13-04-2012, 03:54

В поисках ориентира

Вступая в дискуссию по национальной идее, автор хотел особо подчеркнуть, что современное государство с соответствующим уровнем материального благосостояния, образования и культуры, науки и техники, нравственности и просвещения может построить народ, имеющий политически выраженную национальную идею (идеологию). Ее главной задачей должна стать консолидация казахской (казахстанской) нации, национальное возрождение казахского народа и превращение Республики Казахстан в конкурентоспособное и процветающее государство.

Каждое независимое  государство при своем становлении фор­мирует свою националь­ную идею и идеологию. Национальная идея олицетворяет в общей форме высший идеал нации, ее волю, перспективные исторические цели, желания и надежды. Она выражает сущность того общества, к которому стремится народ. Национальная идея - это идея, отражающая прежде всего общенациональные интересы, надежды и чаяния народа. Она есть результат деятельности всей нации, всего многонационального народа. В дальнейшем, становясь идеологией того или иного государства, она превращается в систему политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей, в которых осознается и оценивается отношение людей к действительности.    

Развитие любой нации и государства неотделимо от процесса формирования национальной идеи/идеологии. Здесь, на мой взгляд, понятия "национальная идея" и "национальная идеология" тождественны друг другу по своему смысловому содержанию. Так как с самого первого момента обретения национально-государственной независимости общество нуждается в твердых ориентирах, в интеграции, в обосновании и легитимности избранного курса реформ. И именно идеология как одна из форм общественного сознания призвана выполнять эти задачи. Более того, именно идеология выступает выразителем квинтэссенции общественного развития, она позволяет каждому человеку видеть свои перспективы, формировать механизмы согласования интересов личности, социума и государства, определять историческую логику и соответствовать ее движению, а также, что не менее важно, верить в гуманистические идеалы и стремиться к их воплощению.

Актуализируя проблему выработки национальной идеи/идеологии, нужно исходить из трех стратегических задач:

- дальнейшее развитие национальной государственности;

- углубление демократических реформ;

- воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и любви к своей Родине.

Однако неразвитость демократических свойств и качеств массового политического сознания граждан РК препятствует развитию политических институтов, выступает сдерживающим фактором развития новых форм общественных отношений и в целом, конечно же, негативно сказывается на процессе формирования политической культуры общества. Основная ценность и значимость национальной идеи/идеологии должна быть в ее воспитательной направленности. Необходимо вывести наше общество из "эпохи пустоты" (Жиль Липовецки), пространство которой, к сожалению, почти за двадцать лет независимости было занято и продолжает активно "заселяться" так называемыми "новыми религиозными движениями", и привить ему "идеологический иммунитет" от всякой "идеологической заразы".

Сегодня, в условиях глобальных перемен, нужно коренным образом изменить стратегию и тактику идеологической индокринации, то есть перейти от некомпетент­ности, призывов, пустых мечтаний и "грез" к четким социальным, педагогическим, психологическим методам. Развитие общественного сознания должно быть ориентировано на результат, а не на процесс.

Вместо того чтобы ориентироваться и использовать современные способы духовного развития, большинство государственных и общественных организаций и структур, имеющих отношение к проблемам духовности и просветительства, выбирают самый легкий путь - формализм. Их представители в своих выступлениях не идут дальше деклараций и тривиальных формулировок, утомляя читателей и зрителей "дежурным" пафосом и хождением вокруг да около. Национальную идею/идеологию нужно поддерживать не красивыми словами, а сердцем, умом, научными критериями. Нужны профессионализм, способы сочетания глубокого и публичного мышления, которые создают содержательность и интеллектуальную привлекательность сообщений и докладов, лекций и диспутов. Как отметил один из центральноазиатских политических лидеров, надеяться на то, что национальная идея/идеология, родившаяся в тиши кабинетов, сама по себе внедрится в жизнь, проникнет во все слои, - не что иное, как фантазия.

Ее создание в Казахстане должно быть связано прежде всего с формированием гражданского общества, процессами демократизации, автономии индивидов, преодолением социального отчуждения и кризиса идентичности. Национальная идея/идеология, не исключая своеобразия и даже противоречия интересов этнических, конфессиональных, экономических и иных социальных групп, должна помочь их интеграции в целостность нации-государства. Поэтому, собственно, подобная идея и называется национальной. Сложность ее создания заключается в том, что она долж­на стать плодом взаимных усилий власти и самого общества.

