ЧЕТВЕРГ, 12 ИЮЛЯ 2018 ГОДА
471 Вчера, 18:15

Ужесточит ли Нацбанк денежно-кредитную политику

KZ RUS ENG

Нацбанк Казахстана на внешних стрессах и нестабильных ценах на сырье может измененить характер денежно-кредитной политики в стране на более жесткий. С таким завялением на неделе выступил председатель правления Национальонго банка Казахстана Данияр Акишев.

В июле Национальный банк притормозил достаточно активный в течение 2018 года темп снижения основных ставок в республике и 9 июля принял решение сохранить базовую ставку на уровне 9% с коридором процентных ставок на уровне +/-1%. Ставки по операциям предоставления и изъятия ликвидности сохранил на уровнях 10% и 8%, соответственно.

«Решение о сохранении уровня базовой ставки в большей степени было обусловлено продолжающимся влиянием факторов, которые способствуют реализации инфляционных рисков. Особенно такие риски наблюдаются со стороны внешнего сектора и бюджетной политики», - сказал Акишев.

Глава Нацбанка считает, что на сегодняшний день денежно-кредитные условия в Казахстане поддерживаются на нейтральном уровне. Но при этом «на фоне неустойчивых внешних факторов и вероятности реализации проинфляционных рисков остается актуальным вопрос управления инфляционными ожиданиями. В этой связи в дальнейшем не исключается изменение характера денежно-кредитных условий на более жесткий».

Глава Нацбанка сообщил, что в последние два года индикатор TONIA - операционный ориентир - при проведении денежно-кредитной политики, находится вблизи нижней границы процентного коридора базовой ставки. Причины, по мнению Национального банка лежат в избыточной структурной ликвидности в банковском секторе Казахстана, и, по всей вероятности, достаточно широким коридором.

«В настоящее время Национальный Банк Казахстана изучает возможность постепенного сужения во втором полугодии границ коридора, что повысит, как степень управляемости процентными ставками на денежном рынке, так и операционную эффективность инструментов денежно-кредитной политики», - сказал Акишев.

Вести денежно-кредитную политиким в прежнем режиме Национальному банку не позволят и давление мировых цен на экономику страны, и частичное укрепление доллара на мировых рынках .

По данным Национального банка, на сегодняшний день годовая инфляция находится внутри целевого коридора 2018 года и ее дальнейшая динамика будет складываться в пределах целевого коридора 2018 и 2019 годов. Однако вероятность реализации инфляционных рисков в краткосрочной и среднесрочной перспективе, особенно со стороны внешнего сектора и бюджетной политики, ограничивает потенциал смягчения денежно-кредитных условий в текущем году. В ходе выступлений на протяжении всей недели глава Нацбанка так и не раскрыл проблем бюджетной политики, которые могут повлиять на формирование денежно-кредитных условий в стране.

В первом полугодии 2018 года уровень инфляции сложился ниже (2,6%) по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (3,7%), что в целом обеспечило замедление годовой инфляции в июне до 5,9%. Это минимальный уровень с октября 2015 года.

«Снижение уровня инфляции обусловлено более благоприятным сезонным влиянием тенденций на агропродовольственных рынках и продолжающимся замедлением темпов роста цен внутренних производителей на потребительские товары. Однако, из-за невысокого уровня инфляции в 3 квартале прошлого года, учитываемого при статистических расчетах, ощутимое замедление годовой инфляции до конца текущего года, по оценкам Национального Банка, не ожидается», - сказал директор департамента исследований и статистики Национального Банка Виталий Тутушкин в ходе круглого стола.

По словам главы Национального банка, на внешних рынках существует ряд факторов, которые несут риски системе и могут давить на инфляционные процессы в стране.

«В июне, впервые с начала года, наблюдалось снижение международных цен на продовольствие. Индекс цен FAO снизился на 1,3%, что обусловлено усилением торговой напряженности между странами. В результате наблюдалось снижение цен на зерновые. Однако в целом перспективы производства основных зерновых культур ухудшаются, что, по мнению экспертов, усилит инфляционный фон и будет способствовать дальнейшему росту индекса», - рассказал Д.Акишев.

По его словам, в среднесрочном периоде возможно проинфляционное давление из-за ожидаемого повышения уровня инфляции в странах – основных торговых партнерах Казахстана.

«Продолжается ужесточение внешних монетарных условий… в июне в очередной раз была повышена ключевая ставка ФРС. В результате наблюдалось ожидаемое укрепление доллара США на мировых рынках. Естественной реакцией стало изменение потоков капитала из валют развивающихся рынков в доллары США», - сказал глава Национального Банка Казахстана.

Фактически небольшое «бегство капитала» произошло и в Казахстане. Объем нот Национального Банка, находящихся у нерезидентов, снизился с максимального уровня в марте по июнь с 454 до 241 млрд тенге. «Фиксация прибыли нерезидентами оказала непосредственное влияние на валютный рынок, что стало одним их факторов ослабления тенге», - заявил Акишев.

Тенге в первом полугодии упал до 341,31 за $1 с 318,31 за $1, и к подобной волатильности, по словам Акишева, казахстанцам придется привыкнуть.

«К концу первого полугодия биржевой курс доллара составил 341,08 за $1, ослабнув на 2,6%. Ослабление тенге в июне этого года связано в первую очередь с общим укреплением доллара США к валютам развивающихся стран и оттока капитала с развивающихся рынков на фоне увеличения процентных ставок Федеральной резервной системы США», — сказал Акишев на заседании правительства.

Тенге, по мнению главы Нацбанка, является такой же валютой развивающейся страны и реагирует на колебание мировых валют.

«Это нормальное явление, к нему надо привыкать: тенге будет подвержен некой волатильности в зависимости от внешних факторов … Мы не видим каких-то оснований для беспокойства. Происходит достаточно естественное ослабление курса тенге в условиях неустойчивости внешних факторов», - заявил глава Национального банка.

Автор: Лидия Кузнецова

Комментарии

Нет комментариев

Комментарии к данной статье отсутствуют. Напишите первым!

Оставить мнение