На минувшей неделе состоялась конференция Казахстанской федерации футбола (КФФ) – первая после смены ее руководства, случившейся два месяца назад. Вниманию делегатов были предложены стратегия развития «игры миллионов» в нашей стране на 2018-2022 годы, получившая «редкое» название «Алға, Qazaqstan!», и дорожная карта действий на четырехлетний период. Содержание документов широкой футбольной общественности пока неведомо – будем надеяться, что пока…
Главный источник доходов
Сообщается только, что КФФ определила семь приоритетных направлений на ближайшие годы. Первое из них касается национальных сборных и профессионального футбола. На мой взгляд, последний следовало выделить как отдельное направление, особенно на фоне введения с 1 января с.г. новых законодательных норм, касающихся финансирования спорта в Казахстане, и резко усилившейся в нашем обществе критики по поводу крайне нерационального расходования миллиардов тенге, которые выделяются из местных бюджетов футбольным клубам. Ведь там столько проблемных «дыр», столько всего надо менять! А главное – необходимо наконец-то начать перевод профессионального футбола на коммерческие рельсы. Пока он не станет хоть что-то зарабатывать, вал общественного недовольства будет только нарастать.
…Три года назад УЕФА обнародовала обобщенный отчет о финансовой деятельности европейских клубов за 2014-й. Поскольку с того времени мало что изменилось, эти данные можно взять за ориентир. Так вот, общая выручка достигла 15,6 миллиарда евро – это чуть больше понесенных затрат, из которых 9,9 миллиарда составили зарплаты игроков и тренеров.
Теперь посмотрим на статьи доходов. Продажа прав на телевизионные трансляции приносит 34 процента от общей суммы, взносы спонсоров – 25, коммерческая деятельность – 7, реализация билетов и сезонных абонементов – 16, призовые от УЕФА – 8, прочие – 9 процентов. Здесь надо иметь в виду, что доходы от трансферов футболистов в УЕФА учитывают отдельно.
В Казахстане же картина совершенно другая. Если не считать «Астану», которая что-то зарабатывает благодаря успешным выступлениям в еврокубковых турнирах (призовые от УЕФА), то можно сказать, что порядка 95 процентов поступлений в клубные кассы обеспечивают «спонсорские» взносы. Возможно, клубам, участвующим в квалификации Лиги Европы, что-то перепадает и от телевещателей. Но если даже перепадает, то очень немного. А на первенство Казахстана эта статья доходов пока не распространяется. Платить за возможность смотреть матчи внутреннего чемпионата наш телезритель сегодня не согласится.
«Спонсоры» у наших клубов известно какие – либо государственные (акиматы), либо квазигосударственные структуры. Соответственно деньги в футбол идут казенные. Формально они классифицируются как доходы, но доходы «нерелевантные». Тогда как в большинстве европейских стран спонсорские взносы имеют совершенно иную природу. Чтобы привлечь их, и клубы, и чемпионат, в котором они участвуют, должны быть узнаваемыми, популярными. Только в этом случае спонсоры смогут «отбить» вложенные ими деньги – либо в финансовом плане (обычно не напрямую, а косвенным образом), либо в социальном, либо в репутационно-имиджевом… А кто сегодня обеспечивает узнаваемость и популярность? Прежде всего, телевидение.
Что понимается под «коммерческой деятельностью», которая дает 7 процентов, не совсем понятно. Скорее всего, имеются в виду рекламные контракты, продажа клубной атрибутики и т.д. Если так, то тут тоже важны узнаваемость и популярность.
Получается, что 66 процентов, или две трети, выручки европейских клубов либо напрямую (34 процента), либо опосредованно (25+7) завязаны на телевидении. И вроде бы всем должно быть понятно, с чего надо начинать коммерциализацию футбола.
Лига против телевещателей
Восемь лет назад автор этих строк подготовил два больших интервью с людьми, которые отвечали за футбольные трансляции на двух ведущих государственных телеканалах страны. Первое – с Павлом Цыбулиным, работавшим на «Казахстане», второе – со спортивным продюсером «Хабара» Тимуром Камашевым. В обоих случаях разговор шел, главным образом, о том, что мешает отечественному телевидению показывать больше матчей национального чемпионата и делать это качественно.
