4197 2-10-2017, 12:48

Казахстанский футбол: рыба гниет с «головы»

«Каждый следующий начальник хуже предыдущего», «надейся на лучшее, но жди худшего». Эти правила работают не всегда, но к «игре миллионов» в наших пенатах, а если говорить конкретно, к ее управленческой верхушке – Федерации футбола Казахстана – они, как показывает опыт последних лет, применимы на все сто процентов.

Невидимые, неслышимые…

…В конце прошлого года в ФФК пришла новая команда. Внешне активного, но окружившего себя явно не теми людьми и настроившего против себя очень многих Ерлана Кожагапанова на посту президента федерации сменил Сеильда Байшаков. Приятный во всех отношениях человек, но не из тех, кто способен диктовать свою волю. Поэтому уже тогда стало очевидно, что ему отведена роль свадебного генерала, а все рычаги управления будут сконцентрированы в руках первого вице-президента и генерального секретаря ФФК Каныша Аубакирова. Говорят, что ради этого даже изменили Устав организации – утверждать категорично не берусь, поскольку главный документ федерации, с которым всегда можно было ознакомиться на ее официальном сайте, оттуда исчез. Между тем, ФФК имеет статус общественного объединения, а значит, ее Устав должен быть доступен всей футбольной общественности страны.

Если Кожагапанов старался постоянно быть на виду, ездил по регионам, делал какие-то заявления и выдвигал инициативы (часто неоднозначные), появлялся в соцсетях, даже дискутировал там с любителями футбола, то о нынешних руководителях федерации практически ничего не слышно. Ну, приняли участие в какой-то церемонии награждения, ну, съездили Байшаков и Аубакиров на конгресс УЕФА… А что реально они делают для подъема спорта №1 в нашей стране или хотя бы что собираются делать – абсолютно непонятно. Например, какова судьба стратегии «Футбол жолы 2026» (развитие детско-юношеского футбола), разработанной незадолго до ухода Кожагапанова? Если ее забраковали как сырую, неудачно скомпилированную, то что люди, стоящие сегодня во главе ФФК, готовы предложить взамен? Как они собираются реагировать на изменения в законодательстве, предусматривающие кардинальный пересмотр системы финансирования спорта из местных бюджетов (а «игры миллионов и миллионеров» они коснутся в первую очередь)? Каким они вообще видят будущее футбола в Казахстане? Таких вопросов очень много, однако ответов на них нет.

Все помнят, как два года назад, в октябре 2015-го, один очень молодой и очень известный человек бросил вызов тогдашнему руководству ФФК в лице Кожагапанова. Попытка оказалась неудачной. А автору этих строк, как и некоторым другим, решившим остаться «над схваткой», пришлось выслушать упреки в том, что мы не поддержали амбициозного и прогрессивно мыслящего кандидата в президенты федерации.

Но в конце февраля нынешнего года, уже при Байшакове и Аубакирове, его назначили и.о. вице-президента ФФК. Комментируя этот факт, сам он на своей страничке в «Фейсбуке» написал: «Все вы свидетели моей жесткой позиции в отношении прежнего руководства ФФК…. Мои высказывания имели одну главную цель – запустить механизм преобразования в нашем футболе….Поэтому когда новые люди протянули мне руку и предложили созидать вместе, я не смог в неё плюнуть. Мы встретились с новой руководящей командой ФФК. Когда я услышал адекватные слова людей, объективно оценивающих состояние дел, признающих глубину возникших и накопленных проблем, когда поговорил с ними и обсудил видение выхода из сложившейся ситуации – решение пришло само собой… Наладить связи с ФИФА, УЕФА и национальными федерациями сегодня – это один из важнейших вопросов для нашего развития. Мы должны заручиться максимальной поддержкой большой футбольной семьи, раз решили переходить к глубоким внутренним преобразованиям».

О каких «глубоких преобразованиях» шла речь – до сих пор тайна за семью печатями. И сам автор поста, и другие руководители ФФК за прошедшее с тех пор время так и не сподобились четко и внятно объяснить, что они имели в виду.

Провальные инициативы

За весь период пребывания нынешней команды у руля футбольной федерации (а скоро исполнится год) она напомнила о своем существовании лишь двумя инициативами – если, конечно, это слово здесь применимо.

Первая – смена главного тренера национальной сборной: вместо Талгата Байсуфинова в феврале с.г. был назначен российский специалист Александр Бородюк. При этом руководители ФФК напрочь проигнорировали тот факт, что в прошлом году последний потерпел крах, находясь у штурвала алматинского «Кайрата». Ничего не получается у него и на новом месте работы. С Байсуфиновым главная команда страны провела 8 матчей (с учетом товарищеских): две победы, три ничьи и три поражения. С Бородюком она же проиграла во всех пяти проведенных поединках с общим счетом 2:14. Если по завершении прошлогодних отборочных игр, к концу ноября, наша команда занимала 97-е место в рейтинге ФИФА, то сейчас – лишь 126-е. А если брать отдельно УЕФА (европейскую зону), то за это же время она опустилась с 41-й позиции на 47-ю – ниже располагаются только футбольные «карлики». Да, этот рейтинг, возможно, не вполне объективный, но другой системы ранжирования нет.

Сегодня ни одна национальная сборная не может обойтись без товарищеских встреч, в которых тренеры просматривают кандидатов, оценивают их потенциал, дают им возможность притереться друг к другу, отрабатывают какие-то тактические схемы. И прежде команда Казахстана ежегодно проводила, как минимум, три-четыре таких матча. Например, в 2016-м она играла четырежды: два раза – весной, два раза – летом. А в нынешнем сезоне наша сборная провела ранней весной один товарищеский матч – и все. Перед осенней, главной, частью отборочного турнира она не сыграла ни разу (!). Кто за это несет ответственность? Исключительно ФФК.

