10628 13-11-2018, 11:36

Фиаско штангистов РК: чего не хватило - профессионализма или стимуляторов?

Можно сказать, провальным получилось возвращение казахстанских штангистов на международный помост. Результаты, показанные ими на чемпионате мира в Ашхабаде, лишь дали дополнительные аргументы тем, кто считает, что их прежние успехи были достигнуты благодаря нечестным методам ведения спортивной борьбы. А, если конкретно, применению запрещенных стимуляторов. Смогут ли наши тяжелоатлеты в ближайшем будущем доказать, что это не так? 

Новые обстоятельства

Напомним, что на последних Олимпиадах этот вид спорта был самым медаленосным для Казахстана. Правда, после разразившегося в начале 2016-го допингового скандала большинство наград, включая пять золотых, у наших штангистов отобрали, а их самих отлучили от спорта. Тем не менее, на прошедших в августе того же года летних Играх в Рио-де-Жанейро сборная РК, выступая без своих дисквалифицированных лидеров, завоевала пять медалей, а недавно получила еще и шестую: она перешла к казахстанскому тяжелоатлету от пойманного на допинге румынского спортсмена. Кстати, взятые тогда пробы будут храниться до 2026-го и перепроверяться по мере появления новейших методов обнаружения запрещенных веществ. А значит, возможны новые сюрпризы. Причем от неприятных мы тоже не застрахованы.   

Осенью прошлого года сборные девяти стран (Китая, Турции и семи постсоветских – Казахстана, России, Украины, Беларуси, Армении, Азербайджана и Молдовы), уличенные в массовом применении допинга, были отстранены от участия в международных соревнованиях. Они пропустили ЧМ-2017, но к началу чемпионата мира в Ашхабаде срок их дисквалификации истек. А поскольку большинство из стран, подвергшихся санкциям,  наряду с некоторыми другими, преимущественно азиатскими, диктуют мировую моду в этом виде спорта, их возвращение ожидалось с большим интересом. 

Добавляли интриги еще два обстоятельства. Во-первых, ЧМ-2018 открывал отборочный цикл к Олимпиаде-2020, причем система квалификации была кардинально пересмотрена: если раньше главенствовал командный принцип (чем больше очков набирала на чемпионатах мира та или иная сборная, тем больше путевок на Игры ей доставалось), то теперь – индивидуальный (каждый спортсмен за себя). Во-вторых, изменился порядок деления на весовые категории. Теперь и у мужчин, и у женщин их стало по 10, из которых 7 – олимпийские, а 3 – неолимпийские. Эти новации и должны были быть опробованы в столице Туркмении.   

Сборная Казахстана поехала на ЧМ почти в сильнейшем на сегодня составе – тех, кто продолжает отбывать дисквалификацию, не говоря уже о спортсменах, пожизненно отстраненных от соревнований, в учет не берем. Отсутствовала только лечащая спину Жазира Жаппаркул. Плюс Илья Ильин, включенный в заявку, перед отлетом сообщил, что не сможет выйти на помост из-за рецидива старой травмы, и даже намекнул на возможное завершение спортивной карьеры. 

Итак, от нашей страны на мировом первенстве выступали в общей сложности 19 тяжелоатлетов, из которых пятеро являются призерами последней Олимпиады, а еще одна трижды становилась чемпионкой мира  (звание олимпийской чемпионки у нее отобрали). И чем они порадовали болельщиков? 

Из «топ-3» - за пределы «топ-10»

В период с 2008-го до своей прошлогодней дисквалификации сборная Казахстана приняла участие в трех Олимпиадах и в шести чемпионатах мира. На этих девяти крупнейших международных турнирах она четыре раза занимала в неофициальном командном зачете 2-е место (после китайской дружины), трижды – 3-е, один раз – 5-е. Только однажды, по итогам ЧМ-2013, наши штангисты не попали в «топ-5», но тогдашнее 7-е место объяснялось тем, что сильнейшим из них после чрезвычайно успешных летних Игр в Лондоне дали отдохнуть. 

На нынешнем же мировом первенстве команда Казахстана не попала даже в «топ-10», расположившись на 13-й позиции – ниже нескольких сборных, которые мы прежде и за соперников-то не считали. Мало того, обе награды, серебряная и бронзовая, достались ей в неолимпийских весовых категориях, где уровень конкуренции был значительно ниже, чем в олимпийских. Скажем, у Арли Чонтея оказалось лишь 12 соперников, из которых только ставшего чемпионом северного корейца можно назвать атлетом мирового уровня. Кстати, наш штангист проиграл ему в сумме 24 кг, что для «мухачей» слишком много. Если же брать олимпийские категории, то лучшим «достижением» стало 5-е место Зульфии Чиншанло.  

