Central Asia Monitor начинает цикл публикаций под рубрикой «Если бы я был министром». В них мы попытаемся глазами профильных экспертов взглянуть на то, в каких реформах нуждается та или иная сфера жизни государства, то или иное ведомство. А начать решили с Министерства труда и социальной защиты – уж слишком много у населения накопилось к нему вопросов. Они, в частности, касаются низкого прожиточного уровня, незащищенности работающих, неадекватных размеров социальных выплат...
Мы попросили каждого из наших спикеров гипотетически представить себя в роли министра и поразмышлять над тем, решением каких проблем они бы занялись в первую очередь.
Айдар Алибаев, общественный деятель, глава Союза потребителей финансовых услуг «Финпотребсоюз»: «Эти «авгиевы конюшни» придется долго чистить»
– Не будучи министром, я, конечно же, не знаю всех тонкостей – чем на самом деле сегодня занимается министерство, что находится у него на первом плане, а что на втором, поэтому не могу охватить весь спектр нерешенных проблем. Однако, исходя из интересов граждан, считаю, что наибольшего внимания требуют следующие вопросы.
Во-первых, необходимо пересмотреть штатное расписание министерства и его подразделений на местах. Даже не сомневаюсь, что там много «лишних» людей и дублирующих функций между центральным аппаратом, соответствующими управлениями при акиматах и подведомственными организациями. Благодаря такой ревизии можно высвободить значительные ресурсы...
Во-вторых, я бы провел тщательный аудит всех программ и проектов (хотя бы за последние 5-10 лет), на которые выделялись значительные бюджетные средства. Таковых было немало – достаточно вспомнить всевозможные дорожные карты, связанные с «увеличением рабочих мест», «занятостью населения», «сокращением безработицы», «развитием села» и т.д. Главная задача – выяснить, насколько эффективно они были реализованы в плане финансовых затрат и полученных результатов. Уверен, что многие из них, «съев» значительные объемы бюджетных средств, не были доведены до конца и не принесли народу никакой пользы. При этом наверняка вскроются многочисленные махинации и коррупционные схемы. Чистить «авгиевы конюшни» придется долго.
В-третьих, я бы занялся пересмотром всех социальных выплат (пенсии, стипендии, пособия по инвалидности, потере кормильца, потере трудоспособности и т.д.) и величины прожиточного минимума. Естественно, в сторону увеличения, причем существенного, чтобы люди, наконец, их ощутили. Понятно, что силами одного министерства добиться этого невозможно. Подобные вопросы нужно пробивать через высшее руководство страны, путем трансформации различных составляющих бюджета. Но разве не для того нужен министр, чтобы доносить до центра нужды людей?!
Естественно, возникнет вопрос: где взять деньги? Лично я считаю, что эта важная задача вполне решаемая. Достаточно выявить неэффективные бюджетные траты и оптимизировать расходы. К примеру, можно урезать аппетиты силовиков (их слишком много, а толку в плане безопасности граждан мало) или госкомпаний (которые, кроме долгов, ничего не умеют зарабатывать). Сэкономить можно также на огромной и неэффективной армии чиновников, пустых и пафосных мероприятиях и т.д. Резервов на самом деле много...
В-четвертых, необходимо, наконец, основательно заняться вопросами занятости. В стране более 7 процентов экономически активного населения – безработные, а более 30 процентов – самозанятые. Это уже не просто проблема, это настоящая беда! Нужно все силы сконцентрировать на данном направлении – создавать новые рабочие места, отправлять людей на переквалификацию, активно привлекать молодых и пожилых людей...
В-пятых, я бы предложил (в качестве альтернативы повышению пенсионного возраста) внести в законодательство норму, которая бы стимулировала создание рабочих мест для пожилых граждан, то есть позволяла бы им продолжать работать. Несправедливо, когда человек, сохранивший хорошее физическое и психическое здоровье, имеющий огромный трудовой опыт, выпадает из поля зрения государства, оказывается на обочине.
В-шестых, нужно всерьез взяться за борьбу с коррупцией и нарушениями служебной дисциплины. Причем это должно быть задачей No1 для любого министерства и ведомства. Недавно, к примеру, стало известно, что в Казахстане зарегистрировано более 50 случаев (по трем уже предъявлено обвинение), когда женщины досрочно оформляли себе пенсии. Понятно, что самостоятельно они не смогли бы такое провернуть, им оказывали содействие работники социальных органов на местах... И ведь это только верхушка айсберга. В нашей стране в принципе деградирует понятие «трудовая дисциплина», а госорганы насквозь пронизаны коррупцией. С этим срочно что-то надо делать.
Ну и, наконец, в-седьмых, я бы позаботился о том, чтобы привлечь в министерство побольше грамотных, толковых и, главное, честных людей...
