Рыба ищет где глубже, а человек – где лучше. Старая и, увы, проверенная временем сентенция. Судя по некоторым наблюдениям, в последние годы она становится неким трендом, символизирующим нашу жизнь. Все больше людей стремятся уехать из Казахстана в поисках лучшей доли. В принципе, такой подход к разрешению накапливающихся жизненных проблем неоригинален. Так было всегда и везде. Другой вопрос, какова базовая мотивация эмигрантских настроений в нашем случае?
Одни стремятся выехать на историческую родину. Другие хотят получить возможность больше зарабатывать. Еще кто-то просто думает о будущем. И вот здесь хочется уточнить, что прежде всего подразумевается под этим самым будущим? Наверное, дети, а еще точнее, их судьба. И именно этот тренд, когда люди хотят покинуть страну из-за отсутствия перспектив для детей является самым тревожным.
Но еще печальнее то, что люди проникаются эмигрантскими настроениями вследствие непродуманных шагов по реформированию системы образования вообще и школьного в частности. Именно на этом аспекте акцентировала внимание руководитель алматинской школы-лицея «Туран» Гульнар Искакова, выступая на прошлой неделе в университете «Туран» в ходе встречи членов общественного совета города Алматы с группой депутатов парламента РК.
При этом она предельно конкретно указала на абсолютно новый фактор, ставший катализатором «чемоданных» настроений части казахстанских родителей: тревога по поводу качества обновленных учебных программ.
«В нашей школе наблюдаются настроения со стороны родителей учащихся уехать в любую другую страну, чтобы обеспечить им приемлемое качество образования. У педагогов настроения такие, что они подыскивают работу и жилье в соседних странах», – заявила Г.Искакова.
По ее мнению, чтобы переломить столь негативную тенденцию, необходимы экстраординарные меры. И, судя по всему, это не просто отголоски осеннего скандала вокруг некоторых школьных учебников и учебных программ, а прямое его следствие. Можно понять, когда люди покидают страну, например, из-за удушающей коррупции или несоблюдения принципов социальной справедливости. В этом присутствует хоть какая-то внутренняя логика, вполне понятная и оправданная. Но когда неверие граждан в будущее своих детей вызвано тем, что, наоборот, должно укреплять веру в это самое будущее, становится как-то не по себе.
Фактически получается так, что вопиющий непрофессионализм в управлении сферой образования начинает угрожать основам национальной безопасности. И в такой постановке вопроса нет никакого преувеличения. Хотя бы потому, что об этом
заявляют люди, не один год отдавшие служению народному просвещению. Вывод напрашивается простой: это уже тупик…
Наша молодежь уже давно голосует ногами против отечественной системы образования. В прошлом году в СМИ прошла информация о том, что порядка 69 тысяч юношей и девушек из Казахстана обучаются в российских вузах. Причем речь шла не только об этнических русских. Анализ миграционных потоков в направлении РФ показывает, что казахи составляют порядка 5-7 процентов от общего числа желающих выехать в соседнюю страну. И среди них, по оценкам экспертов, преобладает молодежь, которая осознанно выбирает вузы и рабочие места на территории РФ. Причины такого выбора тривиальны: более высокое качество образования при относительно низкой стоимости обучения, а в последующем более широкие возможности для трудоустройства.
Кстати, как утверждает известный казахстанский эксперт Марат Шибутов, в Казахстане лишь один из шести выпускников вузов находит работу сразу после получения диплома, и только один из 24-х — по специальности. Учитывая все названные факторы и особенно последний из них, можно с большой долей вероятности рассматривать эти почти 70 тысяч наших соотечественников как потенциальных мигрантов.
А теперь вернемся к выступлению директора школы-лицея «Туран». По сути, оно может расцениваться как окончательный вердикт состоянию отечественного образования. Особенно если иметь в виду, что школа – это ее фундамент. В прежние времена, даже несмотря на то, что Казахстан был в общем-то большой провинцией огромной страны, качество нашего школьного образования не вызывало особых нареканий. И очень часто выпускники казахстанских школ на жесткой конкурсной основе поступали в престижные вузы Москвы, Ленинграда, Томска, Новосибирска, Омска и других признанных вузовских центров СССР. Причем не только городские дети, но и сельские. Далеко не в последнюю очередь этому способствовали унифицированная система среднего образования (кстати, на то время одна из лучших в мире), качественная подготовка школьных учителей, достаточно объективный отбор среди абитуриентов и другие сопутствующие моменты.
Сегодня многое из этого, увы, осталось в прошлом. Учитывая некоторые характерные процессы, наблюдаемые в последние годы в образовательной политике РФ, можно уверенно прогнозировать усиление абсентеистских настроений среди выпускников казахстанских школ. Кстати говоря, такие настроения отчетливо прослеживались и в предыдущие годы. Опять же сошлемся на данные, приведенные Маратом Шибутовым.
В 2010-2011 годах в России проходили обучение 30 699 студентов из Казахстана (шестая часть всех иностранных студентов в РФ), а на начало 2015−2016 учебного года их было уже 67 727 (четверть всех иностранных студентов). Летом 2017-го в Россию, судя по данным из разных источников, поехало еще больше выпускников казахстанских школ, чем в предыдущие годы. Вполне возможно, что общее количество наших молодых соотечественников, получающих образование в соседней стране, перевалило уже за 80 000 – это треть всех иностранных студентов в РФ.
