Целесообразно ли тратить на футбол десятки миллиардов тенге бюджетных средств ежегодно, стоит ли приглашать в Казахстан дорогостоящих легионеров – эти и другие такого же рода вопросы оказались в центре очередной пикировки с участием парламентариев, общественных деятелей и футбольных функционеров. А случилась она на фоне провальных результатов национальной сборной, успехов «Астаны» в Лиге Европы и завершения чемпионата страны.
Сравнивая несравнимое
Когда начинается такое словесное противостояние, хочется возразить обеим оппонирующим друг другу сторонам. Критикам – напомнить о том, что в корне неверно подходить к результатам казахстанских футболистов с теми же мерками, что и к успехам или неудачам боксеров, штангистов, борцов и т.д., то есть атлетов, приносящих нам медали Олимпиад и чемпионатов мира. Ведь в этих видах спорта уровень международной конкуренции на несколько порядков ниже, чем в «игре миллионов», да и по финансовым ресурсам, необходимым для достижения больших побед, они просто несопоставимы. Сравните, сколько получают «звезды» футбола и, скажем, любительского бокса или борьбы в любой стране мира (особенно в Западной Европе, где это соотношение может составлять 100 к 1) – и все станет ясно.
Но, с другой стороны, трудно согласиться и с теми, кто продолжает с пеной у рта защищать существующую в Казахстане систему организации и финансирования футбольного хозяйства. Во-первых, она ориентирована лишь на то, чтобы тратить государственные средства (наши клубы, за редким исключением, ничего не зарабатывают, тогда как во многих других странах эта игра стала настоящей индустрией, генерирующей огромные доходы). Во-вторых, она не обеспечивает подготовку хотя бы минимального количества квалифицированных игроков для национальной сборной. Как следствие, последняя показывает результаты на уровне «карликов» вроде Андорры и Лихтенштейна, где проживает столько же людей, сколько в каком-нибудь нашем райцентре, и где во внутренних чемпионатах играют фактически любительские команды.
Впрочем, у казахстанских футбольных функционеров есть наготове контраргумент: «Астана» третий год подряд выходит в групповой раунд еврокубковых турниров и отнюдь не выглядит там белой вороной, а заодно зарабатывает какие-то деньги. Да и вообще, за последние десять лет в таблице коэффициентов УЕФА, отражающей уровень клубного футбола и национальных чемпионатов в различных европейских странах, Казахстан поднялся с 45-й позиции на 27-ю. Прогресс впечатляющий. И обеспечили его, главным образом, легионеры. А значит, внушают нам руководители федерации, привлечение их и оправданно, и даже необходимо. Вот и в недавнем интервью вице-президента ФФК и по совместительству президента Профессиональной футбольной лиги Казахстана (ПФЛК) Азамата Айтхожина, решившего дать отповедь критикам, эта мысль стала одной из центральных.
Но почему у нас сложилась такая, на первый взгляд, парадоксальная ситуация: есть относительно конкурентоспособные клубы, есть относительно сильные легионеры, рядом с которыми, как уверяет тот же Айтхожин, прибавляют (или обязаны прибавлять) в мастерстве казахстанские футболисты, – а национальная сборная проигрывает всем подряд?
Клубы отдельно – сборная отдельно
…Года три назад автор этих строк подготовил интервью с российским специалистом Юрием Красножаном, который чуть раньше возглавил сборную Казахстана. По правилам, установленным ФФК для нанятых ею тренеров, перед публикацией материал требовалось согласовать с федерацией. И там настойчиво порекомендовали убрать из текста слова о том, что прежний принцип «сильные клубы (сильный национальный чемпионат) – сильная сборная» в современных условиях уже не работает. Мол, руководство ФФК продолжает его придерживаться. И, судя по последнему интервью Айтхожина, за прошедшие три года оно не изменило своей позиции.
Упомянутый принцип был основополагающим в советские годы. Как многие помнят, тогда все футболисты играли во внутреннем чемпионате СССР, никого за рубеж не пускали. На Западе межстрановая миграция, разумеется, была, но существовали серьезные ограничения. Например, в одной из сильнейшей лиг мира – итальянской серии «А» – с начала 1960-х до конца 1970-х действовал запрет на привлечение легионеров, потом разрешили заявлять не большого одного-двух. Что-то подобное происходило и в других странах, где в национальных чемпионатах играли, за редким исключением, доморощенные футболисты. Поэтому принцип «сильные клубы – сильная сборная» был на тот момент актуальным.
Однако наступившая глобализация и знаменитое «дело Босмана» (середина 1990-х) самым кардинальным образом изменили ситуацию. И сегодня немало сборных едва ли не полностью состоят из игроков, выступающих в зарубежных клубах. И, напротив, бывает так, что «сборники» в своих национальных чемпионатах больше просиживают на скамейке запасных, чем выходят на поле – там погоду делают легионеры. Последнее замечание, кстати, относится и к ряду футболистов главной команды Казахстана. А значит, принцип «сильные клубы – сильная сборная» безнадежно устарел.
