В 20-х числах апреля прошли чемпионаты Азии во всех «ударных» для Казахстана летних видах спорта. Их итоги дают определенное представление о шансах наших атлетов на Олимпийских играх в Токио, до старта которых остались год и три месяца. К сожалению, пока перспективы выглядят не очень радужными.
Напомним, что на прошлой Олимпиаде 2016-го казахстанцы завоевали 18 медалей, включая одну, перешедшую к нашему штангисту в результате дисквалификации его соперника. Из них в тяжелой атлетике – 6 (в том числе 1 «золото»), в боксе – 5 (1), в борьбе – 3, в дзюдо – 2, в плавании – 1 (1), в легкой атлетике – 1. От представителей этих же видов, особенно первых четырех, руководители отечественного спорта и болельщики ждут призовых мест в Токио. И именно штангисты, боксеры, борцы, дзюдоисты, а также легкоатлеты в 20-х числах апреля участвовали в чемпионатах Азии.
Начнем с анализа результатов в тяжелой атлетике и боксе, которые на трех предыдущих Олимпиадах были главными поставщиками наград в казахстанскую копилку
Тяжелая атлетика: провал за провалом
Если прежде на континентальные первенства ездили в основном вторые и третьи номера сборной Казахстана, то теперь пришлось отправлять практически всех лидеров. Это вызвано кардинальными изменениями в системе отбора на Олимпиаду и тем, что наши штангисты оказались в ситуации, когда им крайне необходимо набирать рейтинговые очки для завоевания лицензий.
Предолимпийская отборочная кампания началась с прошлогоднего чемпионата мира. На нем большинство казахстанцев показало удручающие результаты, о чем автор этих строк писал в статье «Фиаско штангистов РК: чего не хватило – профессионализма или стимуляторов?». Главный тренер сборной Юрий Мельников объяснил случившееся так: «Думаю, что здесь большую роль сыграла вся эта ситуация с допингом. Год не выступали на официальных соревнованиях, всё это время варились в собственной кухне. Больше двух лет нас постоянно держали под контролем, бывало, что в течение одного дня приходили с допинг-проверками дважды. Наверное, отсюда и была вся эта зажатость. Не с тем настроем подходили к снаряду… В новом году все это учтём и обязательно выступим лучше».
А теперь посмотрим на результаты, показанные нашими тяжелоатлетами на завершившемся 28 апреля чемпионате Азии. Многие из них набрали в сумме двух упражнений (рывок и толчок) даже меньше, чем на провальном для себя мировом первенстве. Это называется «обязательно выступим лучше?». Даже те, кто прежде завоевывал медали Олимпиад и чемпионатов мира, проиграли победителям в своих весовых категориях неприлично много: Фархад Харки – 47 кг, Илья Ильин – 56 кг, Александр Зайчиков – 62 кг, Зульфия Чиншанло – 30 кг, Карина Горичева – 44 кг… Более подробную информацию на сей счет можно получить из предлагаемых ниже таблиц.
Результаты мужской команды Казахстана
Результаты женской команды Казахстана
Пожалуй, только Денис Уланов выступил более или менее удовлетворительно, хотя значительно (34 кг) недобрал до своего результата на ОИ-2016. Ну и Ниджату Рахимову пришлось сняться с соревнований из-за рецидива старой травмы – остается лишь гадать, насколько олимпийский чемпион прибавил (если, конечно, прибавил) по сравнению с мировым первенством, на котором он занял лишь 8-е место, проиграв своему же личному рекорду целых 42 кг. Что касается Ильи Ильина, то заявления некоторых о том, что «он вернется на помост и всех порвет», пока ничем не подтверждаются. Хотя, конечно, надо учитывать долгий перерыв в соревновательной практике, вызванный сначала двухлетней дисквалификацией, а затем и проблемами со спиной.
На чемпионате Азии казахстанцы завоевали всего-то три бронзовые медали, причем две из них в неолимпийских весовых категориях с очень низким уровнем конкуренции. Скажем, у Раушан Мешитхановой (до 81 кг) было лишь четыре соперницы, а призовое место ей принес результат, с которым она в более легком весе (до 74 кг) проиграла бы всем участницам, кроме одной, получившей «баранку». В общекомандном зачете наши штангисты заняли 14-е место, пропустив вперед себя даже монголов, индусов, малайцев, которых еще недавно и за конкурентов-то не считали. А традиционные соперники казахстанцев – сборные Китая, КНДР и Ирана – увезли большинство золотых медалей (15 из 20).
Скорее всего, Международная федерация тяжелой атлетики (IWF) оставит в силе свое решение, согласно которому страны, чьих представителей многократно ловили на применении допинга, получат очень ограниченное количество олимпийских квот. При таком раскладе Казахстан сможет делегировать в Токио, самое большее, одного мужчину и одну женщину. Соответственно по сравнению с ОИ-2016 мы уже точно недосчитаемся, как минимум, четырех медалей. И даже то, что эти два наших посланца вернутся домой с олимпийскими наградами, – далеко не факт. Во всяком случае, на данный момент ни один из наших штангистов не выглядит потенциальным призером летних Игр.
