16-01-2014, 23:39

Униженные и уязвленные

English
Русский
Қазақ

 

Годы реформ привели к коренным изменениям во всех сферах жизни, в том числе и к изменению социальной структуры казахстанского общества. Неудивительно, что вопросы богатства и бедности в современном обществе вызывают в настоящее время огромный интерес.

Однако за пределами рассмотрения часто остается другой не менее важный и актуальный аспект, а именно - проблема социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения, к которым относятся малообеспеченные граждане и семьи, женщины и дети, молодежь и пенсионеры. В принципе, это является первоочередной задачей для большинства стран мира.

Мы решили выяснить, как обстоит с этим делом у нас, и попросили высказать свое мнение известных казахстанских экспертов, адресовав им следующие вопросы:

1.     Какие группы нашего общества могут быть отнесены к категории социально уязвимых слоев населения? Кто и по каким критериям их определяет? Кто эти люди (имеются в виду подпадающие под эти категории) в обычной жизни?

2.     Насколько отрегулированы у нас механизмы государственной поддержки и социальной защиты отдельных категорий граждан, и какова, с вашей точки зрения, их практическая эффективность?

3.     Иногда приходится слышать достаточно уничижительные характеристики в адрес этих групп населения и даже обвинения в склонности к социальному иждивенчеству и патернализму. Насколько, по-вашему, обоснованны и справедливы упреки подобного рода?

 

Нуртай Мустафаев, политический аналитик:

Лукавые цифры

1. В последние годы термин "социально уязвимые слои населения" в правовых актах заменили определением "лица, семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации". Эту категорию граждан составляют три основные группы, которые образуются по трем ключевым критериям - семейному статусу, состоянию здоровья, уровню доходов. Кто эти люди? Это дети-сироты и многодетные матери, инвалиды (в основном первой и второй группы) и работники, занятые на предприятиях с вредными условиями труда, а также бедные, к которым по закону отнесены те, у кого среднедушевой доход ниже черты бедности. К первой группе причисляют не только детей-сирот, но и детей, родители которых лишены родительских прав и которые решением суда определены в детские дома.

 Основные направления социальной политики разрабатывает и определяет правительство. Оно готовит законы и направляет их в парламент, принимает постановления и другие нормативно-правовые акты в этой сфере. Но понятие "правительство" звучит несколько абстрактно. На деле законы, постановления разрабатывают уполномоченные органы - Министерство труда и социальной защиты, Министерство здравоохранения, Министерство образования и науки. На завершающей                стадии разработки большинство законов, постановлений, как правило, технически оформляются в Министерстве юстиции и затем направляются в парламент и правительство.

Критерии отнесения граждан к категории социально уязвимых определяет правительство в лице трех ведомств - Министерства труда и соцзащиты, Министерства здравоохранения, Агентства РК по статистике. Как правило, они рисуют благостную картину. Согласно данным Агентства РК по статистике, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума во втором квартале 2013 года составила 3,2%. Но все зависит от того, кто считает и как считает.

Если среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, то человека признают бедным, и он получает право на адресную социальную помощь. Прожиточный минимум - необходимый минимальный денежный доход на одного человека, равный по величине стоимости минимальной потребительской корзины. И он рассчитывается еже­квартально по республике и по регионам. От величины минимального прожиточного минимума зависят все социальные выплаты - размер базовой пенсии, пособий, МРП (месячного расчетного показателя), минимальной зарплаты.

На самом деле сумма минимального прожиточного минимума в стране сильно занижена. В прошлом году она составляла 18 660 тенге. Все это - лукавые цифры. На 18 тысяч тенге прожить нельзя.

Коэффициент фондов в 2012 году якобы составил 5,8. То есть уровень доходов 10% наиболее обеспеченных граждан превышал уровень доходов 10% наиболее бедных в 5,6 раза. Показатель поляризации населения по уровню доходов от 4 до 5 раз считается некритическим. Но на самом деле коэффициент фондов, или децильный коэффициент, согласно расчетам известного экономиста Аманжола Кошанова составляет 29! Эту же цифру обосновал и Канат Берентаев. В России используют более близкую к реалиям методику. Согласно официальным данным Росстата, разница в доходах 10% наиболее обеспеченных и 10% наиболее бедных составляет 18 раз. И это притом, что Россия, безусловно, является более социальным государством, чем Казахстан.

В Законе РК "О прожиточном минимуме" от 1999 года прямо признается, что черта бедности, величина прожиточного минимума определяются исходя не столько из научно-обоснованных физиологических норм потребления продуктов питания, расходов на жилье и товары первой необходимости, а "в зависимости от экономических возможностей".

 

2. Эта сфера регулируется примерно десятком законов. Например, нормы Закона "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне" от 1992 года давно преданы забвению.

Поскольку величина прожиточного минимума сильно занижена, официально признаются бедными лишь 3,2% населения. Тем самым, примерно 20% казахстанцев отсекаются от адресной социальной помощи, в которой нуждаются. Доказать, а затем получить ее практически невозможно. Об этом говорят и пишут казахстанцы во всех регионах республики.

Крайне бедственная ситуация сложилась с детьми-сиротами, которые проживают в домах юношества. Их в Казахстане 14 тысяч. Согласно закону, их должны обеспечивать жильем по достижении 18 лет. Но чиновникам нет до них дела. Положенные им квартиры они разбазаривают по своим людям. Как следствие, сироты, вступая во взрослую жизнь, оказываются крайне уязвимыми, не имея собственной крыши над головой. Гражданин без жилья - всегда в страшном положении. Кроме того, бездомная молодежь вынуждена просто выживать и, может быть, подвержена процессам десоциализации.

