В эпоху глобализации как никогда остро встает проблема социально-политического и духовно-нравственного просвещения молодого поколения. Ведь на переломном этапе развития общества молодежи особенно непросто определить свои жизненные ориентиры. Мы попросили отечественных экспертов высказать свою точку зрения по этому поводу, адресовав им следующие вопросы:
1. Есть ли у власти институт, который анализирует способы коммуникации с молодежью в Интернете?
2. Кто-нибудь занимается поисками новых интересных «фишек» для влияния на молодежь в условиях, когда юношеским максимализмом манипулируют религиозные представители некоторых арабских государств, делая это в корыстных политических целях?
3. Почему молодежная политика в Казахстане нацелена главным образом на студенческую аудиторию, а школьники остаются как бы в стороне? Между тем в современной западной политологии введен термин «детская политика». Каков ваш взгляд на это? Что можно предложить детям такого, что способствовало бы закреплению наших традиционных ценностей?
Нуртай Мустафаев, политолог:
Отсутствие талантов порождает дефицит идей
1. У нас есть Министерство информации и коммуникаций РК. Оно занимается всеми вопросами правового регулирования в сфере Интернета. Там есть подразделения и люди, которые анализируют содержание сайтов и то, как они влияют на молодежь. Известно, что именно молодежь зависает в Интернете. Я бы даже сказал, глядя на многих молодых людей в возрасте от 15 до 29 лет (это статистический и правовой критерий отнесения к молодежи), что они явно больные. Они больны интернет-зависимостью. Вы же сами каждый день видите на улице или в общественном транспорте: все уткнулись в свои айфоны. Они могут даже споткнуться и упасть на тротуаре! Сам видел. Если у них отобрать смартфон, скажем, в виде наказания, то они начинают биться в истерике.
Есть еще департамент по делам молодежной политики в Министерстве по делам религий и гражданского общества. Но там молодежным интернет-сообществом специально не занимаются.
Интернет – мощнейшая штука, формирующая внутренний мир, взгляды на жизнь, на политику, моду. И конечно, в первую очередь – сознание молодежи. Очень много так называемых «оранжевых» и прочих «цветных» революций начинались по-дурацки, со смакования фальшивого сообщения о каком-либо чудовищном беспределе полицейских. Та же «арабская весна» началась с сообщения об инциденте между полицейскими и уличным торговцем в Тунисе 18 декабря 2010 года.
2. Пытаются как-то влиять на ситуацию аналитический центр при Совете безопасности, отдел внутренней политики администрации президента РК, КИСИ, ИМЭП. Но сейчас мы пожинаем плоды лихих 1990-х, когда все пришло в упадок, и прежде всего среднее и высшее образование. Большинство политологов, социологов недостаточно образованы. У них нет мощной академической базы знаний. Да и славной сатпаевской Академии наук давным-давно нет.
Заигрывать с исламом не следует. Наше государство – светское. Это следует всем зарубить себе на носу. Силовики должны жестко пресекать любые поползновения на пропаганду и даже всякую болтовню в религиозно-экстремистском плане.
3. Человек формируется – и морально, и физически – в самые ранние годы. В семье, детском саду, школе. К 15-16 годам это уже вполне сформировавшаяся личность. Потом, в старших классах, в вузе, уже поздно как-либо влиять на него.
Я считаю, что властям следует просто пропагандировать наш Казахстан, нашу страну. Например, американцы пропагандируют Америку – как общество не только равных прав, но и равных возможностей. Это означает, что «каждый человек имеет право на счастье», как записано в Декларации независимости и в Конституции США. Все рождены равными и свободными, вне зависимости от социального происхождения. Ведь именно самые талантливые и дерзкие бежали из сословной (где, если говорить по-современному, многое держалось на блате) Европы в Новый Свет.
В отношении традиционных ценностей нам следует сохранять здравый смысл и чувство меры. Культивировать ложные ценности и поощрять всяких скандальных блогеров не следует. Ни в коем случае нельзя продвигать в СМИ-пространстве националистов, которые, по сути, являются нацистами. Казахстан может исчезнуть с политической карты мира не в результате экономического кризиса, а в результате межэтнического конфликта, как это произошло во многих постсоветских странах. Посмотрите: на этой карте уже нет Грузии, Молдовы, Азербайджана, Украины в их прежних границах. Да и Кыргызстан после резни в Оше и в Джалал-Абадской области под большим вопросом.
