным шагом на этом пути стала глубоко продуманная Концепция внешней политики РК на 2014-2020 годы. Один из ее пунктов гласит: «Внешняя политика Казахстана основана на принципах многовекторности, сбалансированности, прагматизма, взаимной выгоды, твердом отстаивании национальных интересов страны. Казахстан выступает за равенство всех государств мира, учет взаимных интересов и невмешательство во внутренние дела друг друга, а также за мирное и коллективное решение международных проблем и конфликтов на основе Устава ООН и верховенства международного права».

На данный момент Казахстан установил дипломатические отношения почти со 170-ю странами мира. Казахстанская дипломатия в своей повседневной работе широко использует весь опыт мировой практики международных отношений. Касается ли это создания дипломатических представительств или консульств, активного участия в международном сотрудничестве по актуальным проблемам мировой политики, достижения продуктивных межправительственных и межгосударственных соглашений, деятельного участия в авторитетных международных организациях, форумах, переговорных процессах и системе взаимных консультаций по тем или иным вопросам.

Важнейшее значение отечественная дипломатия придает такой форме своей работы, как представительство в зарубежных странах и международных организациях. За годы независимости Казахстан создал разветвленную сеть своих диппредставительств в мире: почти 60 посольств, свыше десятка генконсульств, 15 консульств и пять постоянных представительств при международных организациях.

Наши дипломаты за рубежом выполняют важную работу, направленную на защиту интересов и прав граждан Казахстана, занимаются разрешением возникающих проблем и оформлением необходимых документов. Значительное место в их работе занимает развитие двусторонних отношений с правительствами дружественных стран, а также активное продвижение имиджа нашей страны в плане создания благоприятных условий для прихода инвестиций в отечественную экономику. В то же время, казахстанская дипломатия прилагает большие усилия по либерализации визового режима для наших граждан. На сегодняшний день мы официально имеем безвизовый режим с более чем 30 странами мира.

Можно быть уверенными, что во все книги по истории мировой дипломатии наша страна войдет как признанный лидер мирового антиядерного движения. Ведь именно с шага в этом направлении Казахстан начал свое вхождение в систему международных отношений. И в этом смысле дата 29 августа стала неким рубежом в истории мировой дипломатии. Именно в этот день в 1991 году указом президента Н. Назарбаева был закрыт Семипалатинский ядерный полигон. Но даже после этого наше политическое руководство неустанно проводит четкую линию на окончательный отказ от этого смертоносного потенциала. Одним из таких шагов стала инициатива президента Казахстана, когда в 2009-м году на 64-й сессии Генассамблеи ООН с его подачи 29 августа был объявлен Международным днем действий против ядерных испытаний.

Несомненно, это был момент триумфа миролюбивой внешней политики Казахстана. Во-первых, такой шаг стал признанием роли нашей страны в процессе ядерного разоружения и укрепления международной безопасности. А во-вторых, казахстанская инициатива стала логическим продолжением стремления мировой общественности по созданию мира, свободного от ядерного оружия.

Но даже на фоне таких однозначных успехов наша страна продолжает наращивать свои усилия в этом направлении. Так, уже на следующей 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН президент Н.Назарбаев предложил начать процесс по созданию безъядерных зон в различных регионах мира, в частности на Ближнем Востоке. Помимо этого, нашей стороной был предложен ряд мер по усилению системы международной безопасности путем укрепления мер доверия между государствами.

«Ядерные державы должны предоставить гарантии неприменения силы всем отказавшимся от обладания ядерным оружием странам», – отметил руководитель Казахстана. Мы также добиваемся окончательного вступления в силу Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). Он был принят в 1996 году на 50 сессии Генассамблеи ООН. В настоящий момент его подписали 183 страны, в том числе 41 государство из 44, необходимых для вступления договора в силу. Однако принятие документа неоправданно за-

тянулось. В связи с этим в 2006 году Генассамблей ООН была принята резолюция, призывающая «запоздавшие» государства к скорейшему подписанию и ратификации ДВЗЯИ. Поэтому усилия Казахстана по праву могут считаться весьма актуальными и необходимыми в плане укрепления международной безопасности.

Казахстан известен в мире не только как генератор многих важных инициатив, но и как страна, готовая предоставить площадку для важнейших международных форумов, саммитов и совещаний, имеющих принципиальное значение для процессов глобальной политики. Быть важным участником таких процессов и играть в них заметную роль позволяет геополитическое положение нашей страны между важнейшими мировыми игроками и цивилизационными центрами.

Не секрет, что в международной политике в последние годы все явственнее ощущается нарастание именно цивилизационных противоречий, что выдающиеся мыслители современности предсказывали еще на исходе ХХ века. Поэтому, учитывая, что в культурологическом плане мы принадлежим к исламскому миру, Казахстан придает большое значение своему членству в Организации исламской конференции (ОИК) и прилагает все усилия, чтобы оно было продуктивным. Например, в 2011-2012 годах Казахстан получил право председательства в Организации исламской конференции.

28-30 июня 2011 года в Астане прошла 38-я сессия Совета министров иностранных дел Организации Исламского Сотрудничества (СМИД ОИС). Данную встречу можно назвать исторической, поскольку на ней было принято решение о переименовании ОИК в «Организацию Исламского Сотрудничества», а также была учреждена постоянная комиссия по правам человека. На представительном форуме впервые был принят план действий ОИС по сотрудничеству с Центральной Азией.

Кроме того, программное выступление президента Казахстана Н.Назарбаева перед представителями мусульманской уммы заложило основу принятой форумом Астанинской декларации ОИС, которая по своему содержанию стала наиболее прогрессивным документом организации за все время ее существования, провозгласившим модернизацию и реформы в качестве основ развития исламского мира в XXI веке. Столь активная позиция Казахстана в самой представительной организации исламского мира и его нестандартные подходы по ее реорганизации получила высокую оценку в мировом сообществе.

Даже беглый анализ показывает, что на всех направлениях по укреплению системы международной безопасности Казахстан всегда демонстрирует новые и неординарные подходы, конкретные и вполне достижимые решения, и все его усилия направлены прежде всего на то, чтобы сделать международную обстановку более спокойной, безопасной и предсказуемой.

Казахстанские инициативы – лишь фрагмент мировой политики, но фрагмент далеко не ординарный, фрагмент важный и принципиальный. Отсюда – жизненность, актуальность казахстанских предложений, не только с нашей, казахстанской, но и общемировой точки зрения.

 

Комментарии