ВТОРНИК, 25 СЕНТЯБРЯ 2018 ГОДА
13538 8-06-2018, 09:00

Какой он, современный казах, и каким должен быть идеальный казах?

Какой он, современный казах? И каким он должен быть в идеале? Мы попытались выяснить это, обратившись к нашим известным соотечественникам и адресовав им следующие вопросы:

  1. Что вы понимаете под выражением «истинный казах»? Какие достоинства и какие недостатки присущи человеку, подпадающему под это определение?
  2. А каким, на ваш взгляд, должен быть образ идеального (совершенного) казаха? Что сюда входит – ментальные особенности, характеристики личного свойства или что-то еще?
  3. Возможно ли сочетание в идеальном казахе приверженности традиционализму и следования самым современным трендам?
  4. Есть ли в казахском социуме такие идеальные личности? Насколько их много, и как сделать так, чтобы их стало больше? Можете ли вы назвать конкретных людей, которые, с вашей точки зрения, являются таковыми?

Марат Шибутов, политолог: Идеальный казах – это успешный казах

1. Я бы сказал, что такой образ должен соответствовать своей эпохе:

– до вхождения казахских земель в состав Российской империи больше всего ценились военно-политические таланты, поскольку шли постоянные войны с соседями, да и между самими казахскими племенами;

– в Российской империи надо было развивать экономику и умело действовать в новой системе местного самоуправления;

– В СССР все вообще изменилось, и казахи стали городским народом, что повлекло еще больший диапазон обязанностей и возможностей, причем ключевым является период 1930-40-х годов, когда произошла коренная трансформация этноса;

– ну и сейчас ценятся другие таланты, чем при СССР. Фактически казахи примерно за 250 лет сменили 4-5 ролевых моделей, в каждой из которых понятие «истинный казах» было наполнено своим содержанием. Плюс надо еще смотреть на то, какие качества были продиктованы просто образом жизни, а какие были присущи национальному характеру.

Также надо отличать реалии и медийно-литературный образ, которые практически у всех народов не совпадают друг с другом. К достоинствам «истинного казаха» я бы отнес:

– отсутствие лишней рефлексии;

– прагматичность;

– фатализм;

– умение налаживать социальные связи с другими людьми; – гибкость и умение воспринимать новое;

– способность перенимать чужое и делать его своим;

– умение смотреть в будущее и не цепляться за прошлое. Частично недостатками «истинного казаха» являются его достоинства, перешедшие в гипертрофированную форму:

– неорганизованность;

– непотизм;

– завистливость.

Ну а усредненного образа быть не может – слишком много казахов и слишком они разные.

2. Идеальный казах – это успешный казах. Обратите внимание: на любом тое, асе, кыз-узату, свадьбе, похоронах самые успешные находятся на самых почетных местах. Критерии успеха простые – власть, богатство, слава. Только они имеют значение, ничего больше. Ведь никто из собравшихся не говорит, к примеру, что власть приобретена благодаря родственникам, богатство – благодаря коррупции, слава – благодаря плагиату. Все помалкивают и стараются пробиться поближе.

Так что главное – добиться успеха, лучше всего за рубежом, а затем сказать пару теплых слов про Казахстан и казахов. И тогда ты будешь идеальным казахом, даже если ты наполовину русский, наполовину кореец.

Например, все считают Тимура Бекмамбетова казахским режиссером, хотя свои первые фильмы он снимал в Узбекистане. Но зато он прославился в Москве и в Голливуде. Так что победитель забирает все.

3. На самом деле нет. Если посмотреть на историю, то наиболее успешные казахи всегда были из числа тех, кто быстрее других отвергал прошлую традицию и успешнее всех входил в новую. А традиции можно и задним числом потом придумать или переиначить – все равно никто уточнять и напоминать не будет.

Можно даже женскую одежду дарить мужчинам и гордиться этим.

4. Большое лучше видится издали или спустя годы. Вот сколько людей в свое время ругали Нурболата Масанова, но прошло время, и все помнят Масанова и его труды, а его критиков никто и не вспомнит. Я думаю, мы будем узнавать таких людей потом – среди современников их увидеть трудно.

