Лет десять назад в Казахстане развернулась довольно широкая дискуссия, посвященная поиску национальной идеи. Сейчас же об этом практически не говорят. Хотя очевидно, что вопрос не потерял своей актуальности. Более того, в обществе наблюдается много линий раскола (по религиозному, этническому, лингвистическому, культурному, территориальному признакам), и оно как никогда нуждается в объединяющем стержне. Но что это может быть? Какая национальная идея в современных условиях больше всего подходит казахстанскому социуму?
Еркин Байдаров, ведущий научный сотрудник Института востоковедения им. Р.Б. Сулейменова Комитета науки МОН РК: «Национальная идея должна быть сугубо практичной»
– Поднимаемый вами вопрос, безусловно, актуален, поскольку по-настоящему общенациональной идеи в Казахстане как не было, так и нет. Хотя необходимость в ней очевидна, поскольку только она может дать четкое понимание целей дальнейшего развития республики, методов их достижения, принципов устройства и взаимодействия духовной, социальной, экономической, политической сфер казахстанского общества, осмысление того, где мы находимся и куда движемся. Ранее в интервью вашему изданию я уже приводил тезис о том, что только современное государство с соответствующим уровнем материального благосостояния, образования и культуры, науки и техники, нравственности и просвещения может сформировать общество, имеющее политически выраженную национальную идею.
В нашем случае такая идея необходима для консолидации казахстанского общества, для национального возрождения казахского народа и превращения Страны Великой степи в конкурентоспособное и процветающее государство. Такие задачи ставят перед собой многие страны, поскольку национальная идея олицетворяет в общей форме высший идеал нации, ее волю, перспективные исторические цели, желания и надежды. Понятая таким образом, она становится отражением общенациональных интересов, надежд и чаяний народа, а ее осуществление результатом деятельности всей нации.
При выработке такой идеи необходимо исходить из трех стратегических задач, которые, хотим мы того или нет, но взаимосвязаны между собой: дальнейшее развитие национальной государственности; углубление демократических реформ; воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и любви к своей родине, культуре и языку. Но решение этих задач сопряжено с серьезными проблемами. Например, неразвитость демократических свойств и качеств массового политического сознания граждан РК препятствует развитию политических институтов, новых форм общественных отношений и в целом негативно сказывается на процессе формирования политической культуры общества.
Тогда как основная ценность и значимость национальной идеи заключается в ее воспитательной направленности. Необходимо вывести наше общество из «эпохи пустоты» (Жиль Липовецки), пространство которой, к сожалению, на протяжении почти тридцати лет независимости было занято и продолжает активно «заселяться» новыми идейными конструктами, и привить ему «идеологический иммунитет» от всякой «идеологической заразы». Нам нужно коренным образом изменить стратегию и тактику идеологической индоктринации, то есть перейти от призывов, пустых мечтаний и «грез» к четким социальным, педагогическим, психологическим методам. Развитие общественного сознания должно быть ориентировано на результат, а не на процесс.
Увы, вместо того чтобы использовать современные способы духовного развития, большинство государственных и общественных структур, имеющих отношение к проблемам духовности и просветительства, выбирают самый легкий путь – формализм. Их представители в своих выступлениях не идут дальше деклараций и тривиальных формулировок, утомляя читателей и зрителей «дежурным» пафосом и хождением вокруг да около. Тогда как национальную идею нужно культивировать и поддерживать не красивыми словами, а сердцем, умом, научными подходами. Как отмечал один из бывших центральноазиатских политических лидеров, надеяться на то, что, родившаяся в тиши кабинетов, она сама по себе внедрится в жизнь, проникнет во все слои, – это бесплодная фантазия.