Бокс: все неоднозначно и туманно…
Если прежде мужской и женский чемпионаты континента проходили раздельно, то теперь Азиатская конфедерация бокса решила организовать объединенное первенство, выбрав местом его проведения Бангкок. Как мужчины, так и женщины оспаривали медали в 10 весовых категориях.
Мужская сборная Казахстана поехала в столицу Таиланда, по сути, сильнейшим своим составом во главе с нашим единственным действующим чемпионом мира Кайратом Ералиевым (до 56 кг). Не было только восстанавливающегося после травмы серебряного призера последнего ЧМ Абилхана Аманкула (до 75 кг), но его более чем успешно заменил Турсынбай Кулахмет, который завоевал «золото», выиграв по ходу турнира у главного фаворита в этом весе – узбека Исраила Мадримова. Правда, наши соседи подали протест на результат поединка.
Еще одну медаль высшей пробы Казахстану принес Бек Нурмагамбет (до 81 кг). Однако в его весовой категории не выступал безусловный №1 в Азии узбек Бектемир Меликузиев, а, если брать мировой уровень, то есть кубинец Хулио Сезар ла Крус, победитель ОИ-2016 и четырех последних ЧМ, и другие сильные боксеры. Вообще, на Желтом континенте занимать высокие места в тяжелых весах (а именно в них наши ребята завоевали четыре медали из семи, включая обе золотые) проще, чем в легких, что связано с антропометрическими особенностями азиатов. То есть, в этих категориях главными конкурентами в борьбе за олимпийские награды будут боксеры с европейского и американского континентов.
Неудачно выступили в Бангкоке наши самые опытные и титулованные бойцы. Василий Левит (до 91 кг) в полуфинале потерпел очень болезненное, в прямом и в переносном смысле слова, поражение от корейца – после двух тяжелых нокдаунов рефери остановил поединок. А Кайрат Ералиев уже в четвертьфинале проиграл индусу.
Столько же наград, семь, у нас было на чемпионате Азии 2015-го, который предшествовал прошлой Олимпиаде, но тогда пять из них оказались золотыми. На следующем континентальном первенстве (оно проводится раз в два года) 2017-го казахстанские боксеры заняли восемь призовых мест, в том числе одно первое. Но тогда турнир проходил в Ташкенте, а в любительском боксе, особенно азиатском, хозяева всегда находятся в привилегированном положении, и в итоге узбеки забрали девять наград высшей пробы из десяти возможных (!), отдав одну казахам – чтобы соблюсти хоть какие-то правила приличия.
С учетом всего сказанного результат мужской сборной в Бангкоке можно оценить на четверку с минусом или тройку с плюсом – кому как нравится. К тому же она снова проиграла в принципиальном соперничестве с командой Узбекистана (теперь уже на нейтральной территории) – две золотые медали против четырех.
Женская же сборная Казахстана, по сути, провалила свой турнир. Если на предыдущем чемпионате Азии она завоевала шесть наград, в том числе одну золотую и одну серебряную, то на сей раз ни одна из десяти наших девушек не добралась до финальных поединков. А две из четырех медалей (бронзовых) достались Фаризе Шолтай и Ляззат Кунгейбаевой, которые не выиграли ни одного боя, Дело в том, что в их весовых категориях было лишь по пять участниц, и обе наши спортсменки по жребию попали сразу в полуфиналы, которые оказались для них неудачными. Ценность этих призовых мест, сами понимаете, какая.
Между тем, в олимпийском Токио при сохранении общего количества весовых категорий (13) число мужских будет сокращено (с 10 до 8) в пользу женских (5 вместо 3-х). Для Казахстана это, мягко говоря, не очень хорошо. Ведь если наша мужская сборная на протяжении всех последних лет входит в «топ-3», наряду с кубинской и узбекской, то в женском боксе сильнее нас чуть ли не с десяток стран. Иначе говоря, «гендерные изменения» могут привести к недобору медалей.
Впрочем, даже это сегодня не столь существенно, ведь под вопросом вообще присутствие бокса в олимпийской программе. Возможно, окончательное решение будет принято на ежегодной сессии МОК, которая состоится через полтора месяца в Лозанне. А тут еще комиссия Международной федерации любительского бокса (AIBA) во время чемпионата Азии провела там же, в Бангкоке, свое заседание, на котором рассмотрела вопрос о возможном вынесении санкций в отношении представителей Казахстана. Серика Конакбаева, который осенью прошлого года составил конкуренцию Гафуру Рахимову в борьбе за пост главы AIBA, обвиняют в том, что он, уходя с должности президента Азиатской конфедерации, то ли утаил, то ли потерял какие-то документы. А исполнительного директора Казахстанской федерации бокса Бекжана Бектенова – в «сепаратных переговорах» с коллегами из других стран, чтобы создать альтернативную организацию для проведения отборочных соревнований к Олимпиаде. Очевидно, что международная федерация пытается наказать Казахстан за его особую позицию в конфликте между МОК и AIBA, о которой мы уже писали. И это наверняка тоже создаст нашим спортсменам дополнительные сложности в плане завоевания медалей на Олимпиаде в Токио. Если, конечно, бокс туда попадет…