Говорят: хочешь узнать будущее страны – посмотри на ее молодежь… Но если послушать взрослых, то большинство из них, оценивая возможности и способности нового поколения, с ужасом представляют себе завтрашний Казахстан. Они уверены, что нынешнее «племя младое» озабочено только собственным комфортом и безразлично ко всему остальному: к интересам государства и общества, к семейным и моральным ценностям, к науке и труду… Неужели на самом деле все так плохо?
У этого поколения уже есть даже свое название – «сатори» (буквально – «душевное спокойствие», «ощущение небытия»). Считается, что его представители, в возрасте от 16 до 25 лет, ни к чему не стремятся, ничего не хотят, живут лишь узкими интересами и часто выбирают самоизоляцию. По мнению психологов, на формирование «поколения сатори», с одной стороны, влияет Интернет, который позволяет молодым людям обходиться без личных контактов, тем самым отрывая их от реальности, а, с другой – нестабильность в окружающем мире, от которого им хочется укрыться.
Однако такой стиль жизни приемлем лишь пока есть родители, школа, университет… А как эти люди поведут себя завтра, когда настанет их черед лечить, учить, строить или тем более защищать страну от врагов? О моральном состоянии современной молодежи на днях с тревогой говорил министр по делам религий и гражданского общества Дархан Калетаев. По его словам, объекты культуры, досуга и спорта для большей части молодежи до сих пор остаются недоступными, потому как в городе их услуги стоят дорого, а на селе они попросту отсутствуют. Как показали результаты недавнего исследования, 44,9% опрошенных никогда не посещали библиотеки, 56% – выставки, 54,2% – музеи, 55% – театры, 42,4% – игровые и развлекательные центры, 19,8% – кинотеатры. В то же время у телевизора или в Интернете проводят свободное время 83% молодежи. На втором месте в списке предпочитаемых форм досуга – посещение салонов красоты и спортивных залов. Но самое печальное: 15%, или каждый шестой, признался, что может понять людей, которые совершают суицид...
А ведь создавать условия для активного включения казахстанской молодежи в культурную, социальную, экономическую и политическую жизнь призвана, в частности, государственная молодежная политика. Хотя в своем нынешнем виде, по мнению многих экспертов, она неспособна обеспечить даже десятую часть всего перечисленного. Создается впечатление, что молодежная политика в Казахстане существует автономно от самих молодых людей с их проблемами. И это несмотря на то, что государство выделяет на ее реализацию немалые суммы, создает огромное количество молодежных организаций и проводит массу мероприятий. Впрочем, большинство из всего этого носит формальный характер, а потому до потенциальных адресатов доходит в мизерных дозах.
Что же мы делаем не так? Как воспитать в молодом поколении ответственность за будущее страны? А может, вообще не стоит вмешиваться, и все выправиться само собой?
Кайнар Капанов, кандидат исторических наук, политолог: «Необходимо коллективно думать о судьбе страны»
– Сегодня востребованы новые люди, новые решения, новая политика. А с этим у нас явный провал. Страна не обеспечила условий для нормального развития так называемых поколений Y (людей 1985–2000 годов рождения) и Z (2000-х годов рождения). Их умами долгое время не занимались, их ценностные ориентиры сбиты.
Молодые люди сейчас думают не о самореализации, а лишь о том, как и где можно заработать быстро и много. Среди молодежи укоренился культ денег (они стали мерилом успеха), ее разлагает безудержное потребительство. Мало того, в стране появилась целая армия «необучаемых» и «недоученных», которые привыкли «получать знания» без особых усилий (с помощью Интернета). В эти пустые головы совершенно невозможно ничего заложить…
Я как преподаватель вижу у нынешних студентов очень слабые навыки понимания текста и неразвитую смысловую память. Это можно объяснить тем, что молодые люди перестали связывать экономический успех в жизни с хорошим образованием. Для них иметь диплом еще не означает уметь работать.