С тех пор много воды утекло, в нашей стране появился свой спортивный телеканал «QazSport», который возглавляет упомянутый Павел Цыбулин. Казалось бы, ситуация должна измениться. И она действительно изменилась, но… совсем не в ту сторону. Если восемь лет назад болельщики высказывали претензии по поводу того, что ТВ транслирует лишь один-два матча в туре, то теперь они лишились даже этого. Позади уже семь туров чемпионата Казахстана, в премьер-лиге состоялись 43 игры, и из них показана только одна (!): «Хабар» решил порадовать любителей футбола трансляцией главного поединка первого круга между «Астаной» и «Кайратом».
О том, почему никак не могут договориться между собой телеканал «QazSport» и ПФЛК (Профессиональная футбольная лига Казахстана – подразделение КФФ, объединяющее клубы и отвечающее за проведение национального чемпионата), подробно написал в «Караване» известный спортивный журналист и телекомментатор Сергей Райлян. Его статью можно прочитать здесь. Суть разногласий в том, что ПФЛК как правообладатель выдвигает требования и условия, которые телевещатель считает для себя неприемлемыми.
Не станем углубляться в дебри спора, а, исходя из соображений прагматизма (именно такой подход обычно и главенствует в бизнес-отношениях), зададимся вопросом: кто в наибольшей степени должен быть заинтересован в трансляции матчей первенства Казахстана? Очевидно, что не «QazSport». Он найдет много другого, что ему показывать более выгодно и с точки зрения охвата зрительской аудитории, и в чисто финансовом плане (менее затратно). Да, руководству телеканала могут напомнить, что он является государственным. Но разве внутренний футбольный чемпионат, в отличие от игр национальной сборной, имеет значение государственной важности? В нашей стране найдется масса людей, которые скажут, что в этом смысле приоритет должен быть, например, за кокпаром, казахша-курес или боксом. Кстати, если учесть, что отечественные гостелеканалы смотрит в основном казахскоязычное население, то такое мнение вполне может оказаться преобладающим.
В трансляции матчей казахстанской премьер-лиги (КПЛ), прежде всего, должны быть заинтересованы руководители федерации и ПФЛК, а также, само собой разумеется, профессиональные клубы. Это им надо популяризировать национальный чемпионат и таким образом выходить на его коммерциализацию. Появившееся у ПФЛК желание зарабатывать на продаже телевизионных прав и рекламе похвально. К слову, в августе прошлого года она даже приняла свой «Коммерческий регламент». Но, как и в любом бизнесе, сначала необходимо сделать свой «продукт» привлекательным, инвестировать средства в его «раскрутку» и только потом рассчитывать на дивиденды. А вот как раз таки в этом направлении очень многое еще только предстоит сделать.
Нетелегеничный футбол
Сегодня у казахстанских телезрителей есть возможность смотреть матчи многих зарубежных чемпионатов. И отличие того, что есть там, от нашей действительности заключается даже не столько в качестве игры (у нас тоже нередко бывают зрелищные поединки), сколько в антураже, в атмосфере, в том, что может передать телевизионная «картинка». Допустим чисто гипотетически, что наше ТВ начнет транслировать первенство Казахстана в полном объеме, приобретет самое современное оборудование, наймет высококлассных операторов и комментаторов. Но что оно покажет?
Немалая часть команд сейчас проводит матчи на каких-то запасных стадиончиках, а то и в других городах. Значит, трибуны либо пустые, либо часть их отсутствует вовсе (обычно восточные, в сторону которых и будет направлено большинство телекамер). Совсем недавно по Интернету разлетелось фото, на котором игрок справляет малую нужду в нескольких метрах от футбольного поля – это случилось 18 апреля во время матча на Кубок Казахстана между клубом первой лиги «Махтааралом» и чемпионом страны «Астаной». Вот такова, с позволения сказать, инфраструктура нашего футбола.
То есть, она абсолютно нетелегеничная. А кто должен приводить ее в порядок? Сами клубы вместе с федерацией и ПФЛК – больше некому. Именно это, хотя и далеко не только это, имелось в виду, когда разговор шел об инвестировании средств в «раскрутку» футбола. Да, чтобы хотя бы приблизиться к той телегеничности, которая является одним из решающих факторов смотрибельности ведущих европейских чемпионатов и интереса к ним со стороны ТВ, потребуется не один год. Но ведь никто не требует немедленных результатов. Главное – серьезно заняться этим.
