В последнее время в профсоюзном движении Казахстана складывается непростая ситуация. Речь идет о возникающих конфликтах, неправомерном использовании административного ресурса, нарушении законодательства, регулирующего эту сферу общественных отношений. О причинах такого положения вещей и других аспектах жизни отечественных тредюнионов мы беседуем с генеральным секретарем Казахстанской конфедерации труда Муратом Машкеновым.
– Мы с вами периодически встречаемся и обсуждаем состояние дел в профсоюзном движении Казахстана. С момента нашей последней беседы прошел год. Уже тогда вы с некоторой озабоченностью рассказывали о нарастающих трендах негативного свойства в жизни отечественных тред-юнионов. За этот год что-нибудь изменилось, и в какую сторону?
– Увы, ситуация только ухудшается. И это не только мое личное мнение. Его разделяют многие мои коллеги по профсоюзному цеху. Самое печальное заключается в том, что ухудшают ситуацию искусственно.
– Можно конкретнее, что вы имеете в виду?
– Начнем с того, что во главе самого крупного объединения страны – Федерации профсоюзов Республики Казахстан (ФПРК) – встал Бакытжан Абдраимов. В прошлом он занимал посты в ряде государственных структур, в частности, был вице-министром юстиции, а перед назначением в ФПРК заседал в мажилисе.
Его первые шаги, особенно по омоложению руководящего состава профсоюзных организаций, крайне болезненно отразились на всех структурах, от первичных до отраслевых. Кадровые чистки охватили даже рядовых клерков и уборщиц. Они затронули, прежде всего, лиц, достигших пенсионного возраста. Процесс этот начался в конце 2017-го, спустя буквально полтора месяца после прихода господина Абдраимова. Приведу такую статистику: из 16 руководителей территориальных объединений профсоюзов, входивших в ФПРК, были заменены 14.
– А что плохого в омоложении кадров? Разве это не объективный процесс?
– В данном случае речь идет, прежде всего, о работниках, занимавших выборные должности. Все они в соответствии с действующими уставами профсоюзов были избраны на определенные сроки.
– Наверное, при оценке этой ситуации нужно отталкиваться не только от закона о профсоюзах, но и от норм Конституции, в которой оговариваются права граждан, работающих на выборных должностях в общественных организациях?
– Совершенно верно. В статье 5 Конституции РК записано: «Не допускается незаконное вмешательство государства в дела общественных объединений и общественных объединений в дела государства, возложение на общественные объединения функций государственных органов». Аналогичная статья есть в законе о профсоюзах и в законе об общественных объединениях. В них прямо говорится, что государство не имеет права вмешиваться в дела общественных объединений, а кадровая политика в профсоюзах является их внутренним делом.
– То есть любой руководитель профсоюзов, независимо от того, о каком уровне идет речь, должен быть не назначен, а избран?
– Да, именно избран. Тем более что согласно конвенции Международной организации труда (МОТ) о свободе объединений, которую наша страна официально признала, у каждого гражданина есть право свободного выбора руководителя профсоюзного органа. Опять-таки любого уровня – от первичной организации до республиканского объединения. Поскольку профсоюзы – это общественная организация.
А как поступило новое руководство ФПРК? Своими распоряжениями оно отстранило прежних работников, занимавших выборные должности и достигших пенсионного возраста, а на их места назначило других.
Приведу такой пример. Долгие годы отраслевой профсоюз работников здравоохранения возглавляла Мереке Бутина. Как опытный руководитель она изложила свои соображения по поводу некоторых не совсем правильных шагов нового руководства ФПРК и предложила устранить допущенные ошибки. И какой была реакция? Бутину с возглавляемым ею профсоюзом вынудили выйти из состава ФПРК, а затем последняя инициировала создание альтернативного профсоюза работников здравоохранения – «Сеним».
– Это можно назвать расколом?
– Это и есть самый настоящий раскол. Вместо того чтобы рассмотреть замечания и предложения Бутиной по существу, эти люди взяли курс на конфронтацию. О чем это говорит? Скорее всего, о том, что с приходом нового руководства в ФПРК возникла весьма оригинальная для профсоюзного движения система принятия решений. Что-то вроде групповщины. Сегодня у председателя ФПРК четыре заместителя, и все они являются членами исполнительных органов федерации. Причем у них такие полномочия, что они могут протащить практически любую инициативу. И именно так было принято другое не менее странное решение – о выходе из Всеобщей конфедерации профсоюзов (ВКП) СНГ. Это вызвало большой резонанс.
– И чем был обоснован такой шаг?
– Никаких обоснований не прозвучало. Просто было сказано, что состоять в этой организации нецелесообразно, – и все.
– То есть, все было сделано в одностороннем порядке?
– Именно так. Уведомили об этом руководство ВКП, и не более того. Чтобы читателям было понятно, объясню: ВКП является правопреемницей бывшего ВЦСПС.
Реакция республиканских отраслевых профсоюзов на это решение была сугубо негативной. Найти объяснение такому шагу я затрудняюсь. Но могу сказать, что уход от интеграции со странами СНГ вступает в явное противоречие с курсом нашего президента Нурсултана Назарбаева. Менее всего хотелось бы давать какие-то окончательные оценки, но все происходящее ничего, кроме недоумения, не вызывает.
И еще удивляет то, что такие решения принимаются узким кругом лиц. Хотя согласно уставу любого профсоюза, в том числе и ФПРК, они, как минимум, должны обсуждаться на заседании генерального совета ФПРК, а не исполкома. Кстати, несмотря на то, что ФПРК вышла из ВКП СНГ, многие отраслевые профсоюзы Казахстана продолжают оставаться членами различных международных объединений, входящих в структуры профсоюзов СНГ.
