СУББОТА, 17 АВГУСТА 2019 ГОДА
6056 20-03-2018, 12:59

Археология… вне Закона. О неверном подходе к памятникам историко-культурного наследия предков


В редакцию нашей газеты поступило письмо, автор которого высказывает сомнения в обоснованности и квалифицированности проекта Закона РК «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия», разработанного Министерством культуры и спорта РК (МКиС). Учитывая искреннюю обеспокоенность представителей археологического сообщества Казахстана и важность поднимаемых в письме проблем, мы решили довести его содержание до сведения широкой общественности.

«Министерством культуры и спорта РК разработан проект Закона РК «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия», который планируется принять в марте текущего года. Подготовленный проект по многим причинам вызывает обеспокоенность за судьбу археологической науки в Казахстане.

Воссоздание объективной картины прошлого, возрождение исторической памяти становится одним из основных факторов, определяющих саму возможность формирования национального единства, идентичности и укрепления суверенитета Казахстана. Комплекс работ, направленных на научное познание истории Казахстана, во многом способствует воспитанию в отдельном человеке и обществе гражданского самосознания и патриотизма.

В системе исторических дисциплин, формирующих историческое сознание нации, важная роль принадлежит археологии – одной из фундаментальных гуманитарных наук. Значимость археологии для изучения истории Казахстана трудно переоценить вследствие недостаточности письменных источников и неисследованости отдельных исторических периодов. В этом плане археологические источники практически неисчерпаемы. Трудно назвать другой регион Евразии, где их так много. Казахстан – поистине музей под открытым небом – наиболее яркие экспонаты которого находятся в Приаралье, древней дельте Сырдарьи, на Мангышлаке, в Сары-Арке, Жетысу, Мугалжарах и Прииртышье.

По мнению археологического сообщества Казахстана, редакция проекта Закона, утвержденная в настоящий момент, категорически не может быть принята.

Ученые-археологи неоднократно обращались в центральные государственные органы (в том числе в Министерство культуры и спорта РК) с предложениями о необходимости принятия законодательного акта, в котором были бы разработаны и обновлены нормы, регулирующие деятельность, касающуюся археологических объектов. Ведущими археологами и специалистами Института археологии им. А. Х. Маргулана МОН РК был разработан проект Закона РК «Об археологическом наследии», получивший положительное заключение научно-правовой экспертизы и одобрение широкой научной общественности. Проект закона «Об археологическом наследии», инициированный Комитетом социально-культурного развития Мажилиса Парламента Республики Казахстан под руководством Дариги Назарбаевой, был ориентирован на значительное усиление защищенности памятников археологии от деструктивного антропогенного влияния в условиях активизации хозяйственного освоения территорий. А также на формирование системного подхода к процессу взаимодействия государственных органов, землепользователей и организаций, проводящих научные археологические исследования. Проект был направлен на качественное развитие государственного администрирования в области археологии путем интеграции археологии Казахстана в систему мирового практики, создания новых действенных правовых механизмов, обеспечивающих сохранение археологического наследия.

Однако министерство культуры и спорта, не являясь инициатором проекта Закона РК «Об археологическом наследии», категорично отвергло и воспрепятствовало его продвижению.

В качестве альтернативы МКС было предложено включить правовые нормы, регулирующие вопросы археологии, в разрабатываемый ими новый проект Закона РК «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия».

В сложившейся ситуации необходимость принятия нового Закона «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия» не вызывала сомнений. Она была продиктована множеством назревших проблем в сфере правового регулирования охраны и использования историко-культурного наследия. Стремительный технический, научный прогресс, быстро меняющиеся общественные отношения привели к тому, что нормы ныне действующего Закона РК от 2 июля 1992 года №1488-XII «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия» значительно устарели.

О некоторых катастрофических последствиях правовой политики по охране археологических памятников свидетельствует множество живых примеров.

Ярким свидетельством деструктивного влияния на археологическую науку Казахстана являются негативные процессы, происходящие на территории  городища Кастек, расположенного в Жамбылском районе Алматинской области. Из 30 гектаров территории средневекового города в данное время осталось всего 4 гектара. Остальные 26 гектаров незаконно распроданы в частные владения. Ведущие специалисты Института археологии им.А.Х. Маргулана неоднократно обращались в районные, областные органы охраны памятников истории и культуры и соответствующие департаменты Министерства культуры и спорта. Но никакой реакции не последовало. В настоящее время уникальное городище, находящееся на малой родине Первого президента Казахстана Н.Назарбаева, оказалось на грани исчезновения.