В качестве иллюстрации эксперт приводит просто-таки удручающую статистику образовательной миграции в северных областях Казахстана. Так, по данным руководителя управления образования Костанайской области Батимы Даумовой, в 44 школах региона не нашлось ни одного желающего сдавать Единое национальное тестирование (ЕНТ). В Лисаковске, Рудном каждый второй выпускник выбрал обучение в российских вузах, в Костанае, Карабалыкском районе и в областной школе для одаренных детей «Азат» — каждый третий. В общей сложности не участвовали в ЕНТ по причине поступления в российские вузы 9,3% выпускников. Из них 60,6% — это отличники и хорошисты, то есть наиболее способные дети.
Комментировать тут особо нечего, поскольку цифры говорят сами за себя. Однако, судя по всему, наш большой северный сосед останавливаться на достигнутом не намерен. Он делает ставку на привлечение новых талантливых специалистов. С этой целью правительство РФ планирует смягчить миграционные законы для иностранных студентов и создать им комфортные условия. А российский премьер Дмитрий Медведев сделал в середине прошлого года весьма любопытное заявление: «Экспорт образования — это не только и даже не столько возможность для университетов заработать, это, прежде всего, один из сильнейших факторов межличностных коммуникаций, расширения культурных контактов, привлечения в национальную экономику наиболее талантливых людей, которые в ней могут и остаться».
Мы бы рекомендовали обратить особое внимание на последнюю фразу. А суть всей декларации можно характеризовать как негласную ставку на экспансионистские подходы к политике в сфере образования. Вопрос: чем это может обернуться для Казахстана? Ответ: банальной «утечкой мозгов». С учетом немногочисленности населения нашей страны и острой нехватки высококвалифицированных и даже просто квалифицированных кадров это чревато крайне негативными последствиями.
Складывающаяся в отечественной системе образования ситуация все больше становится похожей на театр абсурда. С одной стороны, наличие в ней серьезных проблем все сильнее подталкивают небесталанных юношей и девушек к исходу из страны. А с другой, сами же чиновники с усердием, достойным лучшего применения, внедряют разного рода «новации», катализирующие этот исход. Какой логикой они руководствуются, понять очень сложно, если вообще возможно. Во всяком случае, во время приватных бесед казахстанские школьные учителя, имеющие стаж работы в четверть века и более, с трудом подбирают слова, чтобы выразить свое отношение к таким «рЭволюционным» подходам наших чиновников от образования.
Невольно напрашивается вопрос: «Понимают ли государственные мужи, восседающие в кабинетах профильного министерства, что они творят?» Есть некое подозрение, что не совсем. Нет, все-таки, что ни говори, а руководить образованием или реформировать его (с некоторых пор это стало явлениями одного порядка), это вам не кефир заквашивать…
Мы попросили директора одной из алматинских школ высказать свою точку зрения по этому поводу. По вполне понятным причинам он согласился сделать это на условиях анонимности:
«Даже официальная статистика свидетельствует о том, что за последние год-два численность уезжающих медиков и педагогов выросла в разы. Из моего коллектива в прошлом году выехали на ПМЖ в Россию два человека, причем это очень хорошие специалисты. Активно выезжают из страны дети моих коллег, друзей, просто знакомых. Особенно много уезжающих в Штаты. Среди них есть и казахи. Получают десятилетние визы, находят там работу, стараются родить там детей, поскольку родившийся там ребенок автоматически получает американское гражданство.
Группа из числа родителей наших учащихся (несколько семей) сейчас ждет оформления виз в европейские страны. Это не самые богатые люди, но не без средств. Они едут и приобретают жилье, закладывают основу для бизнеса в странах Восточной Европы. Думаю, отрицать наличие такой тенденции было бы нечестным. В то же время я считаю, что вокруг этого вопроса не стоит устраивать какой-то ажиотаж. Это жизнь, и никуда от этого не денешься.
Зайдите в любую общеобразовательную школу, и вы увидите, что учителя работают на износ. При этом происходит много вещей, непонятных с точки зрения здравого смысла. Честное слово, временами возникает ощущение, что все происходящее финансируется какими-то недругами Казахстана с целью окончательно развалить наше образование. Тем не менее оно еще сохраняет конкурентоспособность. Ведь ученики наших математических спецшкол на международных олимпиадах занимают высокие места. Значит, наше школьное образование не самое худшее.
А какой у нас все еще высокий уровень грамотности на русском языке. Это касается и устной речи, и письменной. А теперь нам предлагают изучать русский язык как иностранный. Но столь недальновидный подход лишь отбросит нас назад. Печально, что все реформы в образовании осуществляются без учета мнений работающих педагогов и родительской общественности. Так быть не должно. Почему опытные, умные, думающие профессионалы должны разгребать авгиевы конюшни после инициаторов псевдореформ? Когда, наконец, придет понимание того, что школа не только должна давать учащимся определенные компетенции, но и формировать в ребенке ЛИЧНОСТЬ? К сожалению, в обновленных программах это почти не учтено. Я – сторонник конструктивного диалога, но никак не огульной критики всего и вся, что делается Министерством образования и науки. Однако как раз таки диалога сегодня нет и в помине. Происходящее больше напоминает улицу с односторонним движением: обычно педагогов и родителей ставят перед уже свершившимся фактом. И даже при этом я за то, чтобы ход реформ был поступательным, а не форсированным или тем более хаотичным. Чтобы все учебники проходили глубокую и всестороннюю экспертизу. Чтобы учебнометодические комплексы были подготовлены качественно. Чтобы школы не превращались в плацдармы для непонятных и непродуманных экспериментов. Те, кто занимается реформированием системы образования, должны понимать, что от их действий зависит в том числе и жизненный выбор людей: захотят они остаться в стране или же начнут паковать чемоданы»
Автор: Мади Алимов
Нет комментариев
Комментарии к данной статье отсутствуют. Напишите первым!