Я могу предложить две кандидатуры, правда, уже покойных людей. Это первый секретарь ЦК КП Казахстана Жумабай Шаяхметов и академик Мурат Айтхожин.

Жумабай Шаяхметов в 1939-1946 г.г. был вторым, а в 1946-1954 г.г. – первым секретарем, и на его время пришлась самая тяжелая в управленческом плане пора для советского Казахстана.

Индустриализация, мобилизация, эвакуация, послевоенное восстановление – везде он принимал участие. Развитие промышленности, науки и культуры – это тоже во многом его заслуга. Но он был незаслуженно забыт – в последние годы, если не считать книг Лайлы Ахметовой, про него особо и не вспоминают, как, впрочем, и про Николая Скворцова, что связано с его службой в НКВД, ну и определенной ревностью со стороны последующих руководителей советского Казахстана.

Если просто взять показатели экономики и общества до начала его работы и после, то станет понятно, что трансформация казахов из кочевого традиционного народа в модерновый произошла именно при нем.

Надо отметить, что его ценили и в центре – он был председателем Совета национальностей Верховного совета СССР.

Мурат Айтхожин был, по всем меркам, самым выдающимся биологом Казахстана, лауреатом Ленинской премии и основателем целой научной школы. При этом он был еще прекрасным преподавателем и организатором науки, что редко сочетается в одном человеке. Не уйди он из жизни так рано, я думаю, судьба науки в нашей стране сложилась бы совсем по-другому.

Марат Толибаев, блогер: Многоликий казах

1. В моем представлении истинный казах сегодня – это человек со следующим набором качеств.

Он молод. Я говорю так потому, что наша нация сейчас относительно молода (средний возраст – 30 лет), и это является хорошим фундаментом для будущего развития.

Он образован. К счастью, уровень образования в нашей стране продолжает оставаться на относительно высоком.

Он консервативен. С сожалением вынужден признать, что большая часть населения Казахстана консервативна (в моем понимании), то есть с недоверием воспринимает многие новшества, связанные со знаниями и общественными отношениями.

К примеру, в нашем обществе до сих пор присутствуют гомофобия, неравное отношение к мужчинам и женщинам, к взрослым и детям и т.д.

Он аполитичен. Большинство казахстанцев пассивны в вопросах отстаивания своих гражданских и политических прав. Поэтому у нас нет революций (это хорошо), но у нас нет и достаточно активного гражданского общества, которое бы оперативно реагировало на все проблемы в стране (это плохо).

Он религиозен. Статистика и мои собственные наблюдения говорят о том, что верующих в Казахстане становится все больше.

Он двуязычен. Основными языками общения продолжают оставаться русский и казахский. Пока с перевесом в пользу первого.

Он неспортивен. К сожалению, физкультура и спорт еще не стали у нас массовым явлением, как, например, в Китае. Поэтому среднестатистический казах не занимается спортом, а обычно проводит вечера перед телевизором с кружкой пива.

Он гостеприимен. Это наша национальная черта, которая еще не стерлась из генетической памяти.

Он семьянин. В Казахстане, в отличие, например, от США, семейные узы крепче. У нас раньше женятся и реже разводятся, поэтому большинство людей живет в семьях.

У него 2-3 детей. К счастью, мы пока не попали в полосу демографического кризиса, как Западная Европа, но, к сожалению, мы не попали и в тренд многодетности, как, например, Скандинавия. Поэтому в наших семьях немного детей.

2. В моем понимании идеальный казах выглядит так.

Он образован. Знания являются главным капиталом человека в современном мире. Поэтому инвестиции в знания являются самыми ценными.

Он прогрессивен. Он открыт новым знаниям и легко осваивает новые технологии.

Он политически активен. Он принимает участие во всех мероприятиях, касающихся его дома, улицы, города, страны. Он не проходит мимо беззакония и несправедливости.

Он толерантен. Он с уважением относится к чужому мнению и не навязывает свое. Он не испытывает неприязни к людям другой расы, национальности, пола, возраста, сексуальной ориентации.

Он высокодуховен, его отличает высокая культура поведения. В нашем обществе сильно развиты такие институты, как общественное мнение, мораль, этикет. Поэтому многие отношения внутри социума даже не требуют законодательного регулирования. Зачастую вредные для общества вещи не делаются только потому, что так не принято.