Вот почему значительная часть нашей молодежи плохо образована и, как следствие, подвержена радикальным идеям. Многие предпочитают «уходить» в религию, уезжать за границу или замыкаться в себе. Безусловно, в стране есть конкурентоспособная и мотивированная к учебе молодежь. Такие яркие личности, как Димаш Кудайбергенов, Самал Еслямова, Гульназ Балпеисова, доказывают своим примером, что судьбу можно изменить, прежде всего изменив себя.
Но в целом ситуация очень тревожная – скоро некого и некому будет учить. Кроме того, глобальная гонка за талантами будет оголять интеллектуальный потенциал страны. Цифровая социализация, идеологический хаос, ложное воспитание со стороны ТВ тоже отрицательно влияют на нашу молодежь.
Для многих ребят родители и семейные ценности уже перестали быть ориентиром. И это неудивительно, если учесть, что треть матерей воспитывает своих детей в одиночестве, а тема отцовства становится одной из самых острых в социологии семьи. Физически родители вроде присутствуют, а духовно – нет.
То же самое касается государства и школы, которые тоже провалили свою воспитательную миссию. Считаю, что власть не должна использовать поколенческую разницу для стравливания людей. Нельзя убивать ресурс солидарности общества, который помогает взаимодействовать гражданам ради достижения свободы и справедливости. Паралич потенциала солидарности недопустим, если мы думаем о будущем молодежи.
Она должна проявлять активность, объединяться и помнить слова Т.Джефферсона: «Инакомыслие – это и есть высшая форма патриотизма». «Восстановление нации» пережили многие народы. Они переносили удары судьбы, гнет неудач, добивались перелома и брали новые рубежи. Ведь душу народа убивают не бедствия, а унижения.
Сейчас нам необходим прилив коллективного оптимизма, важно побороть апатию и безнадежность во всех слоях общества, особенно среди молодежи, и начать действовать, так как действие есть активная форма поведения субъекта. Население должно стать народом! Еще одна проблема нынешнего общества заключается в том, что в нашей жизни слишком много имитации. Хотя общеизвестно, что основным инструментом воспитания было и остается общение. Молодежь должна учиться видеть настоящие проблемы людей. Для этого нужно развивать волонтерское движение, создавать лекционные площадки по стране, в школах читать внепрограммные лекции.
Как сказал еще в 1991 году, выступая в Москве, американский политолог Р.Даль: «Если бы я начинал перестройку, то начал бы ее с гражданского образования». Мы не изменим страну, пока не изменим ее этос, который складывается из ценностей и норм жизни. В свою очередь, ценности важны для накопления доверия. У власти, да и у народа в целом, в том числе у молодежи, есть желание служить стране, но нет четкого вектора. Вот почему все усилия уходят в пустую риторику…
Татьяна Сеферова, директор направления качественных исследований BRIF Research Group: «Казахстанская молодежь неоднородна»
– В прошлом году мы организовали и провели масштабное комплексное исследование «Молодежные тренды в Казахстане», в рамках которого проводили онлайн-форумы, количественный опрос различных фокус-групп, параллельно опрашивали экспертов и трендсеттеров, причем довольно известных.
Как мы и ожидали, это исследование ярко продемонстрировало те особенности, которые отличают новое поколение от предыдущих. Я бы даже сказала, что нынешние молодые казахстанцы абсолютно другие, совсем не похожие на своих родителей. Это, конечно, важно понимать и учитывать при работе с ними.
Прежде всего, речь идет о тотальной диджитализации и росте популярности социальных сетей среди молодежи. Активное проникновение цифровых технологий и коммуникаций имеет серьезное влияние на молодых людей во всем мире, а в Казахстане эта тенденция сейчас «разворачивается» весьма стремительно.
По статистике, наша молодежь проводит в социальных сетях по несколько часов ежедневно, и этот показатель в ближайшей перспективе будет только расти. Следовательно, всем заинтересованным лицам (которые взаимодействуют с молодежью) необходимо активно осваивать этот канал коммуникации, чтобы иметь возможность разговаривать с молодыми людьми на одном языке, понимать и увлекать их.