Список предложений и инициатив можно продолжить. Уверен, что проблем и «узких мест» в Министерстве труда и соцзащиты предостаточно. Но если начать хотя бы с того, что я перечислил, то уже можно будет в разы повысить эффективность этого ведомства.
Мурат Машкенов, генеральный секретарь Конфедерации труда Казахстана, председатель профсоюза работников транспорта и автодорог: «Механизм индексации зарплат в нашей стране не работает»
– В последние годы мы чаще всего сталкиваемся с неудовлетворенностью граждан размерами заработных плат. Следовательно, этому направлению я бы уделил внимание в первую очередь. Причем особый упор сделал бы на решение двух задач:
Первая – урегулирование вопроса, касающегося разницы в зарплатах наших граждан и привлекаемых иностранных специалистов. Как известно, нерезиденты зачастую получают в разы больше резидентов, хотя выполняют, казалось бы, одинаковую работу. При этом у них больше гарантий и солиднее соцпакет. Необходимо сократить этот разрыв и строго следить за тем, чтобы в будущем работодатели его не допускали, поскольку любая диспропорция может вызывать серьезное недовольство среди населения.
Вторая – индексация зарплат, которая сейчас отсутствует. Так сложилось, что эта процедура у нас не стала ни обязанностью работодателей, ни обязанностью государства. Если последнее что-то и индексирует, то в основном пенсии, пособия и другие социальные выплаты. А все остальное отдано на откуп индивидуальным трудовым отношениям. К сожалению, уровень нашей культуры и правовой грамотности, плюс, конечно же, личные интересы бизнес-структур не позволяют решать эти вопросы, так сказать, полюбовно.
То есть механизм индексации зарплат в нашей стране не работает – я заявляю это со всей ответственностью! Этот вопрос нужно ставить не только перед правительством, но и перед президентом. Суть моего предложения заключается в том, чтобы внести в Трудовой кодекс норму, которая бы обязывала работодателей производить индексацию заработной платы в случае роста цен на товары и услуги. Если же инфляцию удается предотвратить, то работодатели могут действовать на свое усмотрение, так сказать, по совести.
Другая проблема, требующая срочного решения, касается безопасности труда. Сегодня в Казахстане достаточно много категорий граждан, работающих в тяжелых, вредных или опасных условиях. К тому же в последнее время появилось огромное количество новых профессий, которые до сих пор не изучены на предмет соблюдения соответствующих норм (освещенность, загазованность, повышенная радиация и т.д.). В связи с этим предлагаю провести тщательную экспертизу трудовых процессов на наличие неблагоприятных факторов, влияющих на здоровье людей.
Скажем, нам часто приходится слышать о необходимости повышения производительности труда в стране. Но ведь, чтобы это произошло, нужно сначала обеспечить нормальные условия для этого самого труда. Увы, многие наши граждане не доживают до пенсии, потому как растет смертность на производстве...
Еще одна проблема в сфере трудовых отношений, которую бы я поднял на государственном уровне, – это неконтролируемая трудовая миграция. Сложившаяся ситуация выглядит очень скверно. На территории Казахстана рабочая сила распределена очень неравномерно: на юге – перенасыщение, на севере – нехватка... К тому же мы наблюдаем отток трудовых ресурсов за рубеж. Причем уезжают профессионалы – медики, инженеры, ученые, а приезжают (из Узбекистана, Китая и других стран) люди без квалификации и даже образования. Взять тех же переселенцев-оралманов – это уже огромная армия, которая практически не участвует в экономике, в производстве, а оседает, главным образом, в сфере торговли...
Что делать? Нужно поднимать престиж рабочих профессий, открывать ПТУ, всевозможные курсы повышения квалификации. Есть хорошие примеры, когда крупные корпорации обучают специалистов за свой счет. Но это единичные случаи, а хотелось бы, чтобы остальные компании тоже об этом задумались...
К сожалению, вопросы неконтролируемой миграции, да и многие другие проблемы в рамках одного ведомства решить сложно. Элементарно не хватает нужных специалистов. Поэтому я бы поставил перед правительством вопрос о том, чтобы вернуть трудовую инспекцию в Министерство труда и соцзащиты. Как известно, ранее было принято решение о передаче этого органа в структуры акиматов. Время показало, что оно было ошибочным.
Вообще, вопросы охраны, безопасности, законности труда должны быть в руках только этого ведомства. К сожалению, нам часто приходится наблюдать за тем, как местные исполнительные органы власти, имея влияние на такие структуры, как государственная инспекция, попросту скрывают, замалчивают многие проблемы. Имеются в виду те же задержки зарплат, неисполнение государственных заказов, данные по миграции, коллективные споры и конфликты, которые возникают на местном уровне.