– Но это же нонсенс...
– Согласен. Сам по себе этот шаг является свидетельством отказа от принципов коллегиального руководства и перехода на принцип единоначалия. Что противоречит сути профсоюзного движения.
Или взять историю с созданием нового отраслевого профсоюза работников здравоохранения «Сеним». Там не было никакого объединительного съезда. И вообще, как можно за два месяца с нуля создать новый отраслевой профсоюз, да еще с филиальной сетью по всему Казахстану?! А ведь еще есть вопрос регистрации. Хотя, если вспомнить, что господин Абдраимов в прошлом занимал пост вице-министра юстиции, удивляться не приходится. Административный ресурс – он и в Африке административный ресурс...
– Наверное, не стоит забывать и про корпоративную солидарность чиновников...
– Абсолютно верно. Но создание нового отраслевого профсоюза в пику уже существующему – это еще не все. Чуть раньше Мереке Бутина подписала отраслевое соглашение на 2017-2019 годы с Минздравом РК в лице министра Елжана Биртанова. Так вот, впоследствии мы с удивлением обнаружили, что наряду с этим (действующим) соглашением появилось такое же аналогичное за подписью того же министра, но уже на 2018-2020 годы и заключенное профсоюзом «Сеним». Бутина написала в Министерство труда и социальной защиты и в Министерство здравоохранения письмо, в котором сделала сравнительный анализ обоих документов. Как выяснилось, новое соглашение практически не отличается от прежнего, действующего. Какое-то странное раздвоение получается.
Согласно трудовому законодательству, если Минздрав решил заключить соглашение с новым профсоюзом, то необходимо было создать комиссию с равным представительством в ней старого и нового профсоюза, и только при достижении консенсуса с обеими сторонами подписывать такой документ. Однако это требование не было соблюдено. Налицо грубейшее нарушение Трудового кодекса РК. А еще пренебрежение принципами социального партнерства.
– Какой была реакция на это со стороны международных профсоюзных объединений, членом которых является Казахстан?
– Хороший вопрос. Я уже рассказывал вашей газете, что МОТ достаточно критически оценивала и ситуацию с законодательной базой, и общую ситуацию в профсоюзном движении Казахстана. Поэтому понятно, что она, мягко говоря, не приветствует те решения, о которых говорилось выше. Международная организация труда прекрасно осведомлена о происходящем, и я опасаюсь, что все это может быть чревато для нас последствиями.
Здесь стоит привести один пример. В ноябре 2003-го в ответ на жалобу, поступившую от одного из отраслевых профсоюзов Республики Беларусь (РБ), административный совет МОТ направил в эту страну комиссию. Суть жалобы состояла в том, что данный профсоюз был ликвидирован по требованию правительства РБ. Дело закончилось вмешательством президента страны Александра Лукашенко: решение о ликвидации профсоюза было отменено, а руководителей соответствующих правительственных структур заменили.
– А почему президент Беларуси пошел на такой шаг?
– Причина очень проста. После того, как МОТ выявила факты незаконного вмешательства государственных органов в дела профсоюзов, она прибегли к сложившейся практике. Дело в том, что МОТ является структурой ООН и имеет право обращаться в ведущие международные финансовые институты – Всемирный банк, Международный валютный фонд – с предложениями ввести санкции в отношении тех государств, которые не выполняют принятые на себя обязательства в рамках участия в МОТ.
– А какого характера могут быть подобные санкции?
– Объясню на этом же примере. Республика Беларусь была лишена прав на льготы и преференции при получении международных кредитов. Эти санкции очень чувствительно ударили по стране, и только благодаря оперативному вмешательству президента Лукашенко ситуацию удалось выправить.
– И что, такая перспектива маячит и на нашем горизонте?
– Совершенно верно.
– А какой смысл доводить дело до этого?
– Никакого смысла нет. Я вообще не хочу даже говорить о таких последствиях, но ведь все идет к тому.
Раскол в профсоюзном движении уже очевиден. Пример с созданием альтернативного отраслевого профсоюза тому подтверждение. Это первое.
Второе. Налицо отход от принципов коллегиального руководства, что тоже вносит раздрай в профсоюзное движение.
Третье. Создание «Сеним» с привлечением административного ресурса является доказательством незаконного вмешательства в деятельность профсоюзов. Кроме того, налицо столкновение интересов общества в лице рядовых членов профсоюза с интересами руководителей государственных органов, что чревато серьезными последствиями и вряд ли способствует сохранению общественно-политической стабильности в стране. Смею заверить: я ничего здесь не преувеличиваю.
В заключение хотел бы сказать следующее. Наши коллеги из профсоюзных организаций Восточно-Казахстанской области подали заявку на проведение 20 октября этого года на центральной площади Усть-Каменогорска публичного мероприятия. Оно направлено против вмешательства государственной власти в дела профсоюзных организаций, а также действий руководства ФПРК, нарушающих 87-ю конвенцию МОТ. И одновременно эта акция в поддержку политики президента Н. Назарбаева по сохранению мира и стабильности в Казахстане.
Последнее обстоятельство имеет принципиальное значение. Как профсоюзный активист скажу: мы, профсоюзы, не заинтересованы в дестабилизации ситуации. Наоборот, мы всегда призывали и призываем к координации наших действий. Тем более что примеры такой общей работы, в том числе и с ФПРК, у нас имеются.
Но, к сожалению, по большей части они остаются на бумаге, а на практике все идет не совсем так, как хотелось бы.