Тем более что местные акиматы выделяют клубам премьер-лиги внушительные суммы: ежегодный бюджет каждого из них составляет в среднем 2-3 миллиарда тенге. Но тратятся они лишь на решение сиюминутных турнирных задач, то есть на зарплаты футболистам и тренерам. Причем порой настолько бездарно, что просто за голову хватаешься. Скажем, шымкентский «Ордабасы» в прошлом году затратил, по самым скромным оценкам, 3,5 миллиарда тенге бюджетных средств на то, чтобы попасть в зону еврокубков сезона 208/19. Да еще влез в долги. И из-за этих самых долгов УЕФА на днях отстранила клуб от участия в квалификации Лиги Европы. С рациональной точки зрения, абсолютно бессмысленная трата огромной суммы, но ведь некоторые люди на этом очень хорошо заработали.
Иначе говоря, если расходовать деньги с умом, то можно и инфраструктуру нормальную обеспечить, и телетрансляции организовать, не требуя ничего взамен от телеканалов (кстати, ПФЛК просила у «QazSport» за права на показ матчей в нынешнем сезоне 300 миллионов тенге – при том, что общий бюджет клубов КПЛ раз в 20 больше). Но создается ощущение, что футбольным клубам трансляции и не нужны вовсе – чем меньше их показывают по ТВ, тем легче и безопаснее проворачивать свои дела. Во всяком случае, такое мнение высказывают многие болельщики.
Есть, правда, ПФЛК-ТВ, на котором можно увидеть все матчи чемпионата. Безусловно, это хороший проект, но он рассчитан только на самых заядлых болельщиков (количество просмотров очень небольшое) и специалистов футбола, тогда как основная масса потенциальных зрителей, подозреваю, даже не знает о его существовании. А мы сегодня ведем речь об охвате именно широкой аудитории, в какой-то степени о превращении отечественного футбола в общественное значимое явление, без чего его коммерциализация невозможна в принципе.
Вместо резюме
Итак, подведем итоги. В условиях Казахстана не телевизионщики должны бегать за ПФЛК, а наоборот. Последняя должна быть инициатором сотрудничества с ТВ, поначалу сама вкладываясь в организацию трансляций. В этих целях она могла бы создать некий фонд, средства в который перечислял бы каждый клуб премьер-лиги (помимо заявочного взноса для участия в чемпионате – в нынешнем сезоне он составляет 40 миллионов тенге). На первых порах достаточно будет транслировать матчи с тех стадионов, откуда можно получать более или менее приемлемую «картинку», параллельно приводя в порядок остальные.
Кроме того, Профессиональной футбольной лиге следовало бы инициировать и профинансировать создание еженедельной телевизионной программы, которая бы выходила в эфир на одном из относительно рейтинговых телеканалов. При этом придерживаясь принципа «помогать, но не диктовать (что можно говорить, а что нет)». Речь идет о передаче, в которой подводят итоги очередного тура первенства, показывают самые интересные моменты, анализируют игру команд с комментариями игроков, тренеров, специалистов, разбирают спорные эпизоды. Например, было бы интересно узнать, за что судья удалил футболиста «Акжайыка» в матче с «Тоболом» (6-й тур), справедливым ли было решение арбитра назначить пенальти, принесшее победу «Астане» (7-й тур) и т.д. На российском «Матч-ТВ» есть передача «Свисток», в которой на подобные вопросы отвечают не только руководители судейского корпуса, но и сами арбитры, вынесшие спорные вердикты. Что только повышает степень доверия и к ним, и к чемпионату в целом. Нам, наверное, пока рано создавать отдельную программу, посвященную судейству, но эта тема обязательно должна присутствовать в той еженедельной передаче, о которой идет речь. Такая передача должна быть достаточно продолжительной (хотя бы часовой) и аналитической, но при этом нескучной.
Главная цель – пробудить у широкой аудитории интерес не просто к футболу (его смотрят многие), а именно к казахстанскому футболу, показать, что в нашем чемпионате тоже есть место не только красивым голам, но и страстям, конфликтам, столкновению интересов и личностей. Вот когда такой интерес возникнет, тогда и стадионы станут лучше заполняться, и рекламодатели с со спонсорами (настоящими) потянутся, и телевидение уже будет не против платить правообладателю, поскольку увидит свою выгоду. Через это в свое время прошел европейский футбол. И раз мы стали его частью (на прошлой неделе отмечалась 16-я годовщина вступления Казахстана в УЕФА), то нам тоже следует двигаться в этом направлении.
В противном случае больше других потеряют сами клубы и федерация, поскольку рано или поздно вопрос будет поставлен ребром: а зачем нам такой футбол, который никто не смотрит и который, требуя ежегодных миллиардных вливаний, никак их не окупает?
Автор: Женис Байхожа
Нет комментариев
Комментарии к данной статье отсутствуют. Напишите первым!