Тектонические сдвиги, произошедшие на казахстанском политическом Олимпе, вызвали к жизни огромное количество вопросов: по какому пути пойдет Казахстан, сохранится ли преемственность курса и т.д. Но, как известно, в любом политическом решении необходимо искать экономические интересы. Что будет с отечественной экономикой на новом этапе, сохранятся ли торговые связи с Россией, каково будущее ЕАЭС, какую роль в развитии Казахстана могут сыграть китайские инвестиции? Об этом Camonitor.kz поговорил с директором Центра исследований постиндустриального общества Владиславом Иноземцевым.
- Как бы вы оценили общий экономический курс, который в свое время избрал и проводил Нурсултан Назарбаев?
- Мне кажется, что на этот вопрос в своем недавнем обращении к нации ответил сам первый президент, напомнивший о том, «как пала советская империя, оставив нам неразбериху и душевную смуту, разрушенную экономику и политику». В период постсоветского транзита у Казахстана было мало альтернатив тому, чтобы по максимуму использовать как свои конкурентные преимущества, связанные с ресурсной экономикой, так и свое пространственное расположение в центре Евразии.
Я не устаю повторять, что объемы добычи нефти и газа в Казахстане сегодня в три раза превышают позднесоветские показатели, тогда как в России они колеблются вокруг уровня 1990 года. Привлечение иностранного капитала было единственно возможным вариантом развития сырьевого сектора – как и сотрудничество с Китаем, Россией и странами Каспийского бассейна в организации транзитных потоков через казахстанскую территорию.
Республика совершила мощный прорыв, увеличив ВВП почти в 15 раз и обеспечив рост денежных доходов населения почти в 10 раз. К этому добавились усилия по развитию промышленности, созданию Международного финансового центра «Астана».
В целом я думаю, что Казахстан все эти годы во многом двигался в некоей колее, заданной внешними обстоятельствами, но развивался при этом настолько быстро, насколько это было возможно.
Мне сложно судить, насколько реально достижение амбициозных целей Программы-2050 и насколько реализуемы попытки войти в число 30 наиболее развитых стран, что всегда намного сложнее, чем просто быстро развиваться, но относительно уже сделанного я, если бы был гражданином Казахстана, не мог бы не выразить своего удовлетворения.
- Как вы считаете, насколько сейчас необходима преемственность экономического курса? Или что, на ваш взгляд, нужно кардинально изменить в существующей экономической модели Казахстана?
- Опять-таки не стоит говорить о том, необходима преемственность или нет, – она сохранится, и в этом у меня нет сомнений. Во-первых, сам Назарбаев никуда не ушел: он фактически превратился в аналог Дэн Сяопина, который долгие годы продолжал определять курс развития Китая и после своей отставки. Во-вторых, выбранный вектор развития нельзя быстро сломать, не нарушив отношений с иностранными инвесторами, международными партнерами, не породив сомнений в инвестиционном климате в республике.
Что касается «кардинальных изменений», то, я думаю, таковыми могли бы стать заметная дебюрократизация, развитие малого и среднего бизнеса со снижением налогов и коррупционного/бюрократического давления на предпринимателей, повышение социальных расходов с целью снижения неравенства, усиление борьбы с коррупцией на республиканском и региональном уровнях.
Конечно, в идеале было бы хорошо ускорить индустриальное развитие страны, но тут от ее властей зависит далеко не все: собственный рынок довольно ограничен, а Россия и Китай совершенно не склонны закупать большое количество товаров из Казахстана.
Именно поэтому мне кажется, что новому президенту следовало бы провести ревизию экономических целей, чтобы сделать их более реалистичными и в будущем не разочаровать граждан.
- Назарбаева называли инициатором и одним из основателей Евразийского экономического союза. Как вы оцениваете его перспективы в новых условиях?
- Да, Назарбаев известен своим негативным отношением к роспуску СССР и тем, что он одним из первых поднял вопрос о постсоветской реинтеграции. Проблема Евразийского союза, на мой взгляд, состоит в том, что Россия является главным экономическим актором в этом объединении (на нее приходится около 88% совокупного ВВП стран-членов ЕАЭС) и намерена диктовать свои условия партнерам.