 

3. Разговоры о социальном иждивенчестве специально вбрасывались в общество представителями власти в лихие 90-е. Ведь надо было как-то оправдать шоковую терапию. Социальное иждивенчество, патернализм - все это выдумки чиновников. Народ в Казахстане работящий, закаленный суровыми природно-климатическими условиями (экстремальный резко-континентальный климат).

Люди хотят работать, но работы, особенно на селе, нет. Говоря о реальной безработице, необходимо учитывать огромную, в 2,7 миллиона человек, армию самозанятых. Например, самозанятые на селе - это люди, которые не видят денег. Есть подворье, натуральное хозяйство. Формально они и не предприниматели, и не наемные работники. Кроме того, очень много людей, которые не имеют постоянной работы, перебиваются приработками.

Эксперты, готовившие программную статью об Обществе всеобщего труда, должны были озаботиться, прежде всего, обеспечением работой сотен тысяч казахстанцев. Самозанятые, временно не работающие - это вовсе не бездельники или приверженные патернализму социальные иждивенцы. Непонятно, зачем такой пафос, патетика в речах об Обществе всеобщего труда. Стоило некоему Жандосу Сарсенбаеву предложить, что неплохо бы в Казахстане перенять практику 9-часового рабочего дня по примеру предприятий Южной Кореи, как тут же министр труда и соцзащиты Гульшара Абдыкаликова откликнулась на сайте министерства комментарием "интересное предложение". Но не надо забывать, что 8-часовой рабочий день, пятидневная рабочая неделя - это социальное завоевание, которого добились поколения наемных работников в XX веке. В странах Европы давно утвердилась обратная тенденция. Там в большинстве фирм практикуется укороченный рабочий день, благодаря чему люди заняты, создается больше рабочих мест, ниже уровень безработицы. Свободное время - социальное достижение, обеспечивающее развитие личности. В конце концов, Казахстан подписал соответствующую Конвенцию МОТ по социальным гарантиям, и необходимо, чтобы ее положения у нас неукоснительно соблюдались.

Ирина Черных, главный научный сотрудник КИСИ при президенте РК:

Ситуативное понятие

1.Как правило, социальную уязвимость населения рассматривают в экономических категориях, понимая под социально уязвимыми тех, кто имеет низкий уровень доходов и накопленного имущества. Мне это представляется не совсем корректным, так как в данном случае происходит подмена понятий: социальная уязвимость подменяется экономической неустроенностью, что далеко не одно и то же.

По моему мнению, социально уязвимые слои населения - понятие ситуативное, которое может иметь несколько срезов понимания. Оно может быть закреплено в юридической сфере, в сфере экономики, в практике деятельности благотворительных организаций. Так, в Казахстане к социально уязвимым слоям населения с юридической точки зрения относятся 12 категорий граждан.

С экономической точки зрения это инвалиды и участники Великой Отечественной войны, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, независимо от их дохода, а также другие социально уязвимые группы, определенные юридически, в случае, если их годовой доход не превышает определенного уровня (является меньше, чем 3,1-кратный размер прожиточного минимума, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете).

Благотворительные и иные структуры могут определять свои фокусные категории самостоятельно, исходя из своих целей и задач.

Когда мы говорим о социально уязвимых слоях, то, с моей точки зрения, надо иметь в виду тех, кто объективно не может быть конкурентоспособным в современных условиях. Иначе говоря, они находятся в заведомо неравных условиях по сравнению с другими людьми. Это инвалиды, сироты, воспитанники и выпускники детских домов. В разных социумах эти категории могут дополняться другими социальными группами - например, в советское время к такой группе относили детей чабанов, которые имели право получить высшее образование по квотам.

 

2.Законодательную базу лучше может прокомментировать профессиональный юрист. Насколько мне известно, в Казахстане действует ряд нормативно-правовых актов, определяющих размеры и механизмы государственной поддержки социально уязвимых слоев населения. Например, постановление правительства от 26 июня 2012 года № 856 "Об утверждении Правил постановки на учет граждан РК, нуждающихся в жилище из государственного жилищного фонда или жилище, арендованном местным исполнительным органом в частном жилищном фонде".

Эффективность таких актов всегда вызывает нарекания.

Как правило, это связано с двумя группами факторов. Первая имеет отношение к вопросам социальной справедливости и затрагивает следующие моменты: например, то, насколько оправдано отнесение той или иной категории граждан к социально уязвимым, и лежит ли объем оказываемой помощи в рамках достаточности и необходимости. Вторая группа - неэффективность механизма оказания поддержки, связанная, как правило, с забюрократизированностью процесса и его коррупционными составляющими.

 

3.Безусловно, такая проблема существует, и не только в Казахстане. Однако если мы соглашаемся с тем, что понятие "социально уязвимые слои" должно быть ситуативным и не только экономическим, то указанные в вопросе упреки теряют свой смысл. Что я имею в виду? То, что помощь таким слоям населения должна осуществляться, с одной стороны, по необходимости, точечно и неукоснительно, без какой-либо волокиты. А с другой стороны, она должна проходить через фильтр разумной достаточности. Например, можно отнести к социально уязвимым слоям студентов из сельской местности. И это оправданно. Но в чем должна состоять помощь общества и государства для этой группы лиц? С моей точки зрения, исключительно в предоставлении мест в общежитиях на разумных условиях.

Другой пример. Лицам, не имеющим необходимого уровня достатка, в наших условиях целесообразнее не просто выплачивать какое-то пособие, но помочь получить квалификацию, которая позволила бы самостоятельно зарабатывать на жизнь.

Подготовил Кенже ТАТИЛЯ

 

Комментарии