Он полиязычен. Он владеет международным английским языком и еще одним языком, необходимым для работы – например, французским, китайским, русским и т.д. Но при этом он в обязательном порядке владеет родным казахским языком.

Он спортивен. Здоровье является фундаментом успешной жизни, поэтому он уделяет достаточно времени занятиям спортом.

Он гостеприимен. Он семьянин. Он уважает и прививает своим детям семейные ценности. У него 4-5 детей. Экономическая и социальная обстановка в стране позволяет ему не беспокоиться за будущее детей, поэтому он обзаводится большой семьей.

3. Думаю, что такое возможно. Яркими примерами сочетания этих качеств являются граждане таких стран, как Япония, Южная Корея, Сингапур и т.д.

4. Идеальных людей не существует. Невозможно найти в одном человеке полный набор всех тех качеств, которые я перечислил. Однако есть немало людей, которые обладают большей их частью. Они становятся лидерами и ориентирами для всех остальных.

Подражание им, следование высоким идеалам мотивирует все остальное общество к самосовершенствованию. Главной миссией таких лидеров я считаю просветительство, распространение и пропаганду знаний.

Жасарал Куанышалин, политолог: Идеала не существует…

Идеальных людей просто не бывает по определению, поскольку даже у самого «продвинутого» божьего создания, ПЕНДЕ по-казахски, всегда найдутся какие-то недостатки. Одно дело – стремление к идеалу, что, несомненно, помогает людям становиться лучше, совершеннее, и совсем другое – достижение идеала, что, увы, практически невозможно.

Таким образом, в данном контексте остается найти ответ только на вопрос, кого можно назвать «истинным казахом». На мой взгляд, это тот, кто отвечает следующим основным критериям:

1) Является мусульманином. Почему я ставлю этот критерий на первое место? В силу той очевидной для каждого правоверного истины, что Аллах создал вселенную по законам ислама. В том числе и «венца природы» – человека. И только после изначального мусульманства людей Аллах сообщает в Коране о том, что Он «создал народы для того, чтобы они знали друг друга».

Иначе говоря, мы все сначала мусульмане, и только потом – казахи. Поэтому, когда мне задают вопрос, кто мы прежде всего – мусульмане или казахи, я так и отвечаю, добавляя при этом, что данные понятия неотделимы друг от друга, в силу чего нам более всего подходит самоидентификация «мұсылман қазақ».

Здесь никак не обойтись без уточнения, что казахи всегда были и остаются приверженцами традиционного для нашего народа ислама суннитского толка в его сугубо миролюбивом варианте без всяких отклонений типа «ваххабизма», «салафизма» и прочих фанатизмов.

Мои сородичи никогда не проповедовали и ставшее «модным» в последнее время среди немногочисленных неоязычников пресловутое «тенгрианство», являющееся-де «исконной религией» казахов. При этом никто из них не в силах членораздельно ответить на вопрос: «Вы можете назвать пророков, священную книгу, храм, ритуалы отправления веры и другие постулаты вашей «религии», а также известных личностей в казахской истории, позиционировавших себя в качестве «тенгрианцев»?».

Это и понятно – как можно назвать то, чего не существовало и не существует в природе.

2) Свободно владеет казахским языком. Родной язык человека – это не только средство коммуникации, но и (что, может быть, даже более важно) носитель культурно-духовного кода нации и ее генетической памяти, с утерей которых люди практически теряют, зачастую сами того не осознавая, связь с выработанными в веках ценностями родного народа, становясь теми самым «иванами, не помнящими родства».

Именно поэтому истинный казах – это тот, кто с самого своего рождения воспитывался в родной языковой среде, учился на родном языке и только на основе прочного владения им приступал к овладению другими языками по принципу «сколько языков ты знаешь, столько раз ты человек».

3) Хорошо знает историю, культуру, литературу, искусство, обычаи и традиции казахов. Без этого он не смог бы стать полноценной личностью, способной быть максимально полезным своему народу.