Хотя национальная идея/идеология возникает в человеческой голове и существует в субъективной форме, она, как и другие явления духовной культуры и общественного сознания, имеет объективный характер, отражая действительное состояние социума и тенденции его развития. Например, с момента обретения Казахстаном независимости в качестве национальной идеи/идеологии предлагались и наследие партии "Алаш", и программа "Казахстан-2030", и "Саф Сана" (М.Телимтаев), и триада "Толерант­ность-Демократия-Номадизм" (С.Жунусов), и космос (Т.Мусабаев), и "формирование конкурентоспособной нации на основе казахстанского патриотизма, межэтнического и межконфессионального согласия", и вхождение в "Клуб 50", и триединство языков, и т.д., и т.п.

Формирование национальной идеи и идеологии имеет немаловажное значение и для всего государства в целом, и для каждого казахстанца в частности. По мнению Д. Сатпаева, " ... национальная идея имеет прямое отношение к государственной идеологии. Такая идея должна быть конкретна и практична и, кроме того, объединить все слои населения... Это и может стать национальной идей".

Конечно же, такая идея/идеология должна стать консолидирующим фактором для дальнейшего развития казахского (казахстанского) общества. Однако, как показывают результаты научно-исследовательского проекта "Национальная интеграция как фактор консолидации казахстанского общества" (Институт философии и политологии МОН РК, 2007 год, руководитель проекта Р.Кадыржанов), несмотря на известную толерантность этносов Казахстана, их взаимоотношения не дают однозначно благоприятной картины для утверждения о беспрепятственной интеграции этносов в единую казахстанскую (гражданскую) нацию. Согласно данным социологического опроса, культурные, психологические, социально-экономические и политические установки казахстанцев по вопросу взаимоотношения основных этносов Казахстана отличаются неоднозначностью и противоречивостью. Это не может не сказаться на характере национальной интеграции и общественной консолидации в Казахстане.

Анализ процесса выработки национальной идеи/идеологии показывает, что сложившаяся в обществе доминирующая концепция политической стабильности и межнационального согласия недостаточна для формирования государственной идеологии и воспитания чувства казахстанского патриотизма. Почему? А потому, что нет консолидирующей национальной идеи/идеологии.

По мнению Б.Абдыгалиева, ею может быть идеология Независимости. В своей книге "Политизация этничности: процессы, механизмы, последствия" он пишет: "Главной ценностью политического развития Казахстана должна стать именно идея укрепления Независимости. В перспективе каждый гражданин, каждый ребенок, вне зависимости от национальности, должен служить и боготворить Независимость Казахстана. Поэтому нужно формировать культ Независимости, его сакрализации как основополагающей ценности, как национальной ИДЕИ, как основы государственной идеологии и патриотизма" .

Следует отметить, что Б.Абдыгалиев не является здесь новатором. Начиная с 2000 года в Узбекистане официальной властью усиленно внедряется в сознание граждан мысль, что идея национальной независимости является именно той идеей, которая может консолидировать всех граждан этой страны в единое целое. Девиз звучит так: "Узбекистон келажаги - Буюк давлат" ("Узбекистан - государство с великим будущим"). В целях внедрения этой идеи во всех вузах, колледжах, лицеях и школах введен предмет "Идея национальной независимости" (Миллий истиклол гояси). По нему сдают зачеты и экзамены не только учащиеся и студенты, но и аспиранты и докторанты.

Конечно же, идея сама по себе замечательна. Однако нужно учесть, что в условиях социально-экономических проблем любая идея/идеология, какой бы благородной она ни была, останется только лишь пустым звуком, так как людей им не накормишь. Как в свое время верно подметил Э. Фромм: "...Идеи, не коренящиеся в настоятельных потребностях личности, окажут очень слабое влияние на поступки человека и всю его жизнь... Идея может стать активной силой истории лишь в том случае, если она отвечает настоятельным психологическим потребностям определенных социальных групп". Данная цитата имеет отношение и к нашей действительности. Вот этого-то и должны избежать идеологи казахстанской национальной идеи/идеологии. Она должна быть сугубо практичной, способной к порождению из нее стратегии, тактики и реальных практических механизмов функционирования Казахстана от уровня государства, социума, до уровня отдельной личности, каждого человека. Это должна быть идея/идеология, которую и государство, и каждый человек не просто принимают, но и каждодневно осуществляют.

Таким образом, в условиях глобализации всех аспектов человеческой жизнедеятельности национальная идея/идеология должна стать тем ориентиром (маяком), вокруг которого мы должны по-настоящему сплотиться, почувствовать свое единство, стать казах­ской (казахстанской) гражданской нацией в полном смысле этого слова, искренне гордясь ее успехами и переживая за неудачи. Только сохранение духовной идентичности, формирование единой национальной идеи/идеологии способны объединить казахов и представителей инонациональных диаспор, обеспечить противостояние вызовам и угрозам современной глобализации.

 

Комментарии