Новый формат оказания адресной социальной помощи тем, кто находится у черты бедности, помог многим казахстанским семьям почувствовать уверенность в завтрашнем дне и в собственных силах.
Понятие адресной социальной помощи нового формата было у всех на устах последние несколько лет, но что это такое и с чем «едят» эту помощь, окончательно стало понятно только совсем недавно. Новая система поддержки малообеспеченных и нуждающихся в государственной поддержке казахстанцев начала действовать с января текущего года.
Казалось бы, прошло совсем немного времени, чтобы делать какие-то выводы, судить о плюсах или минусах нововведения. Но, как показывает практика, не в случае с адресной социальной помощью нового формата. Новые механизмы пришлись казахстанцам по душе. И это вполне объяснимо. Если раньше нуждающиеся получали государственную поддержку лишь благодаря своему статусу социально незащищенного или малообеспеченного гражданина и годами не могли вырваться из засосавшей их трясины безденежья и проблем, то сегодня государство не только поддерживает их материально (причем, более основательно, чем когда-либо), но и помогает расправить крылья, открывая перед ними новые жизненные горизонты и перспективы будущего роста.
Конечно же, сотрудникам органов соцзащиты никто по разнарядке не выдал волшебных палочек. «Чудо» произошло за счет обращения к лучшим образчикам международного опыта и тщательной, грамотной их адаптации к нашим условиям.
В течение нескольких лет ставшая сегодня реальностью новая адресная социальная помощь тестировалась в регионах на базе программы «Өрлеу», появившейся на свет после послания Президента страны Нурсултана Назарбаева «Нұрлы жол – путь в будущее».
Суть этого проекта в предоставлении обусловленной денежной помощи малообеспеченным гражданам или семьям за счет заключения социального контракта. Эта мера не только кардинально переформатировала отношения государства и социума, в результате которой государственная помощь перестала восприниматься населением в качестве «бесплатной кормушки», но и благодаря своей гибкости и способности интегрироваться с другими государственными программами помогла малоимущим, многодетным семьям, безработным, самозанятым активно участвовать в предлагаемых мерах занятости и социальной адаптации.
Это не только помощь государства в трудоустройстве по специальности или в переквалификации для начала нового трудового пути, но и содействие созданию своего собственного бизнеса. Апробация этой программы показала хороший результат. Только по итогам прошлого года участниками программы «Өрлеу» стали почти 180 тысяч казахстанцев. Около 36 тысяч человек от общего количества трудоспособных участников проекта ( это свыше 90 процентов) нашли постоянную работу, а доходы всех без исключения его участников в среднем увеличились в 1,8 раза.
Аналогичные цифры показывает и система адресной социальной помощи, действующая в новом формате, участниками которой стали малообеспеченные семьи, имеющие доходы ниже 50 процентов от прожиточного минимума на каждого члена семьи.
Адресная социальная помощь включила в себя три ранее выплачиваемых вида пособий – непосредственно саму адресную соцпомощь, детское пособие и специальное государственное пособие. Но в отличие от ранее действующей схемы, теперь помощь подразделяется на два вида – безусловную и обусловленную. Первая оказывается семьям, в составе которых нет
трудоспособных членов.
Это, например, инвалиды, пенсионеры, или семьи, в которых трудоспособные члены по объективным причинам не могут выйти на работу, в частности, речь идет о матерях–одиночках с детьми дошкольного возраста. Для таких категорий граждан, по сути, ничего не изменилось. Кроме, пожалуй, размера помощи. Она существенно выросла. Если раньше, даже получая все три вида пособия на каждого члена семьи, приходилось в среднем три тысячи тенге государственной помощи, то сегодня ее размер превышает пять тысяч тенге на каждого члена семьи, ставшей получателем адресной социальной помощи нового формата.
Обусловленная же денежная помощь выплачивается при условии участия неработающих трудоспособных членов семьи в предложенных государством мерах занятости. Срок выплаты – год. Экспериментальным путем доказано, что этого срока хватает для того, чтобы малоимущие граждане смогли встать на ноги и самостоятельно обеспечивать достойную жизнь себе и членам своих семей.
Тем более, что помощь государства денежным пособием не ограничивается. Для полноценной адаптации граждан, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях, предусмотрен комплекс услуг, включающий в себя возможность обучения (с возмещением расходов на обучение, проживание, проезд, одноразовое горячее питание, выплаты стипендий), направление на молодежную практику, социальные рабочие места и общественные работы с субсидированием заработной платы, микрокредитование, переселения в регионы, где востребованы трудовые ресурсы. И все это за счет государства.
Кроме того, в комплекс мер, предусматриваемых адресной социальной помощью нового формата, входит оказание гарантированных государством специальных социальных услуг для лиц, нуждающихся в социальном обслуживании.
Кроме того, в рамки адресной социальной помощи нового формата входит и жилищная помощь. За первое полугодие текущего года ее получили свыше 57 тысяч семей. Среднемесячный размер выплат по этому направлению составил свыше 4,3 тысяч тенге. Еще один вид поддержки – возмещение затрат на обучение на дому детей-инвалидов. Размер выплат превышает 5 тысяч тенге в месяц. За первые шесть месяцев 2018 года такую помощь получили свыше 12 тысяч детей с ограниченными возможностями.
Если же и дальше говорить языком цифр, то они довольно внушительны и свидетельствуют об эффективности внедренного совсем недавно механизма социальной поддержки. За первое полугодие текущего года государственная адресная социальная помощь нового формата была назначена 408,5 тысячам казахстанцев. Безусловную денежную помощь получили чуть менее 62 тысяч человек, обусловленная денежная помощь была назначена почти 347 тысячам человек. По данным Министерства труда и социальной защиты населения, 21,7 процента (79,7 тысяч человек) получателей государственной поддержки составляют трудоспособные граждане. Из их числа 33,6 тысячи (67 процентов) охвачены активными мерами занятости: 22,6 тысячи человек трудоустроены на постоянные рабочие места, 8,6 тысячи направлены на общественные и социальные работы, 2,3 тысячи – на переподготовку, повышение квалификации и молодежную практику, еще 61 человеку удалось открыть собственное дело в рамках другой, реализуемой социальным ведомством программы – развития продуктивной занятости и массового предпринимательства.