Чтобы продвигать в интернет-пространстве новые конкурентные идеи и смыслы, необходимы талантливые люди. А их нет. Вспомните: «вначале было слово». Но людей, которые умеют писать, я сегодня не вижу. Ни в Казахстане, ни в России, нигде в мире. Литература умерла. Журналистика превратилась в публикации очень коротких статей на два абзаца из серии «В мире звезд», либо про какие-нибудь особо страшные убийства.
Почему почти все телепередачи неинтересны? Потому,что все начинается со сценария (по крайней мере, так было раньше). А кто будет писать сценарий? Сейчас таких людей нет. Писатели и журналисты вымерли.
Талгат Исмагамбетов, политолог:
Традиционные ценности сегодня непродуктивны
1.Все реорганизации госоргана, отвечающего за молодежную политику, показали: серьезного продвижения не произошло даже тогда, когда существовало министерство, имевшее в своем названии слово «молодежь».
Влиять на умы – это несколько устаревший подход. Во времена, когда юноши и девушки часто ездят за рубеж учиться и отдыхать, в эпоху Интернета, скайпа, смартфонов прямо влиять на умы невозможно. Важно выразить мысль открыто и ясно. Вспомним, что из множества фраз Ленина закрепилась в памяти на десятилетия и осталась востребованной знаменитая «Учиться, учиться и учиться».
Что можно предложить современной молодежи, которая, будучи чуткой к фальши, сопоставляет высокие фразы с действительностью? Например, в условиях, когда можно обрести вузовский диплом, не утруждая себя грызней гранита науки, стоит поддержать тех, кто недоволен этим и хочет получить настоящие знания.
Следует понимать, что никто не собирается быть фиговым листком для тех, кто завалил молодежную политику. Тем более что я знаю тех, кто писал научные труды на эту тему, надеясь на воплощение своих прекрасных замыслов, но в итоге был горько разочарован.
2. Вспомним, что у нас хорошую инициативу вначале замалчивают. Так было с идеями о местном самоуправлении, о расширении полномочий парламента, о судебно-правовой реформе. Менять так, чтобы при этом ничего не менялось, – это можно сделать в документах правового характера. Но молодежь не обманешь.
А тот же «Жас Отан» проявляет активность тогда, когда тема или анализ ситуации подсказаны какой-то независимой организацией или сообществом. Но так как общественно-политические процессы все более жестко контролируются властью, то становится сложно найти таких генераторов идей, которые бы выдавали «фишки» на потребу провластным организациям. А действующие вне установленных властью «правил игры» исламские фундаменталисты предлагают кажущиеся великими замыслы и видимую легкость решения возникающих проблем. А если учесть, что идеологическая почва готовится исподволь – нападками на дарвинизм, поползновениями на празднование Нового года и Наурыза и т.д., то таким образом пусть косвенно льется вода на мельницу исламских фундаменталистов. При этом как бы ненароком забывают, что терпимость к фундаментализму вполне может прикрываться этническим флером – ссылкой на прошлое, его чрезмерной идеализацией и прочими сопутствующими моментами.
Игра в поддавки с некоторыми деятелями арабских режимов религиозного направления имеет место и на правительственном уровне. Чего, например, стоит постановление правительства о разрешении шейхам охотиться на редких дроф-красоток в заповедных зонах Казахстана? И никто даже не задумывается над тем, что от шейха родится будущий шейх, а не краснокнижная дрофа.
Больше истово верующих – значит, больше фундаменталистов, и, как свидетельствует вся история Арабского халифата, переход от умеренного, не идущего против власти фундаментализма-традиционализма к открытому противостоянию власти часто вызвано ослаблением хватки со стороны последней. Поэтому не следует создавать почву для фундаменталистов, чтобы потом не думать над тем, как с ним бороться.
3. У нас молодежная политика часто подразумевается как государственная. Однако государство должно только создавать условия, но не участвовать прямо и непосредственно в этих процессах. Неслучайно «Жас Отан» активен в среде студенчества, так как именно студенческая аудитория в 2003-2004 годах протестовала против инициативы тогдашнего министра образования Кулекеева поднять плату за обучение. Что же касается школьников, то они остаются вне поля зрения по причине того, что учебный процесс в школах и так находится под жестким контролем.
Будь по-настоящему привлекательная идеология у того же «Жас Отана» или у кого-нибудь еще (ОСДП и прочих), то они бы сумели вовлечь молодых в орбиту своего влияния. Но этого не происходит по причине отсутствия у тех же «жасотановцев» энтузиазма комсомольцев советской эпохи. А как без этой искренности найти путь к сердцам и умам молодежи?