Теперь посмотрим на результаты наших призеров летних Игр в Рио-де-Жанейро: завоевавший тогда «золото» Ниджат Рахимов теперь занял лишь 8-е место, Фархад Харки и Александр Зайчиков – 9-е, Денис Уланов  – 14-е, а у женщин Карина Горичева – 8-е. Причем Зайчиков и Уланов выступали в неолимпийских категориях, где, как уже говорилось, уровень конкуренции был невысокий. Тогда как практически все их главные соперники последних лет выбрали олимпийские веса, чтобы проверить себя в борьбе с самыми сильными и заодно заработать рейтинговые очки, необходимые для завоевания олимпийских лицензий. 

Тут надо сказать, что в каждой весовой категории будут разыграны 14 путевок на Олимпиаду. Из них 8  достанутся лучшим в рейтинге Международной федерации тяжелой атлетики (IWF) по состоянию на конец апреля 2020 года. Еще 5 будут распределены согласно континентальным квотам – по одной на каждый континент, тоже с учетом положения в общем рейтинге. Так вот, в «топ-8» в своих весах (разумеется, берем в учет только олимпийские – и у мужчин, и у женщин) по итогам ЧМ попали лишь четверо казахстанцев, причем двое из них заняли «пограничные» 8-е места, а одна – 7-е. С этой точки зрения они выступили хуже, чем узбеки, грузины, индонезийцы, даже колумбийцы, не говоря уже о китайцах, северных корейцах, тайцах…. 

Конечно, в спорте всякое случается. Например, главный фаворит в весе до 109 кг Руслан Нурудинов из Узбекистана, один из соперников Зайчикова и Ильина на протяжении многих лет, получил «баранку» в рывке. Но было видно, что физически он готов к высокому результату (судьи вполне могли засчитать его стартовый подход в этом движении – именно после их довольно спорного решения узбекский штангист психологически надломился). А вот о наших тяжелоатлетах такого не скажешь. Да, кто-то из них мог неважно себя чувствовать, но не все же сразу.

Разгромно проигравшие. Самим себе

Печально даже не то, что большинство лидеров сборной Казахстана заняли места, далекие от пьедестала почета, а другое: они просто катастрофически много проиграли не только победителям и призерам, но и себе же самим двух-трехлетней давности. То есть они значительно недобрали до собственных личных рекордов, установленных на официальных международных соревнованиях. Об этом свидетельствуют приведенные ниже таблицы. Обратите особое внимание на последний столбец. 

Фиаско штангистов РК: чего не хватило - профессионализма или стимуляторов?

Понятно, что многие выступали не в своих весах – кто-то поднялся в более тяжелую, кто-то, наоборот, опустился в более легкую. Но даже с учетом этого такой спад в результатах удручает. Как видно из таблиц, Зайчиков недобрал до личного рекорда 61 кг (!), Рахимов – 42, Уланов – 38, Берсанов – 34. Меньше, от 19 до 23-х кг, недобрали Чиншанло, Чонтей и Горичева, но они и выступали в более легких весовых категориях, где цена каждого килограмма выше. 

Кто-то может сказать в оправдание наших штангистов: мол, сказалась годичная пауза. Но настоящие профессионалы (а все названные спортсмены должны быть таковыми, раз они получают зарплаты от государства и ничем другим не занимаются) тем и отличаются от любителей, что при любых обстоятельствах продолжают держать себя в тонусе, чтобы в нужный момент выйти и показать максимум возможного. А в нынешней ситуации от казахстанских тяжелоатлетов это требовалось особенно: ведь только так они могли обрубить шлейф тянущихся за ними подозрений. 

Скажем, китайцы тоже пропустили год, но, вернувшись, доказали неслучайность своего многолетнего мирового лидерства: из 20 штангистов КНР, выходивших на ашхабадский помост, 19 стали призерами в сумме, в том числе семеро - чемпионами!  Хорошо, китайцы – это особая статья. Но возьмите Симона Мартиросяна и Гора Минасяна из Армении, россиянку Татьяну Каширину, белоруса Вадима Лихорада, некоторых других тяжелоатлетов – они тоже  выступали после годичной дисквалификации своих сборных, но стали чемпионами или призерами, при этом либо установив личные рекорды, либо подняв близкие к ним веса. Тогда как среди казахстанцев не оказалось ни одного такого. Хотя накануне ЧМ исполнительный директор Федерации тяжелой атлетики РК Алдияр Нуралинов в интервью «Проспорту» уверял, что в течение всего года «ребята усердно работали» и что «текущий состав является наиболее оптимальным» . 

И что теперь остается думать болельщикам? Что прежние результаты наших штангистов действительно были связаны с применением запрещенных препаратов? А, может, причина неудачи в другом – в том, что и сами спортсмены, и тренерский штаб, проявив непрофессионализм, просто провалили подготовку? Или в том, что лучшие годы недавних лидеров сборной уже позади? И если так, то есть ли им замена в нашей стране? Или же опять пойдем по пути натурализации иностранных атлетов?

В любом случае итоги чемпионата мира заставляют серьезно задуматься….

 

Тут была мобильная реклама Тут была реклама

Комментарии