В этом отношении после отставки казахстанского президента ничего нового не случилось: все новости для ЕАЭС приходят исключительно из Москвы. Все мы прекрасно знаем, что, например, политика России в отношении Украины отразилась на торговле последней с Казахстаном; что курс Москвы на поддержку собственного автомобилестроения вызывает ограничение возможностей крупноузловой автосборки в других странах союза.
Так что сегодня ЕАЭС – это не более чем «расширенная Россия», которая экономическими методами решает как хозяйственные, так и политические задачи. Мне сложно предположить, что Москва в будущем как-то пересмотрит свой курс, а значит, ЕАЭС на долгие годы останется заложником «токсичной» России.
Участие в этом объединении могло бы серьезно помочь Казахстану, если бы появляющиеся в стране промышленные предприятия, построенные западными компаниями, могли экспортировать продукцию на российский рынок, но санкционные режимы во многих сферах делают это нереальным.
- Много разговоров о взаимосвязи экономик России и Казахстана. Сохранится ли она в новых условиях, и насколько справедливо утверждение, что без нее казахстанская экономика не выживет?
- Экономики двух наших стран взаимозависимы, это правда. Однако стоит напомнить, что на Россию приходится только 9,3% казахстанского экспорта, в то время как почти половина отправляется в страны ЕС; объем российских инвестиций в казахстанскую экономику тоже не очень велик и уступает объему китайских почти в 10 раз.
В то же время РФ является основным внешним поставщиком товаров и услуг в РК с долей в 24% по итогам 2017 года. Торговля России с Казахстаном является для Москвы одной из наиболее профицитных – экспорт превышает импорт почти в 2,5 раза. Это означает, что Россия использует преимущества ЕАЭС для завоевания казахстанского рынка более активно, чем это делает Казахстан в отношении российского.
Поэтому мне кажется, что на повестке дня должно стоять выстраивание более равноправных отношений с Москвой: казахстанский рынок важен для России, политическое взаимодействие еще важнее – и тут вам нужно учиться у белорусов отстаиванию интересов своих производителей в общении с могущественным соседом.
Постигнет ли Казахстан экономическая катастрофа в случае сокращения торговли с Россией? Не думаю. С одной стороны, импортозамещение в таком случае могло бы стать важным резервом для развития промышленного сектора, а с другой, Россия не поставляет вам ничего такого, чего нельзя было бы купить в том же Китае.
Поэтому повторю еще раз: позиция казахстанских властей на переговорах с Москвой вполне может быть и более жесткой – экономика страны от этого только выиграет.
- Как вы оцениваете перспективы тенге в связи с политической неопределенностью?
- Считаю, что казахстанская национальная валюта уверенно пережила те потрясения, которые могли быть связаны с транзитом власти. Резкий рост спроса на доллары не вызвал практически никакого колебания курса, находящегося с середины сентября 2018-го примерно на одном уровне
Прошлогоднее снижение курса с 310 до почти 380 тенге за доллар обусловлено, на мой взгляд, внешним давлением на рубль и связанностью Казахстана и России через ЕАЭС. Курс тенге к рублю на протяжении последних 12 месяцев менялся, но сейчас практически вернулся к значениям апреля 2018 года – 0,1850 против 0,1833. Поэтому я не думаю, что в ближайшее время какие-то внутриказахстанские события могут обрушить курс – тем более что власти республики в столь необычное время заинтересованы в стабильности.
- Может ли сейчас произойти реальная диверсификация экономики Казахстана, и есть ли для этого предпосылки?
- «Сейчас» не может. На нефть, газ, руды, черные и цветные металлы сегодня приходится около 80% казахстанского экспорта. Страна практически не представлена на мировом рынке как экспортер готовой продукции конечного потребления. Это является серьезным препятствием для диверсификации, поскольку Казахстан не сможет совершить заметный рывок, опираясь лишь на внутренний рынок.
Как и большинство азиатских «тигров», страна способна быстро нарастить промышленный потенциал только за счет прихода иностранных инвесторов и технологий, но два ее основных партнера, Россия и Китай, по вполне понятным причинам не имеют желания получить конкурента на собственных границах.
Значит, ключ к развитию экономики лежит в сотрудничестве с Европой, Соединенными Штатами, Турцией, возможно, странами Персидского залива. Таким образом, как мне представляется, именно задача диверсификации экономики и станет главной темой следующего президентства.
