ПОНЕДЕЛЬНИК, 26 ФЕВРАЛЯ 2018 ГОДА
968 Вчера, 11:12

Утраченная традиция. Как вернуть уважение к учительству?

Одной из актуальнейших гуманитарных проблем казахстанского общества на современном этапе является падение престижа учительской профессии. Так уж сложилось, что с началом эпохи рыночных реформ былое уважение к ней и авторитет педагогов канул в Лету, а в целом профессия учителя перестала считаться престижной и уж тем более доходной. Но при этом никто и никогда не отрицает значимости личности учителя в жизни каждого из нас. Ведь как ни крути, а все, чему мы когда-нибудь научились, исходило и исходит именно от него.

Государство и общество в силу известных причин долгие годы дистанцировались от этой проблемы. Но в последнее время в этом, как казалось, безнадежно запущенном вопросе начали проявляться некоторые подвижки.

Буквально на прошлой неделе сенатор парламента Динар Нукетаева направила официальный запрос премьер-министру Бакытжану Сагинтаеву, в котором предложила ряд мер, направленных на восстановление престижа профессии учителя в казахстанском обществе. Учитывая, что госпожа Нукетаева прошла путь от рядового учителя до ректора Казахского педагогического женского университета, а также имеет опыт парламентской работы, можно предположить, что она сумеет донести до ответственных государственных мужей понимание необходимости коренного пересмотра отношения к учителям. Тем более что время для этого назрело давно.

Спустя несколько дней этой же проблеме было посвящено совместное заседание Комитета Палаты по социально-культурному развитию и Социального совета при парламентской фракции партии «Нур Отан», в котором приняли участие представители госорганов, профсоюзных организаций работников образования, родительских комитетов, а также руководители и преподаватели высших учебных заведений, колледжей и школ республики.
Президент Н. Назарбаев постоянно акцентирует внимание на этой проблеме и регулярно дает указания по повышению зарплаты педагогам. Так, в своём Послании народу Казахстана он поручил с 1 января 2018 года увеличить должностной оклад учителей, которые переходят на обновлённое содержание учебного материала, на 30 процентов.

Не далее как в прошлом году в стратегическом плане развития Казахстана до 2025 года было включено положение, что отечественные педагоги будут подтверждать посредством экзаменов квалификацию на соответствие требованиям, предусмотренным профессиональным стандартом «Педагог».

Вместе с тем, хотелось сказать, что увеличение зарплаты учителей, несомненно, принципиальный, но все же не единственный проблемный аспект повышения статуса педагога в обществе. И в этом смысле тут есть о чем порассуждать.

В СМИ с завидной регулярностью освещаются разного рода конфликтные ситуации, в которые бывают вовлечены учителя, ученики и родители. Причем следует заметить, что некоторые материалы подобного рода грешат однобоким освещением таких случаев и зачастую виноватыми предстают именно учителя. Возможно, происходит это по причине погони за мнимой сенсационностью. Разумеется, с педагогов нельзя снимать ответственность, поскольку они выступают одним из основных участников педагогического процесса. Но при этом хотелось бы, чтобы в то же время не забывалось, что этот самый процесс не является улицей с односторонним движением. И в него, помимо учителей, вовлечены ученики и их родители.

Любой конфликт в стенах школы требует всестороннего анализа и однозначного понимания, что заранее определенный обвинительный уклон не всегда способствует поиску истины. Причины непонимания всегда разные, но, как нам представляется, в основе большинства из них лежит не совсем уважительное отношение к личности учителя. И если, к примеру, во взаимоотношениях учителя и ученика возникает напряжение, то первооснову такого положения дел следует искать не только в недоработках педагога, но и в семье. Что имеется в виду?

Не секрет, что большинство современных родителей чрезмерно опекают своих детей, и малейшее давление воспринимают как попрание их прав. Но при этом как-то в стороне остается такое понятие как «обязанности ученика». Более того, для некоторой части родительской общественности стало в порядке вещей учить детей противостоять учителю. Здесь налицо непонимание того, что такой подход банально подрывает авторитет учителя. К тому же многим невдомек, что учебно-педагогический процесс, в котором исключена обычная требовательность, попросту теряет всякий смысл.

Учитель требует, современный ученик воспринимает это как давление на себя, это усугубляется родительской установкой «не давать себя в обиду» и в итоге получается некий замкнутый круг, из которого не видно выхода. Даже из этой условной ситуации можно сделать вывод, что одну из причин низкого статуса учителя следует искать в пробелах (если угодно, в проблемах) семейного воспитания. Если родители не прививают своим чадам чувства пиетета к педагогам, если они не в состоянии установить с учителями своих детей элементарный человеческий контакт, то о каком взаимодействии в решении возникающих проблем можно вести речь? И уж тем более рассчитывать на установление партнерских отношений между родителями и педагогами. А как возможен полноценный воспитательный процесс без такого качественного взаимодействия двух заинтересованных сторон? Именно поэтому реанимация статуса учительской профессии важна не только для педагогов, но и для всего общества.

Как человек с большим опытом работы педагога, госпожа Д. Нукетаева заострила внимание на этой стороне проблемы, выступая на пленарном заседании сената: «Огорчает, что сегодня такая святая специальность как учитель теряет свой престиж. Учитель перестает быть для ребенка другом, наставником. Сегодня родители при детях позволяют себе оскорблять учителей, грубо выражаться, тем самым занижают их авторитет и уважение».

