Если верить статистике, то все казахи, проживающие в Казахстане, исповедуют ислам, а все славяне — христианство. Более того, как утверждают официальные данные, в сумме количество православных и мусульман в стране уже достигло 95% от общей численности населения. То есть нам не просто навязали религию, так еще и оптом записали в верующие. Хотя на самом деле процент реально практикующих мусульман в стране все еще низок, и не нужно проводить специальных исследований, чтобы убедиться в этом. Возникает резонный вопрос: кому и зачем нужно искусственно создавать религиозную нацию в светском государстве? Ответить на него мы попробуем вместе с политическим аналитиком Султанбеком Султангалиевым.
- По официальным данным, в стране проживают около 12 миллионов казахов и примерно столько же граждан исповедуют ислам. Не кажется ли вам странным такое совпадение? Почему нас без нас пытаются записать в мусульмане? Ведь, как известно, далеко не все казахи посещают мечеть, соблюдают религиозные обряды, держат пост…
- По поводу официальной статистики хотелось бы привести наглядный пример - несколько курьезный, на мой взгляд. На заседании правительства в апреле текущего года министр культуры и спорта доложил о том, что доля населения, владеющая казахским языком, достигла 82 процента. Мне интересно, по каким критериям это оценивалось, особенно если учесть, что этнические казахи составляют около 67 процентов от общей численности жителей страны? По умению читать вывески на магазинах? Мы же все понимаем, что эта цифра не соответствует реальности. Утверждать такое - значит зарываться, подобно страусу, головой в песок, уходя от проблем развития государственного языка. Впрочем, это так, к слову.
Что же касается приведенной вами цифры, касающейся мусульман, то она автоматически дублирует невразумительные данные переписи 2009 года и количество казахского населения в стране на 2016 год. То есть дубинноголовая статистика не признает за 12 миллионами казахов права «исповедовать любую религию или не исповедовать никакой». Раз ты родился казахом, то должен быть мусульманином-суннитом ханафитского мазхаба, и точка!
Подобного рода заявления я отношу к прямолинейности и недалекости бюрократического мышления. Кстати, отсюда проистекают и попытки представить Казахстан как мусульманское государство в обход положениям действующей Конституции, которая позиционирует его как светское. В системе госуправления явственно наблюдается острый недостаток государственного мышления, которое практически полностью подменено мышлением местечковым и шкурным. А последнее является благодатным базисом коррупции и непрофессионализма.
- Выходит, это просто недальновидная, непродуманная политика? Но чем она чревата?
- Недальновидность наших властей в религиозном вопросе, пожалуй, можно объяснить, помимо прочих факторов, еще и интеллектуальным убожеством и примитивизмом отдельных сановников из числа так называемой региональной элиты. Не секрет, что в начале своего шествия по нашей стране салафизм пользовался покровительством с их стороны, в силу чего и получил такое распространение, особенно в западных областях Казахстана. Был ли это сознательный подкоп под устои Ак-Орды в надежде использовать религиозные секты как ресурс в борьбе за власть в будущем или за отделение нефтегазового Запада от остальной страны (к данной версии лично я склоняюсь), либо просто наивная глупость разжиревших от гиподинамии мозга безответственных чиновников - это уже не столь важно.
А важно то, что секты стали объективной реальностью и сегодня представляют собой взрывчатый материал, который кое-кто надеется использовать для общественной дестабилизации. Бомба религиозного экстремизма, управляемого вполне светскими людьми, уже заложена и может сработать в любой момент, как это случилось в Актобе.
- И все же, зачем населению пытаются навязать ислам?
- Я бы не сказал, что ислам в Казахстане навязывается населению сверху. Наша власть в принципе не может ничего навязать народу в идеологической сфере по причине своего крайне низкого авторитета и недоверия людей к любым ее инициативам. Пресловутые 70 процентов мусульман от общей численности населения - это просто усердное замыливание глаз самим себе, что весьма распространено у отечественной бюрократии. Цинично говоря, иногда можно врать народу, исходя из каких-то государственных соображений, но главное – чтобы сама власть не верила в собственную ложь. А у нас облагообразили отчетность, отрапортовали и сами же в нее поверили.
Сложность, так сказать, количественного учета в религиозной сфере объясняется еще и морально-этическими критериями, то есть тем, как вы верно подметили в первом вопросе, насколько искренне и глубоко человек верует. Сомнения вызывает не сама цифра в 70 процентов (в принципе не суть важно, какова доля мусульман у нас в стране - 65 или 69 процентов), а тот метод, которым эта цифра получена. В нашем случае не учитывается и религиозная направленность верующих, то есть к какому направлению в исламе они себя относят, и, следовательно, подобная статистика не должна использоваться при анализе и прогнозировании общественно-политической ситуации в стране, вероятных тенденций в религиозной сфере. То есть эта цифра ни о чем. Надеюсь, что при подготовке к проведению следующей переписи населения Казахстана данной проблеме будет уделено повышенное внимание.
- А может, нас готовят к тому, что рано или поздно Казахстан станет исламским государством? Каким бы утопическим этот сценарий ни казался… Ведь власти сами довольно часто нарушают принцип светскости – выделяя государственные гранты на обучение будущих имамов, вмешиваясь в дела конфессий, предоставляя преференции одним и осложняя жизнь другим, выделяя лакомые куски земли под строительство культовых сооружений…
- Если учесть темпы эмиграции русскоязычного (преимущественно христианского вероисповедания) населения и изменение других демографических показателей в национальном разрезе, то можно сделать вывод, что Казахстан постепенно движется к статусу моноконфессиональной страны. Станем ли мы исламским государством, живущим в 21-м веке по законам шариата? Надеюсь, что нет.
Во-первых, существуют национальные особенности казахского вероисповедания, уходящие в номадическую историю нашего народа. Ислам проник на нашу территорию позже, он имеет элементы языческой (тюркской) культуры. По сравнению с соседями-узбеками казахи не были столь ревностными мусульманами вследствие кочевого образа жизни. Кроме того, казахская ментальность предполагает отсутствие фанатизма и толерантное отношение к иному мировоззрению, в том числе и к религиозному.
Во-вторых, влияние европейской (русской) культуры на протяжении 20 века в Казахстане было намного ощутимее и глубже, нежели в других странах Центральной Азии, в силу чего прослойка национальной интеллигенции сформировалась на базе смешения казахской и русской культур и является носителем светскости.
В-третьих, нельзя не учитывать геополитический фактор влияния России и Китая, которым совершенно не улыбается появление у их границ исламского государства. И если безмятежно близорукие российские правящие круги традиционно способны проморгать опасность, то китайцы найдут способ мирным путем нейтрализовать религиозно озабоченных представителей казахского истеблишмента еще на дальних подступах к власти.
В-четвертых, распространение идей религиозного экстремизма угрожает самим основам существующего политического порядка в Казахстане. После событий в Актобе власти, похоже, наконец-то осознали, что настоящая опасность исходит не от законопослушных оппозиционеров, а от бредущего по казахстанским степям призрака ИГИЛ.