И, наконец, я бы сделал упор на необходимости привлечения социальных партнеров – независимых профсоюзов и неправительственных организаций, поскольку институт общественной инспекции как таковой в Казахстане не работает. В трудовом законодательстве его фактически уничтожили. Зато ввели институт производственных советов, которые оказались полностью подотчетными работодателю. Это было большой ошибкой. Ведь очевидно, что не может быть независимым профсоюзный эксперт, который сам работает на данном предприятии.
Все эти вопросы нужно пересмотреть и внести соответствующие поправки в трудовое законодательство.
Зауреш Батталова, общественный деятель, президент Фонда развития парламентаризма в Казахстане: «Казахстан сложно назвать социальным государством
– Если бы я оказалась во главе этого ведомства, то, во-первых, поставила бы вопрос о его разделении на два самостоятельных – министерство, которое будет регулировать трудовые отношения, и министерство, которое сосредоточится на социальной защите населения. Во многих продвинутых странах эти функции строго разграничены, поскольку это две абсолютно разные сферы, которые требуют совершенно разных подходов.
Во-вторых, я бы пересмотрела размер прожиточного минимума. На данный момент он составляет чуть больше 28 тысяч тенге, то есть недотягивает даже до ста долларов. Все мы понимаем, что обеспечить гражданину достойную жизнь на эти деньги нереально. Прожиточный минимум должен быть таким, чтобы на него можно было купить достаточное количество продуктов питания, товаров первой необходимости и получить обязательные услуги, в том числе медицинские. Причем это не должна быть единичная акция.
Очень важно, чтобы министерство на регулярной основе проводило анализ уровня жизни населения и в соответствии с этим корректировало не только величину прожиточного минимума, но и состав минимальной потребительской корзины, а также минимальный размер заработной платы. Лично я никогда не видела у нас подобных исследований. Каждый раз заглядываю на сайт МТСЗ, а там вечно какие-то конкурсы – «лучший социальный проект», «лучший социально ответственный бизнес»... Ну, разве сейчас это так важно? Такой поверхностный подход абсолютно неприемлем в нынешней ситуации.
В-третьих, необходимо пересмотреть размеры пенсий и социальных пособий. Они на самом деле очень низкие. Поймите, наконец, раз уж Казахстан объявил себя социальным, правовым и демократическим государством, то он просто обязан оказывать помощь тем категориям граждан, которые в этом нуждаются. В министерстве должны быть созданы специальные отделы, которые будут заниматься соответствующей аналитикой. Именно на основе этих расчетов должны утверждаться размеры социальных выплат, а сегодня они, такое ощущение, будто берутся с потолка...
В-четвертых, министерство должно мониторить то, как осуществляется социальная защита другими ведомствами и акиматами, кому и какую поддержку они оказывают. Сейчас эта работа пущена на самотек, она никем не контролируется. В итоге мы наблюдаем повсеместное нарушение прав социально уязвимых граждан, которых зачастую незаконно увольняют или вовсе не принимают на работу, а если и принимают, то, как правило, на низкую зарплату. Сюда же можно отнести невыделение дополнительных социальных выплат, к примеру, экологических, если, допустим, люди проживают в экологически неблагополучных регионах, или на медицинское обслуживание. Порой доходит до абсурда – люди с серьезными заболеваниями (даже потерявшие конечности или другие органы) не могут получить инвалидность из-за бюрократической волокиты. Хотя я подозреваю, что государство просто хочет на них сэкономить.
В-пятых, я бы заострила внимание на жилищных проблемах населения. В нашем законодательстве прописаны 11 категорий социально уязвимых слоев населения, которые должны обеспечиваться жильем при поддержке государства, – это инвалиды, многодетные, участники ВОВ, войны-афганцы и другие. Но что мы видим? Эти люди стоят в очередях по 25 лет, но так ничего и не добились. Самое печальное, что министерство в продвижении этих вопросов всегда занимало пассивную позицию. Это нонсенс!
Вообще, сегодняшняя деятельность Министерства труда и соцзащиты больше напоминает деятельность НПО. У него нет четкой политики, стратегического менеджмента, оно даже не считает нужным отчитываться перед гражданами. Причем происходит это не по вине самого ведомства – проблема заключается в неправильном позиционировании государства в целом. Как я уже говорила, оно объявило себя социальным, но по факту таковым не является.
Сделав основной акцент на экономическом развитии, оно при этом не уделяло должного внимания социальным реформам, хотя, по идее, это неразделимые вещи. Ведь о состоянии экономики государства судят, в первую очередь, по качеству жизни его граждан. А когда видишь, какие у нас зарплаты, пособия, прожиточный минимум и потребительская корзина, то напрашивается лишь один вывод: экономические достижения государства не столь значимы, как оно пытается всем доказать. Ведь только в бедной стране социально уязвимые категории граждан могут жить так бедно...