По ее образному выражению, учитель сегодня – это фактически бесправный человек. А вот это, как говорится, в самую точку. Имея за спиной немалый опыт педагогической работы, мы полностью и безоговорочно поддерживаем такую нелицеприятную постановку вопроса. Учителя сегодня могут третировать все – администрация школы, чиновники из вышестоящих структур системы образования, сонм всяких проверяющих (среди которых могут быть даже работники прокуратуры), вечно всем недовольные родители (кстати, среди них немало таких, кто сам замордован жизнью или начальством) и, наконец, даже ученики. А какими циничными и жестокими могут быть современные дети (разумеется, это не их вина), думается, нет нужды рассказывать.

Менее всего хотелось, чтобы учитель представал в образе загнанного человека, но никуда не денешься, такова грустная проза жизни. Будучи никем и ничем не защищенным, он зачастую остается один на один со своими проблемами. Если раньше работники тех же управлений образования (района или города) приходили в школы чтобы оказать методическую или иную помощь, то сегодня в большинстве своем их работа заключается в «накачке» или разборе полетов. А учителям, прежде всего, необходима поддержка – методическая, психологическая, материальная. И уж поверьте, не в последнюю очередь просто доброе слово. Особенно это касается молодых начинающих педагогов. А если всего этого нет, то стоит ли удивляться, что молодежь как черт от ладана шарахается от профессии учителя?

Думается, никто не будет отрицать важности участия в воспитательном процессе мужчин, будь то семья или школа. И если в первом случае это участие имеет место быть, то в школах с этим полный «швах». На каких позициях мужчин сегодня можно увидеть в школах? В лучшем случае - военрука, трудовика и учителя физкультуры. Если на педагогический коллектив в полсотни учителей придется хотя бы с десяток мужчин, то это можно считать просто феноменальным соотношением. Но это скорее из области фантастики. На самом же деле картина более удручающая. Не в такой ли кадровой ситуации в системе школьного образования следовало бы искать корни некоторых проблем нашего общества? Вот вам еще один аргумент в пользу повышения престижа профессии учителя. На наш взгляд, ситуация зашла так далеко и не исключено, что этот вопрос уже в обозримом будущем может трансформироваться в проблему общенационального характера.

У этой ситуации еще одна очень тонкая, но не менее принципиальная сторона. Имеется в виду необходимость качественного отбора на педагогические профессии. И хотя мы уже не раз писали об этом, остановимся на этом аспекте еще раз. Да, государство сделало своевременные шаги по восстановлению педагогических вузов. Но процесс этот пока двигается в рамках количественным параметров, а необходимо наполнить его и качественным содержанием, в плане ужесточения требований к поступающим в педвузы. Пока же они наполняются по так называемому «остаточному» принципу, когда в пединституты попадают те выпускники школ, кто по результатам ЕНТ не смог набрать необходимые баллы для поступления на более престижные специальности. То есть это фактически случайные люди. А что может быть печальнее случайного человека в качестве учителя? И чтобы выправить столь не позитивную тенденцию, необходимы усилия на государственном уровне. Потому что это касается вопросов материального обеспечения, формирования общественного мнения, вопросов пропаганды и профориентационной работы и ряда других моментов.

А теперь небольшой экскурс в историю. В июле 1866 году после победы при Садовой, одержанной прусской армией в ходе австро-прусской войны, профессор географии из Лейпцига Оскар Пешель написал в редактируемой им газете «Заграница»: «…Народное образование играет решающую роль в войне… когда пруссаки побили австрийцев, то это была победа прусского учителя над австрийским школьным учителем». Правда, потом эту мысль приписали Бисмарку. Но не суть важно, кто был автором этой сентенции. Примечательно следствие: вскоре после этого многие европейские страны, в первую очередь Англия, Франция и Россия, начали усиленно внедрять прусскую, а еще точнее германскую гимназическую систему.

Уже другой не менее известный германский деятель - фельдмаршал Мольтке – якобы оспорил вышеуказанную мысль, но сделал это в столь оригинальной форме, что она, наоборот, приобрела еще больший утвердительный смысл: «Говорят, что школьный учитель выиграл наши сражения. Одно знание, однако, не доводит еще человека до той высоты, когда он готов пожертвовать жизнью ради идеи, во имя выполнения своего долга, чести и родины; эта цель достигается его воспитанием… Не ученый выиграл наши сражения, а воспитатель…».

Как бы то ни было, но именно германская гимназическая система воспитала в немецкой молодежи дисциплинированность, аккуратность, уважение к старшим (не по возрасту, а по статусу), а также политический патриотизм (в плане полного доверия к власти и ее решениям).

Сегодня цитировать вождя мирового пролетариата вроде как не с руки, но мы позволим себе это в силу того, что это для нас ближе и понятнее. Итак, товарищ Ленин сказал: «Мы должны поднять авторитет народного учителя на недосягаемую высоту». Мы не будем уточнять, насколько это большевикам удалось сделать, но бесспорно, что советскую школу мы до сих пор вспоминаем добрым словом.

А теперь вернемся в родные палестины. Сенатор Д. Нукетаева предложила использовать российский опыт и «…рассматривать насилие в отношении педагога, а также оскорбление его достоинства как насилие над представителем власти». Думается, что в предлагаемой постановке вопроса есть рациональное зерно.

Мы давно и целенаправленно ратуем за принятие государственного Закона об учителе, который бы четко и жестко регламентировал статус учителя, его права и обязанности. А также обязательно включал в себя положения, защищающие его честь и достоинство, вплоть до уголовной ответственности. Причем реальной уголовной ответственности для тех, кто покусится на человеческое достоинство педагога.

По нашему глубокому убеждению только такие шаги вкупе с мерами по повышению материального поощрения будут способствовать реанимации престижа учительской профессии.

Главное - проявить наконец-то политическую волю.

Автор: Мади Алимов

Комментарии

Нет комментариев

Комментарии к данной статье отсутствуют. Напишите первым!

Оставить мнение