- На ваш взгляд, нынешняя модель экономического развития Казахстана оправдала себя? В чем ее основные плюсы и минусы?
- Ну, я уже фактически ответил на этот вопрос. Данная модель оправдала себя в том смысле, что власти страны сделали все возможное для обеспечения максимального роста экономики и благосостояния граждан на основе имевшейся специализации.
Казахстан состоялся как великая сырьевая держава – но в то же время мощного индустриального прорыва осуществлено не было. Это традиционный путь развития для тех стран, у которых независимость совпала с обретением существенных ресурсных возможностей.
В такой ситуации важнейшая задача – не снимать с повестки дня переход к индустриальной и постиндустриальной специализации. В последние годы в Казахстане данная задача выглядит немного декларативной, но хочется верить, что магистральная линия развития, определенная первым президентом, не изменится.
- Осуществит ли Казахстан в новых условиях экономическую переориентацию на Китай, и чем это может грозить?
- Очень важный вопрос. Я думаю, что в какой-то степени это неизбежно. В последние годы Китай становится главным иностранным инвестором в Казахстане на фоне того, что стагнирующая Россия неспособна обеспечивать новые масштабные капиталовложения.
Кроме того, Казахстан находится на острие китайской стратегии «Один пояс, один путь», и через него пройдут все основные пути из Китая в Европу. Я крайне скептически отношусь к возможностям России обеспечить реализацию тех инфраструктурных проектов, которые необходимы для того, чтобы транзитные потоки пошли через Россию в Польшу и страны Центральной Европы; намного более вероятно то, что Китай будет выстраивать инфраструктуру транзита через Казахстан на Закавказье и в Турцию.
Поэтому избежать более тесных экономических связей с Китаем наверняка не удастся – да этого и не следует опасаться. Вопрос заключается лишь в том, чтобы не дать китайским компаниям, большинство которых действуют согласно стратегиям, утвержденным государством, занять доминирующие позиции в Казахстане. Торговля, участие в капитале, софинансирование инфраструктурных проектов – пожалуйста; контроль за стратегическими предприятиями – нет.
Здесь я бы советовал последовать примеру Монголии: в этой стране, тоже богатой ресурсами, приоритет отдается инвесторам из несопредельных стран – США, Канады, Великобритании и даже Австралии. Ее опыт следовало бы внимательно изучить и всем остальным странам, являющимся соседями таких влиятельных держав, как КНР или Российская Федерация. Ориентация на Китай не должна перерастать в зависимость от него или в экономическое следование в его русле.
- Как вы оцениваете перспективы сохранения нефтяных контрактов?
- Если речь идет о больших нефтяных сделках, заключенных Казахстаном с международными мейджорами, то я уверен, что они не будут пересмотрены: инвестиции этих компаний стали в 1990-е и 2000-е годы базой экономического роста РК, и отказ от обязательств был бы катастрофой. Уверен, в этой сфере ничего не изменится.
- Что необходимо изменить в экономических связях РФ и РК на новом этапе? Будет ли Казахстан по-прежнему воспринимать Россию как одного из основных торговых партнеров?
- Я бы сказал, что это не вполне или, по крайней мере, не только экономический вопрос. В условиях конфликта с Украиной, напряженных отношений с Белоруссией, фактического противостояния с Западом сейчас Москва будет смотреть на Казахстан очень внимательно, прежде всего, с политической точки зрения. Не секрет, что за постсоветский период страну покинули миллионы русских, а оставшиеся не всегда ощущают себя достаточно комфортно в условиях «казахизации». На севере республики есть районы, где русские до сих пор составляют большинство.
Поэтому самое главное – не допустить межнациональных конфликтов, которые могли бы спровоцировать резкий рост напряженности между двумя странами. Если этого удастся избежать, если Россия сможет по-прежнему опираться на Казахстан в центральноазиатском регионе, из которого Москва не собирается уходить, то в этом случае властям республики следовало бы попытаться конвертировать свои политические связи с Москвой в экономические. Можно затребовать у нее больших уступок в плане доступа на российский рынок, равных прав инвесторов, возможностей для иностранных инвесторов в Казахстане выходить на российский рынок и участвовать через казахстанские юридические лица даже в стратегических отраслях российской экономики.
Еще раз повторю: тут главные решения принимаются в Москве, и многое зависит больше от России, чем от Казахстана.