Основная задача министерства культуры и спорта – сохранение и охрана памятников истории и культуры. Тем не менее, на территории Казахстана каждый год исчезают десятки памятников археологии. По инициативе министра Арыстанбека Мухамедиулы при МКиС создано ТОО «Казахский научно-исследовательский институт культуры» под руководством А.Хасбулатова, якобы занимающееся исследованием археологических памятников на территории Казахстана. Так одним из важнейших памятников, на территории которого проводят свои «исследования» сотрудники данного ТОО является внесенное в список Всемирного наследия ЮНЕСКО – городище Кулан. За три года деятельности ТОО «Казахский научно-исследовательский институт культуры» около 40 процентов городища превратилось в хозяйственные объекты и современные кладбища. Среди сотрудников данного ТОО нет ни одного квалифицированного археолога. Также отсутствуют соответствующие лаборатории, где было бы возможно производить научные исследования археологических артефактов.

Как известно, структуры Министерства культуры и спорта осуществляют регулирующие функции в сферах культуры, развития языков, архивного дела, документации и т.п. и по определению не могут контролировать фундаментальную науку. Попытка контроля науки со стороны МКиС ведет фактически к потере фундаментальной науки в Казахстане. Это можно рассматривать как сознательный шаг на пути уничтожения одного из важнейших инструментов формирования исторической памяти нации.

Более того, за последние годы по разрешению МКиС создано около 100 ТОО и ИП, занимающихся археологическими исследованиями, которые трудно назвать не только научными, но и в полном смысле «исследованиями». В кадровом составе упомянутых ТОО и ИП отсутствуют квалифицированные специалисты по археологии. Отсутствуют научно-запланированные археологические исследования, также как и отчетность. После таких «исследований» многие археологические памятники лишаются статуса археологических памятников и исключаются из соответствующего реестра. Такие методы и подходы в корне дискредитирует археологическую науку Казахстана.

На начальном этапе в рабочей группе по разработке законопроекта «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия» участвовали ведущие ученые, специалисты в области археологии Казахстана. Ими было внесено множество конструктивных предложений, инициированы предложения по созданию эффективных правовых механизмов, с учётом уже имеющегося законотворческого опыта. Это позволило бы нивелировать противоречия и пробелы в законодательстве РК, обеспечить соблюдение положений международных документов по охране и использованию культурного наследия, к которым присоединился Казахстан, урегулировать общественные отношения, которые не были урегулированы ранее принятыми законодательными актами.

Всеми ожидалось, что разрабатываемый проект Закона «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия» сформирует принципиально новые правовые основы для комплексного регулирования  отношений в сфере охраны и использования объектов историко-культурного наследия Республики Казахстан.

Однако по непонятным причинам в итоговом варианте проекта Закона РК «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия» предложения, поступившие от лица археологического сообщества, были проигнорированы.

Согласно вышеуказанному проекту Закона, объекты археологии лишаются своего особого правового статуса и приравниваются ко всем остальным историко-культурным объектам. Пункт 2 статьи 5 проекта Закона гласит: «Объекты историко-культурного наследия приобретают статус памятников истории и культуры с момента признания их таковыми в порядке, установленном настоящим Законом».

Это необъяснимое решение – регрессивный шаг в сфере правовой охраны археологического наследия, которое, во многом, воплощает культуру Казахстана с древности и является одной из основ национальной идеи Республики Казахстан, духовного стержня нации, имеющей важное и сакральное значение.

Согласно действующему законодательству, все археологические объекты с момента их выявления приобретают статус памятников истории и культуры. На сегодняшний день памятники археологии, в отличие от других объектов историко-культурного наследия, не нуждаются в признании их памятниками истории и культуры в связи с исключительной научной и культурной значимостью всех археологических объектов.

Археология – это в первую очередь наука, изучающая прошлое человечества на основании археологических источников при помощи квалифицированных специалистов и сложной и много лет разрабатываемой методологии.

Археологические памятники – важнейшие источники о прошлом человеческой истории и культуры, воплощенная в материи летопись цивилизаций. Одной из главных этой науки является восстановление при помощи артефактов экономической, военно-политической, социокультурной истории народов и культур.

Археологические памятники по сравнению с другими категориями объектов историко-культурного наследия обладают недостаточной степенью защищенности от воздействий природных и временных факторов, а также факторов антропогенного характера, связанных с градостроительной деятельностью, земляными работами, распашкой земель для нужд сельского и лесного хозяйства. Разрушение археологического объекта приводит к безвозвратной потере уникального памятника истории и культуры.

В предлагаемом проекте Закона не закреплены признаки памятников археологии, нет их законодательной классификации, четкой системы организационно-правовых мер их защиты с момента обнаружения до полного изучения или постановки на учёт, нет механизма комплексного сохранения и доступности информации об изученных (утраченных) памятниках археологии. Не определен защитный режим территории памятника археологии (в пределах границ памятника археологии); а также режим территории земельного участка, на котором обнаружен археологический объект.