Вторая инициатива федерации – инспекция полей, на которых проводятся игры первенства Казахстана в премьер-лиге. Начавшись уже по ходу сезона, она привела к массовым переносам матчей. Смотрите, как выглядела ситуация к концу июня, ближе к завершению первого этапа чемпионата: три команды провели по 19 игр, две – по 18, две – по 17, четыре – по 16, одна – 15. Такого не было даже в 1990-е годы. При подобных разрывах практически нет смысла следить за турнирной таблицей, поскольку места команд в ней не отражают реальной картины, а это крайне негативно сказывается на интересе зрителей к национальному первенству. Кроме того, многим клубам пришлось принимать соперников либо на запасных стадиончиках с очень малой вместимостью трибун, либо вообще в других городах. Возникает вопрос: а для кого они вообще играли?

Спору нет, идея благая, но реализована она была так, что мы получили абсолютно скомканный и, пожалуй, самый неинтересный в 21-м веке чемпионат Казахстана. А ведь ФФК должна двигаться в сторону коммерциализации профессионального футбола в стране, постепенного перевода клубов на самоокупаемость – иного пути нет. Недовольство общественности тем, что на них расходуется слишком много бюджетных средств, нарастает, и на фоне серьезных финансовых проблем власти могут просто «прикрыть лавочку». А коммерциализация возможна только при наличии сильного, четко выстроенного и отличающегося высоким уровнем конкуренции национального чемпионата, привлекательного и для зрителей, и для телевидения, и для потенциальных спонсоров с рекламодателями.

Формально проведением первенства занимается Профессиональная футбольная лига Казахстана (ПФЛК). Но попытка сделать ее самостоятельной была прервана еще Кожагапановым – помните скандальное заседание в мае прошлого года? А при Байшакове с Аубакировым ПФЛК окончательно вернулась в лоно федерации. Так что и за происходящее в нынешнем чемпионате страны тоже должна отвечать ФФК.

Небо и земля

…На прошлой неделе, 28 сентября, исполнилось ровно 10 лет со дня избрания на пост президента футбольной федерации Адильбека Джаксыбекова. Кстати, тогда он, как и сегодня, занимал должность руководителя администрации главы государства. Его правой рукой в ФФК стал Саян Хамитжанов, который фактически и осуществлял оперативное руководство организацией на протяжении почти семи лет (хотя поначалу Адильбек Рыскельдинович тоже был достаточно активен – во всяком случае, с журналистами, ветеранами, специалистами он в ту пору общался чаще, чем сейчас Байшаков и Аубакиров, вместе взятые).

Все эти годы Хамитжанов был самой критикуемой фигурой в казахстанском футболе. Доходило до того, что болельщики прибегали к крайней, хотя и бессмысленной мере - писали коллективные письма на имя главы государства страны с просьбой навести порядок в этом виде спорта, сменить руководство ФФК. Но когда сравниваешь тот период с нынешним, то приходишь к выводу, что уровень менеджмента в федерации тогда был на порядок выше, а генсек Хамитжанов на фоне генсека Аубакирова и тем более Джаксыбеков на фоне Байшакова – просто небо и земля.

Вспомните то время, особенно первую половину отведенного им срока. Борьба с договорными матчами и судейским произволом – возможно, не всегда последовательная и успешная, но все-таки… (кстати, если Кожагапанов только сыпал угрозами в адрес арбитров, а нынешнее руководство даже заявлений таких не делает, то при Джаксыбекове и Хамитжанове судей, уличенных в предвзятости, изгоняли из футбола). Обеспечение сборных команд всем необходимым, вплоть до строительства для них современной базы. Улучшение организации внутреннего чемпионата, усиление конкуренции в премьер-лиге. И, что тоже очень важно, открытость федерации: одно время журналисты имели возможность регулярно и в неформальной обстановке (пресс-завтраки, пресс-обеды) встречаться, задавать самые острые вопросы первым лицам ФФК, главным тренерам сборных, руководителям судейского корпуса. Сам Хамитжанов мог запросто позвонить журналисту, высказать свое согласие или несогласие с какой-то публикацией.

Да, не все решения тогдашней ФФК выглядели адекватными. Да, в каких-то вопросах она прибегала к двойным стандартам. Да, где-то с середины 2010-го в ее работе стало меньше открытости, больше ненужного самопиара и излишней информационной агрессии, направленной против специалистов и представителей СМИ, которые находились в оппозиции к ней. Тем не менее, тому руководству федерации не откажешь в попытках сделать что-то позитивное в интересах казахстанского футбола, и каких-то результатов оно добилось.

Заступивший на пост президента ФФК в конце 2014-го Кожагапанов тоже вроде бы горел желанием доказать, что он не просто так занял это кресло. Но, повторюсь, окружил себя явно не теми людьми. А поскольку сам он слабо разбирался в футболе, то его кипучая деятельность с некоторым авторитарным налетом чаще давала обратный эффект, и, в конце концов, вся его энергия ушла на разборки с оппонентами.

И все-таки он тоже пытался что-то сделать: выдвигал идеи, озвучивал стратегические задачи, спорил, доказывал. А вот о нынешних руководителях ФФК даже такого не скажешь. Эти люди фактически профукали весь год своего пребывания у власти, и надежд на то, что они начнут что-то делать в следующем, почти никаких…

Комментарии