Выработка национальной идеи в Казахстане должна быть связана, прежде всего, с формированием гражданского общества, процессами демократизации и автономии индивидов, преодолением социального отчуждения и кризиса идентичности. Не исключая своеобразия и даже противоречия интересов этнических, конфессиональных, экономических и иных социальных групп, она должна способствовать их интеграции в целостность нации-государства. Собственно, поэтому подобная идея и называется национальной. Сложность ее создания заключается в том, что она должна стать плодом взаимных усилий власти и самого общества.
Однако нужно учесть, что в условиях социально-экономического кризиса любая идея, какой бы благородной она ни была, останется лишь пустым звуком, поскольку людей ею не накормишь. В своей книге «Бегство от свободы» (1941) Эрих Фромм отмечал, что идеи, не коренящиеся в настоятельных потребностях личности, окажут очень слабое влияние на поступки человека и всю его жизнь. «Идея может стать активной силой истории лишь в том случае, если она отвечает настоятельным психологическим потребностям определенных социальных групп» - эти слова немецкого социолога и философа очень важны для понимания того, чего же мы хотим от национальной идеи.
И, наконец, национальная идея должна быть сугубо практичной, чтобы на ее основе можно было разработать стратегии, тактики и практические механизмы функционирования Казахстана на уровне как государства, социума, так и отдельной личности. Это должна быть идея, которую и государство, и каждый человек не просто принимают, но и каждодневно осуществляют.
Рустем Кадыржанов, доктор философских наук, профессор: «Национальная идея – это национальное самоопределение»
– Давно слежу за дискуссиями о национальной идее в Казахстане и сам время от времени принимаю в них участие. Споры эти бесконечны, потому как бесконечна сама жизнь. Нация находится в процессе непрерывного изменения. Как сказал еще в XIX веке французский мыслитель Эрнест Ренан «нация – это ежедневный плебисцит». То есть она переопределяется буквально каждый день. И хотя эти изменения незаметны, они имеют свойство накапливаться, становиться ощутимыми и вступать в пору рефлексии.
Сегодня наша нация как раз таки находится в том состоянии, когда изменения накопились и требуют внесения корректив в представление о ней. Это заставляет нас вновь обратиться к национальной идее, понять и переосмыслить ее уже на новом этапе. Речь, прежде всего, идет об изменениях, связанных с трансформацией международной геополитической ситуации. Казалось бы, они касаются внешней политики Казахстана, однако при этом оказывают серьезное влияние на внутреннюю жизнь нашей страны, в том числе на национальные вопросы.
До сих пор мы рассматривали национальную идею в чисто внутреннем ракурсе, думали о том, как сформировать нацию из того осколка советского народа, который достался в наследство Казахстану. Отсюда и споры о том, какой должна быть национальная идея – казахской или казахстанской? Какой язык и какая культура должны быть фундаментом нации? О внешних, международных аспектах в таких спорах задумывались мало. Считалось, что это не имеет отношения к национальной идее, что это дело дипломатии, государства. Но настало время пересмотреть это представление. И главной причиной тому является давление России на Казахстан по ряду вопросов, которые относятся к внутренней компетенции нашей страны (к примеру, упрощение визового режима, голосование в ООН и другие).
Если Казахстан является союзником России, состоит вместе с ней в ряде региональных организаций, из этого вовсе не следует, что мы должны принимать решения, угодные РФ. Наша страна не нарушает никаких союзнических обязательств, но при этом руководствуется своими национальными интересами. В этом и состоит суть принципа национального самоопределения, то есть самоуправления в пределах своей государственной территории. Мы не обязаны спрашивать у кого бы то ни было разрешения на то, с кем дружить и какие буквы использовать для государственного языка. Мы должны сами решать эти вопросы – таково наше суверенное право.
Россия, предъявляя претензии Казахстану, ставит под сомнение его суверенитет, его национальное самоопределение. Это реальная угроза нашей стране как национальному государству и самой нации. Многие скажут, что я утрирую, но давайте не забывать про Украину и Грузию. Там ведь тоже когда-то начиналось с претензий неофициальных, полуофициальных и официальных лиц России...