В предложенном МКиС законопроекте не учтены особенности различных видов археологических работ. Археологические работы рассматриваются исключительно как работы на памятнике истории и культуры, носящие прикладной характер. В представленной разработчиками системе норм полностью отсутствует научная составляющая археологических работ, следовательно, фундаментальная наука никакого отношения к археологии как бы и не имеет. Такой подход авторов проекта, обрекает археологию как науку в Казахстане на уничтожение. Это можно расценивать как прямую угрозу культурному и историко-археологическому наследию Казахстана, так как именно археологические исследования позволили осветить истоки древней истории Казахстана, научно обосновать и доказать уникальность степных цивилизаций и культур, преемником которых сегодня является Республика Казахстан.

Между тем, археологические исследования многообразны, имеют разные цели, направленность и методы. Полевые археологические работы являются неотъемлемой и необходимой частью фундаментальных научных исследований, направленных на реконструкцию историко-культурных процессов, протекавших на территории Казахстана и сопредельных регионов.

В законопроекте не предложен эффективный механизм контроля качества проводимых археологических изысканий. Они связаны, в первую очередь, с отсутствием единой методологической основы для ведения археологических исследований (отсутствием утвержденных методик ведения раскопок, отсутствием единых требований к процессу документальной фиксации, написанию археологических отчетов). Отсюда следует невозможность в реальности оценить уровень квалификации и профессионализма археологов, ведущих работы на памятниках археологии.

На начальном этапе к разработке проекта Закона «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия» были привлечены эксперты ЮНЕСКО, ICOMOS, Национального Комитета Всемирного наследия РК. По их рекомендациям в первоначальный текст проекта были включены правовые нормы, разработанные с учетом требований Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 года, ратифицированной Республика Казахстан, а также с учётом требований Руководства по выполнению Конвенции 1972 года. Эти нормы, затрагивающие порядок осуществления деятельности на объектах культурного наследия РК, включенных или включаемых в Список Всемирного наследия, были призваны обеспечить выполнение международных обязательств Казахстана в отношении объектов Всемирного наследия. Все эти нормы отсутствуют в последней редакции текста проекта. Игнорирование рекомендаций компетентных экспертов ЮНЕСКО, ICOMOS, Национального Комитета Всемирного наследия РК способно дискредитировать правовую политику Казахстана по охране памятников.

В предложенном проекте Закона не прослеживается необходимая в сфере охраны и использования историко-культурного наследия многовекторность, когда охватываются все сферы: администрирование, охрана, наука, популяризация, международный имидж, туризм; где учитываются интересы землепользователей, учёных, предпринимателей, туристов, международного сообщества. В мировой практике вопросами археологического исследования, сохранения и популяризации археологических памятников занимается научное сообщество в лице компетентных специалистов из археологических миссий и институтов археологии.

Кроме вышеперечисленных глобальных недостатков законопроект изобилует множеством логических ошибок и необоснованных повторений.

Упоминание в статье 4 проекта Закона «мемориальных досок», как объектов историко-культурного наследия – неверно в принципе, так как исходя из определения понятия «мемориальная доска» и определения объекта историко-культурного наследия, мемориальная доска – это предмет (информационно сопровождающий), связанный с памятником истории и культуры. Подобная ошибка еще раз подтверждает некомпетентность авторов обсуждаемого проекта.

Появление в тексте проекта Закона среди памятников истории и культуры «сакральных объектов» считаем необоснованным, так как каждая из четырёх других категорий памятников истории и культуры может быть сакральным объектом. Памятник истории и культуры логически не может относиться к двум разным категориям одновременно. В культуре Казахстана существуют сакральные объекты и пространства, обретшие этот статус за века и известные каждому представителю этой культуры.

На онтологическом уровне сакральные памятники существуют как символы национальной идентичности. Не менее важна их значимость и для науки: памятники – источник важнейшей информации о жизни социума, в котором он возник. Являясь одновременно памятниками и искусства, и строительной техники, они дают яркое представление о культурогенезе, идеях, развитии научно-производственного потенциала, эстетических критериях эпохи, кросскультурных контактах народов и уровне организации строительного дела. Соответственно, нужно было разработать отдельную правовую норму, раскрывающую понятие «сакральный объект» и особенности правового регулирования таких объектов, если это необходимо.

Проекту Закона «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия» свойственна несогласованность норм (часто в связи с текстовой недоработкой), терминологическая путаница, структурные недостатки. В целом, в законопроекте нет новых правовых механизмов эффективной охраны историко-культурных объектов. Проект слаб, регрессивен и явно недоработан.

Мы считаем, что принятие данного проекта Закона в предлагаемой последней редакции нанесет непоправимый ущерб памятникам историко-культурного наследия и сфере сохранения, изучения, государственной охраны объектов археологического наследия, а также существованию археологии Казахстана как науки».

 

Арнабай Нуржанов, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института археологии им. А.Х. Маргулана

Комментарии