А потому истинный казах не довольствуется лишь тем, что узнал в школе или вузе. Он постоянно занимается самообразованием, совершенствуя свои знания во всех сферах. Иначе ему грозит участь тех, кто, к примеру, до сих пор продолжает судить о великом тюрке Чингисхане – прародителе в том числе династии казахских ханов и собственно казахской государственности – по той псевдоистории, которая была навязана казахам в колониальные времена и превратила его в некоего несуществующего в реальности «монгола»!

Такие казахи даже не подозревают, что это вовсе не «этноним», а военный термин, произошедший от тюркско-казахского словосочетания «мың қол» («несметное войско») чингисхановского времени.

Между тем серьезных исследований, которые восстанавливают подлинную историю чингисхановской эпохи и потому должны быть объектами пристального внимания со стороны каждого казаха, уважающего себя и историю предков, сейчас более чем достаточно. А истинный казах уважает себя и историю предков.

4) Является национал-демократом. Разумеется, не в том искаженном донельзя советско-коммунистической идеологией смысле, а в подлинном значении этого термина. Для его «реанимации» достаточно вспомнить хотя бы тот факт, что в 1923 году председатель Совета народных комиссаров Казахской АССР Сакен Сейфуллин в главной газете того времени «Еңбекші қазақ» опубликовал официальную статью в честь 50-летия одного из лидеров Алашорды – Ахмета Байтурсынова, назвав его «нағыз ұлтшыл» («настоящий националист»).

Но в годы сталинских репрессий это похвальное по своей сути слово превратили в «дубинку», которой насмерть забивали всякого, кто боролся за национальные интересы своего родного народа.

К сожалению, рецидивы этого совкового мышления сохраняются кое у кого до сих пор. Казахским националистам есть за что бороться и сейчас: за реальную деколонизацию страны в соответствии с международными нормами, за активное возрождение казахского языка, за сохранение родной земли от распродажи, за социальную справедливость, против политических преследований инакомыслящих, ползучей китайской агрессии и т.д. Это главные обязанности истинных казахов.

5) Активно борется за искоренение пороков, которыми казахский социум заразили в период колонизации Казахстана царским и советским режимами.

Если учесть, что указанный период истории нашего Отечества был полон трагических событий, включая и два страшных голодомора 1921-23 и 1931-33 годов, погубивших 70% нации и поставивших ее перед дилеммой «Быть или не быть?», то понятно, что все это губительно сказалось не только на физическом, но и на духовном и психологическом здоровье народа.

От последствий этого он не может избавиться до сих пор. Отсюда – устойчивые проявления колониального сознания, страх перед властью, социально-политическая пассивность, синдром «маленького человека-винтика», от которого, дескать, «ничего не зависит», и т.д.

Так кто еще, если не истинный казах, который сам свободен ото всех подобных пороков именно в силу своей истинности, должен помочь своему народу в преодолении барьеров, мешающих его движению вперед по пути строительства подлинно независимой и развитой национально-демократической государственности?

6) Выступает носителем лучших черт казахского национального характера и испытанных временем традиций и обычаев родного народа, которые являются гарантией преемственности поколений и сохранения национальной самобытности казахов.

И в то же время упорно работает над обогащением себя и своего народа всем тем прогрессивным, что есть у других народов и востребовано сегодняшним днем.

7) Показывает своей жизнью и деятельностью сородичам, каким должен быть истинный казах. На протяжении всей своей долгой истории казахи всегда выдвигали из своей среды множество великих личностей. В этом плане не является исключением и наше время.

Однако, поскольку при оценке современников существует риск ошибки, влекущей за собой возможность их недооценки или переоценки, лично я предпочитаю не спешить с этим.

Известно ведь, что большое видится на расстоянии. Поэтому, ничуть не сомневаясь в том, что среди истинных казахов сегодняшнего дня существует немало очень достойных людей, тем не менее, я оставляю дело их оценки на суд времени...

Итак, истинный казах сегодня – это мусульманин, казахскоязычный, разносторонне развитый человек, национал-демократ, носитель лучших черт казахского национального характера, сочетающий в себе традиции и новаторство, активный борец с тяжелыми последствиями колонизации Казахстана Россией, выступающий за строительство подлинно независимого национально-демократического государства, личным примером демонстрирующий своим сородичам образец истинного казаха...

 

Комментарии