Мало того, сейчас все чаще наблюдается прямо противоположная картина. Чуть больше года назад автор этих строк предложил условно разделить все страны на «импортеров» и «экспортеров». Первые привлекают легионеров в свои национальные чемпионаты, делая их более сильными, а вторые, наоборот, «поставляют» лучших доморощенных игроков заграничным клубам, где эти футболисты в условиях высокой конкуренции быстро прибавляют в мастерстве, а затем, призываясь под знамена своих сборных, приносят им победы.
Так вот, если проанализировать под таким углом зрения результаты двух последних крупнейших турниров – чемпионата мира 2014-го и Евро-2016, то мы увидим, что авторами главных сенсаций со знаком плюс стали сборные стран-«экспортеров»: Исландии, Уэльса, Колумбии, Коста-Рики, Уругвая, Албании, Алжира… Или возьмите вполне успешные сегодня команды Бельгии, Хорватии, Португалии, Аргентины, в которых подавляющее большинство ведущих игроков тоже выступает в зарубежных лигах. А главными разочарованиями стали сборные стран-«импортеров» – Англии, Испании, Италии, где сконцентрировано наибольшее количество сильнейших клубов мира, а также России, Украины, Турции, в чемпионатах которых тоже очень много легионеров.
Казахстану присущи все характеристики страны-«импортера». Назову только основные: большое количество играющих в нашем внутреннем первенстве иностранцев, в том числе довольно квалифицированных и высокооплачиваемых; практически полное отсутствие доморощенных футболистов, решивших или хотя бы желающих перебраться в более сильные зарубежные лиги; относительно богатые в денежном отношении клубы (некоторые из них конкурентоспособны в Европе); и одновременно очень слабая национальная сборная. При этом, повторюсь, в отличие от ведущих стран-«импортеров», в Казахстане футбол плотно сидит на бюджетной игле и не собирается с нее слезать.
Чтобы подняться, нужно упасть?
Словом, далеко не факт, что, продолжая идти по пути инвестирования значительных бюджетных средств в профессиональный клубный футбол, мы сможем создать сборную, которая будет в состоянии решать серьезные турнирные задачи. Более того, существующая система финансирования спорта №1 в нашей стране разлагающе действует на всех, кто от него кормится: игроков, их агентов, руководителей клубов, функционеров федерации…
Пока казахстанские футболисты будут получать в своих командах больше, чем они того заслуживают, пока у них не появится материальный стимул к тому, чтобы перебраться в более сильные зарубежные чемпионаты (то есть пока Казахстан не станет хотя бы частично страной-«экспортером» игроков), в нашей национальной сборной не появятся по-настоящему сильные исполнители. Пока футбольные клубы будут заниматься лишь освоением бюджетных сумм, пока их работу будут оценивать только по результатам в первенстве, не требуя хотя бы частичной окупаемости выделенных им средств, они никогда не научатся зарабатывать сами. В том числе на взращивании и последующей продаже в зарубежные клубы молодых талантов, как это происходит сейчас в странах бывшей Югославии, в той же Исландии, Армении… Пока ФФК не начнет по-настоящему отвечать за состояние детско-юношеского футбола и за результаты сборной (а именно эти два пункта, но никак не выступления клубов, являются главными зонами ее ответственности) и пока она будет цепляться за отживший свое принцип «сильный чемпионат – сильная сборная», ничего в организации нашего футбольного хозяйства не изменится.
Впрочем, возможно, уже совсем скоро жизнь заставит заняться кардинальным ее пересмотром. Полгода назад был принят Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам физической культуры и спорта». Он обязывает местные органы власти при финансировании этой сферы исходить из схемы ранжирования видов спорта, которая должна согласовываться с профильным министерством и Национальным олимпийским комитетом. А последние не скрывают своих намерений серьезно урезать аппетиты футбольных функционеров.
…На сайте управления физкультуры и спорта Алматинской области можно ознакомиться с его бюджетом на нынешний год. Общая сумма – около 6,2 миллиарда тенге. Из них 1,9 миллиарда, или почти тридцать процентов, предусмотрены для футбольного клуба «Жетысу», который играл даже не премьер-лиге, а в первой лиге. В Атырауской области, судя по информации, имеющейся в Интернете, на содержание ФК «Атырау» было выделено 2 миллиарда, или более 40 процентов всего спортивного бюджета региона. Аналогичным образом обстоят дела и во многих других областях. Но эти суммы, как вы понимаете, закладывались еще до принятия нового закона. Можно допустить, что и бюджеты-2018 верстались и согласовывались без его учета. Но, самое позднее, с начала 2019-го футбольным клубам, скорее всего, придется серьезно затянуть пояса. И к этому им самим, да и федерации, надо готовиться уже сейчас.
Возможно, в казахстанском футболе сложится такая финансовая ситуация, при которой не только более-менее сильным легионерам будет невыгодно приезжать в чемпионат Казахстана, но и многие доморощенные игроки начнут смотреть в сторону зарубежных лиг. А руководителям клубов, если они хотят чего-то добиться, придется искать спонсоров, учиться зарабатывать, осваивать основы современного футбольного менеджмента и маркетинга, заниматься подготовкой резерва (он придет на смену игрокам, уехавшим за границу, плюс за счет трансферов молодых талантов можно будет пополнить клубную кассу и т.д.). Да, национальный чемпионат станет слабее, но, может, с такой болезненной перетряски и начнется подъем спорта №1 в нашей стране?