С самого начала суверенной истории Казахстан продекларировал миролюбивую направленность своей внешней политики. И с самого первого шага наглядно продемонстрировал это на практике, добровольно отказавшись от доставшегося ему в наследство от Советского Союза ядерного потенциала.
За этим последовали и другие судьбоносные инициативы, начиная от проблем ядерного разоружения и до вопросов обеспечения региональной безопасности.
На протяжении всего периода своей независимости наша страна выступает с миротворческими инициативами, в том числе в сфере ядерного разоружения и его нераспространения.
И поскольку каждое из них имело для судеб мира неоспоримое значение, стоит вспомнить некоторые из них.
Прежде всего, непреложным вкладом Казахстана в глобальный процесс разоружения стало закрытие 29 августа 1991 года Семипалатинского испытательного ядерного полигона. Некоторое время спустя президент Нурсултан Назарбаев принял решение о добровольном отказе от четвертого в мире по мощности ядерного арсенала.
В числе первых в 1996 году Казахстан подписал Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ), не откладывая дело в долгий ящик, ратифицировал его и настойчиво призывал государства, не ратифицировавшие либо не подписавшие договор, сделать это как можно скорее.
В 2006 году был подписан договор о создании в Центральной Азии зоны, свободной от ядерного оружия (ЦАЗСЯО). Еще одна наша инициатива касалась предоставления в рамках ООН странами так называемой «ядерной пятеркой» гарантий неприменения силы и угрозы применения силы в отношении участников нашей безъядерной зоны. Она вошла в историю под формулировкой «негативные гарантии».
29 августа 2012 года Нурсултан Назарбаев на международной парламентской конференции «От запрета ядерных испытаний к миру, свободному от ядерного оружия» в Астане дал старт проекту «ATOM». В рамках данного проекта каждый человек в мире, выступающий против ядерного оружия, может подписаться под онлайн-петицией к правительствам всех стран с призывом навсегда отказаться от ядерных испытаний и обеспечить скорейшее вступление в силу ДВЗЯИ.
По инициативе проекта «АТОМ» 29 августа, в Международный день действий против ядерных испытаний, по всему миру в память о жертвах испытаний ядерного оружия, ежегодно в 11.05 по местному времени проходит «Минута молчания».
В феврале и апреле 2013 года в Алматы состоялись очередные переговоры стран «шестерки» и Ирана, результаты которых способствовали разблокированию переговорного процесса и со временем привели к подписанию Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) между группой Р5+1 (пять постоянных членов Совбеза ООН плюс Германия) и Ираном. В конце 2015 года Казахстан принял непосредственное участие в практической реализации этого плана.
Еще одной важной инициативой, подчеркивающей вклад Казахстана в процесс использования атома безопасным и мирным способом, стало подписанное в Астане 27 августа 2015 года соглашение между нашей страной и Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ) о размещении на Ульбинском металлургическом заводе в городе Усть-Каменогорске банка низкообогащенного урана.
Кроме того, Казахстан стал инициатором и соавтором Всеобщей декларации о построении мира, свободного от ядерного оружия, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 2015 года.
По инициативе нашей страны Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла резолюцию об объявлении 29 августа Международным днем действий против ядерных испытаний.
В 2015 году министры иностранных дел Казахстана и Японии успешно провели в Нью-Йорке IX конференцию по содействию вступления в силу ДВЗЯИ. Важнейшим шагом в совместной работе Казахстана и Японии в направлении скорейшего вступления в силу ДВЗЯИ стало совместное заявление в октябре 2015 года Елбасы и премьерминистра Синдзо Абэ по поводу скорейшего законодательного запрещения ядерных испытаний во всем мире.
31 марта 2016 года на полях IV саммита по ядерной безопасности в Вашингтоне Нурсултан Назарбаев представил свой Манифест «Мир. XXI век», где предложил мировому сообществу стратегию борьбы с вирусом войн и конфликтов, призвав к согласованным действиям по построению мира без ядерного оружия.
Все эти инициативы и их позитивное восприятие международным сообществом являются свидетельством того, что стратегические успехи казахстанской политики мира становятся сегодня неоспоримым фактором международной жизни.
Еще одним свидетельством возросшего авторитета Казахстана стало его избрание 28 июня 2016 года членом Совета Безопасности Организации Объединенных Наций. Тем самым мы вошли в пул 15 авторитетнейших стран мира, на которые возложена ответственная миссия по обеспечению глобальной безопасности. С начала текущего года Казахстан занял пост председателя Совета Безопасности ООН.
Понимая ответственность возложенной на нашу страну миссии, отечественная дипломатия сразу же обозначила широкий спектр проблем международной безопасности, который будет вынесен на обсуждение ООН. В этот круг входят вопросы нераспространения ядерного оружия, ситуация в Афганистане, Центральной Азии и на Ближнем Востоке.
В частности, о построении регионального партнерства в Афганистане и Центральной Азии в качестве модели взаимозависимости безопасности и развития. Тем самым Астана дает понять, что задачи по укреплению региональной безопасности будет одной из центральных тем во время председательствования Казахстана в СБ ООН. Это особенно актуально, учитывая, что Афганистан долгие годы является очагом перманентной напряженности в так называемой Большой Центральной Азии.
Тут будет уместно вспомнить, что и до этого, Казахстан целенаправленно продвигал линию, направленную на расширение безопасности в Афганистане. Причем его конкретные предложения касались всего спектра этой сложнейшей проблемы, начиная от общей политической ситуации в этой стране, так и конкретных подходов борьбы с терроризмом.
Так, Астана предлагала сосредоточить внимание на проблеме сокращающейся международной гуманитарной помощи, поступающей в Афганистан, и указал на необходимость исключения имеющей место быть конкуренции между различными структурами самой ООН.
Демонстрируя свою изначальную приверженность моральным принципам при разрешении сложнейших международных проблем, одной из которой является борьба с терроризмом, президент Н.Назарбаев выдвинул идею по подготовке и согласованию Астанинского кодекса поведения при проведении антитеррористических операций. Можно смело утверждать, что это было новым словом в международной дипломатии.
Все эти шаги нашей страны на столь ответственном посту свидетельствуют о том, что мы и впредь будем системно продвигать в ООН региональный подход к решению афганской проблемы. Только такой подход может гарантировать смягчение напряженности в Афганистане, поскольку дает шанс на комплексное развитие социально-экономического сегмента и сферы безопасности региона в целом. Как полагают международные наблюдатели, можно ожидать дальнейших предложений казахстанской дипломатии, направленных на реализацию транспортных или энергетических проектов регионального масштаба, конечной целью которых будет укрепление стабильности как в Афганистане, так и во всей Центральной Азии.
Эволюция роли Казахстана в системе международных отношений – это результат неустанных усилий и кропотливого труда Елбасы и ответственного подхода отечественной дипломатии к практической реализации его внешнеполитической стратегии. Результатом этого является то, что сегодня Казахстан воспринимается в мире как активный участник крупных международных миротворческих процессов.
Казахстанская стратегия мира – это долговременный политический курс, рассчитанный на создание внешнеполитических условий, благоприятствующий социальному прогрессу всех стран мира. И поэтому он отвечает высшим интересам человечества и отражает глубинные закономерности мирового развития в наше непростое и противоречивое время. Активно и целеустремленно проводя этот курс, Казахстан с честью вносит свой посильный вклад в процесс укрепления международной безопасности.