Как показали результаты исследования, наибольшей популярностью сейчас пользуются такие соцсети и видеохостинги, как Instagram, VK и Youtube (независимо от города проживания). Второй тревожный момент – это сокращение численности молодежи (в возрасте 15-29 лет) в Казахстане. Самый высокий показатель был зафиксирован в 2010 году – более 4,5 млн. человек. Но уже в 2016-м в эту возрастную категорию попали лишь 4,2 млн.
То есть, произошло сокращение, как минимум, на 300 тыс. человек! Как выяснилось, основными причинами стали, во-первых, демографическая «яма» 1990-х годов, когда наблюдались снижение рождаемости и массовая миграция из Казахстана, а, во-вторых, нынешний отток населения. На протяжении последних нескольких лет численность молодых людей, выезжающих из страны, превышала численность въезжающих.
Стоит сказать и о следующих особенностях современной казахстанской молодежи.
– Политическая пассивность. Большинство молодых людей не интересуются политическими темами, не хотят принимать какого-либо участия в их обсуждении, да и не видят смысла вникать в эти вопросы.
– Активное обращение к религии. Около 72% молодежи считают себя верующими, при этом 20-25% строго соблюдают предписания и обряды своей религии. Этой тенденции в наибольшей степени подвержена казахоязычная молодежь в южных и западных регионах страны.
– Неоднородность. Условно можно выделить три основных сегмента молодежи в зависимости от региона: первый – Алматы и Астана (17% казахстанской молодежи). В этих городах проживают активные, современные, амбициозные молодые люди с наибольшими доходами; второй – север, восток и центр Казахстана (33%). Там молодежь настроена более негативно, она имеет наименьшие доходы и наибольший миграционный потенциал (в основном ориентирована на Россию); третий, самый многочисленный – юг и запад Казахстана (50%). В этих регионах проживает более консервативная, религиозная и в основном казахскоязычная молодежь. Разумеется, важно учитывать эту разнородность и разнотипность казахстанской молодежи, если мы хотим понимать ее желания, ценностные ориентиры и вести в этом направлении грамотную идеологическую и воспитательную работу.
Сержан Аманов, блогер, кандидат биологических наук: «Пока все держится только на семейных ценностях»
– Такие вопросы – просто рай для ворчливых стариков... Кто откажется поругать молодежь? Хотя она такая же, какой была и раньше, но одновременно другая. Всегда есть и были «маменькины сыночки», как и «агрессивные придурки», но, слава богу, не они делали и делают сегодня общую погоду.
Реалии современного мира давят и на молодежь. Она более прагматична, но при этом и максималистична. Это закон природы. Общество двигается вперед только за счет активности молодых. А судить о том, что в нынешних юношах и девушках не так, я даже не пытаюсь. Принимаю их такими, какие они есть. А вот к государственной молодежной политике у меня множество вопросов.
Я даже сомневаюсь в том, что таковая у нас вообще присутствует, как, впрочем, и серьезная идеологическая работа. Беда нашего времени состоит как раз-таки в полном отсутствии какой-либо идеологии, тем более государственной.
Все попытки создать «молодежные движения» и прочие громкие инициативы власти – это чистой воды кампанейщина. Вместе с тем, отсутствие молодежной политики напрямую связано с отсутствием внятной политики в сфере образования. Такого размаха пофигизма у учителей в школах, как сегодня, я даже представить себе не мог.
Главным в образовательном процессе стали количественные показатели, а не душа ребенка. И вообще удивительно, что при таком отношении молодежь еще мечтает и хочет сделать мир прекраснее. Порой мне хочется, чтобы у нас вообще не выстраивали никакой официальной линии воспитательной или идеологической работы с молодежью. Но боюсь, что сегодня уже есть кому бороться за влияние на неокрепшие умы наших детей. Увы, пока все держится только на семейных ценностях. Уж очень невнятна государственная политика в отношении молодежи…