Сегодняшняя национальная идея Казахстана должна быть идеей о государстве, его суверенитете и национальном самоопределении. Нация и государство должны быть единым целым.
Бекнур Кисиков, писатель, общественный деятель: «Сильная идея – это сильный индивид»
– Трудно говорить о национальной идее в 21-м веке – в эпоху Интернета и постиндустриального информационного общества, особенно когда само понятие не имеет четкой дефиниции. Да, ее можно создать, оформить доктрину, но насколько она будет востребована в современных условиях? Порой эти программы остаются уделом политологов и экспертов, а люди даже не догадываются о том, что есть какая-то национальная идея. Да и устали они от идеологических «уставов» СССР, которыми их с детства подпитывали.
У каждого человека, у каждой семьи есть своя идея и свои установки. Поэтому главная национальная идея любого государства в первую очередь должна быть нацелена не на общество, а на человека, не на коллектив, а на индивида. То есть идеология должна, прежде всего, строиться на гуманистической концепции уважения к человеку.
Вообще, вокруг вопроса о национальной идее много споров. Кое-кто даже считает, что она вредна, что, мол, не нужно искусственно объединять людей. Но я с этим утверждением не согласен. На мой взгляд, идея, способная сплотить граждан, все-таки необходима. Другое дело, что это должна быть жизненная, то есть реальная доктрина, а не искусственная. Тем более что для этого в Казахстане, достаточно молодой стране, много основ – это и пресловутый патриотизм, и любовь к своей стране, земле, и уважение к традициям, и т.д.
Лично мне хотелось бы, чтобы в нашей национальной идее была заложена, прежде всего, культура знаний. Подчеркну: именно культура, потому как знаний сегодня много, а самой доктрины я пока не вижу. Для Казахстана, как и для любой другой страны, важны также грамотность и необходимый уровень критического мышления, что дается через чтение, полиязычную открытость информации и культуры.
Если же обратиться к мировому опыту, то мы увидим, что многие страны стали отходить от абстрактных национальных идей (даже если они где-то прописаны), которые были популярны в 20-м веке, и делать акцент на формировании здорового общества. Причем его составляющие одинаковы для всех – это прозрачность, открытость, меритократия и знания, любовь к своей профессии и труд.
Бурихан Нурмухамедов, директор Института национальных исследований: «Почему бы не делать это вместе?»
– Я бы предложил очень простую, но понятную и привлекательную для всех казахстанцев национальную идею: «давайте все вместе обустроим нашу страну». Эта концепция пришла мне в голову после того, как я прочел книгу Александра Солженицына «Как нам обустроить Россию» (1990 год), где автор размышляет о путях возрождения страны и создании достойных условий для жизни народа.
Действительно, в этой идее заложены глубокий смысл, мощное объединяющее начало. Ведь любой человек стремится к обустройству своей жизни, своего дома, своего рабочего места. Так почему бы не делать это вместе, несмотря на национальные, религиозные, языковые и иные различия? То есть сообща создавать комфортные условия в стране, причем во всех направлениях – будь то правовая система, духовная сфера, экономика или политика. Причем внутри эта идея может дробиться на несколько вариаций: обустройство региона, обустройство города, обустройство предприятия, школы и т.д.
Мы уже подошли к тому моменту, когда всем жителям страны хочется реальных изменений. Мы готовы двигаться вперед, развиваться, реформировать, бороться... Но для этого нам нужны некая базовая модель, четкая идеология и конкретная цель. Человек не должен лежать на диване и ждать того, когда появится какая-нибудь национальная идея и сама все за него сделает. Он должен чувствовать сопричастность, ответственность, потребность. И вот как раз таки то, что я предлагаю, вполне может стимулировать людей к определенным действиям. Но самое главное – это то, что способно нас всех объединить.
Нет комментариев
Комментарии к данной статье отсутствуют. Напишите первым!