Грандиозный международный проект открывает для нас новые возможности
Не так давно в Пекине прошел Форум высокого уровня по международному сотрудничеству "Экономический пояс Шелкового пути и Морской Шелковый путь XXI века" ("Один пояс, один путь"). Форум призван был провести своеобразный смотр стран, поддержавших, так или иначе, этот проект и задекларировать объединение общих усилий на будущее.
В итоговом коммюнике главы государств и правительств 30 стран мира обозначили пять ключевых принципов дальнейшей кооперации участников инициативы "Один пояс, один путь" – равноправные консультации, взаимная выгода, гармония и толерантность, рыночные механизмы, сбалансированность и стабильность.
Документ подтвердил принципиальное и выигрышное отличие "глобализации по-китайски" от ее западной версии – это уважение к нормам внутреннего законодательства, территориальной целостности и суверенитету государств-партнеров, учет естественных и культурных различий, признание специфики друг друга и руководящей роли национальных правительств.
Представляется, что изначально инициатива Китая преследовала более узкие задачи. Во-первых – ослабить его критическую зависимость во внешней торговле от морских путей в Юго-восточной Азии, контроль за которыми США усилили при администрации Обамы в рамках стратегии Вашингтона по экономическому сдерживанию Китая. Во-вторых, создать условия для ускорения экономического развития центральных провинций Китая, лежащих вдалеке от тихоокеанских портов.
Инструментами стратегии стали усиление военного присутствия США в Юго-восточной Азии и, особенно, в водах, прилегающих к Малакскому проливу; ограничение доступа КНР на значимые для него внешние рынки в Европе и Азии посредством исключения Китая из транстихоокеанского торгового партнерства; и, вероятно, американский геополитический проект "Новый шелковый путь", (2011 г.), как попытка США интегрировать ресурсно важный для КНР регион Средней Азии и страны Южной Азии (Индия и Пакистан) в единый экономический макрорегион с центром в Афганистане.
Морская версия Шелкового пути призвана была предотвратить вытеснение Китая с рынков стран АТР, а также привлечь эти страны в качестве надежных перевалочных баз к морским транзитным проектам КНР на Большой Ближний Восток и в Африку.
Для решения этих задач, Пекин разработал проект "экономический пояс Шелкового пути", который имеет северное и южное направления. Северное пролегает через Казахстан, Россию, Белоруссию в ЕС. Южное направление включает среднеазиатские государства и через Иран выходит к Персидскому заливу и Аравийскому п-ву.
Сухопутный "шелковый путь" призван стать для КНР защищенным от США маршрутом торговли с основным для Китая рынком – ЕС, и маршрутом импорта энергоносителей и ценного промышленного сырья – из Аравийского п-ва, Ирана и Средней Азии.
Среднеазиатские страны, через которые пролегает кратчайший путь к нефти Ирана и Персидского залива стали поэтому первыми приглашенными к участию в проекте ЭПШП. А сама инициатива была оглашена в столице Казахстана – Астане еще 7 сентября 2013г.
В данный момент в рамках проекта "Один пояс, один путь" определились семь основных направлений. При этом, сухопутные направления очень важны для экономики центральных провинций КНР, поскольку именно отсюда формируются автомобильные и железнодорожные поезда в ЕС. Для этой цели правительство финансирует создание в центральных провинциях соответствующих новых производств и логистической инфраструктуры.
Симптоматично, что подавляющее большинство проектов в рамках инициативы "Один пояс, один путь" увеличивают технические возможности по доставке китайских товаров на ключевой для КНР рынок ЕС и транспортировки в Китай сырья и энергоносителей. В развитие транспортно-логистической инфраструктуры – строительство и модернизация железнодорожных и автомобильных путей сообщения, портов, баз хранения грузов, трубопроводов Китай вкладывает огромные суммы.
С момента запуска инициативы в 2013 году, Китай уже вложил в эти инфраструктурные проекты в общей сложности более 50 млрд. долл. США, сформировал в странах "пояса" 56 зон торгово-экономического сотрудничества, которые принесли этим странам около 1,1 млрд. долл. налоговых поступлений и создали 180 тысяч рабочих мест.
Переход администрации Трампа к торгово-экономическому протекционизму стал для Китая новым вызовом.
В этих условиях проект "Один пояс, один путь" стал проектом новой модели глобализации, а официальный Пекин, как показало выступление Си Цзиньпина в Давосе, вполне осознал свою новую геополитическую роль в качестве мирового лидера этого процесса.
По мере решения масштабных экономических задач, китайская инициатива включает культуру, образование, науку и технику, гуманитарные обмены, а также туризм. Поэтому, сейчас официальные цели Пекина в инициативе "Один пояс, один путь" формулируются амбициознее и претендуют на переустройство мира на новых началах – "Один пояс, один путь", как сообщество с общими интересами, общей ответственностью, общим будущим.
Форум подтвердил, что инклюзивность – отсутствие предварительных политико-идеологических условий участия в проекте "пояс и путь", упор на инфраструктурные проекты в экономике стран-участниц, которые встраивают их в транзитную торговую цепочку между КНР и экспортно-импортными рынками – вот особенности глобализации по-китайски.
Российский интерес к инициативе Пекина выходит далеко за рамки транзита китайских товаров на рынок ЕС. Симптоматично, что президент РФ В. Путин в докладе на Форуме выдвинул (точнее, напомнил), по сути, встречную инициативу большого евразийского партнерства.
Такое партнерство может складываться из разных интеграционных потенциалов – ЕАЭС, "Один пояс, один путь", ШОС, Ассоциации государств Юго-Восточной Азии и будет оптимальной платформой сопряжения инфраструктурных проектов ЕАЭС и "пояса и пути".
Пока идея "сопряжения" не выразилась в конкретных экономических проектах. Модернизация Транссиба и БАМа, которые в сочетании с железнодорожным "северным широтным ходом" могли бы использоваться Китаем для транспортировки грузов Севморпутем в северную Европу, идет силами РФ. По участию китайской стороны в проекте самого "северного широтного хода" идут переговоры. Высокоскоростную магистраль "Москва-Казань" КНР предлагает строить на невыгодных для РФ условиях, поэтому проект пока отложен.
Представляется также, что в рамках евразийского партнерства имеется больше возможностей преодолеть разногласия между крупными азиатскими государствами, например, между Китаем и Индией, из-за чего официальный Дели отказался участвовать в Форуме.
Россия же заинтересована в развитии промышленных отраслей, сопряженных с созданием транспортно-логистической инфраструктуры – локомотивов и оборудования для скоростных железных дорог, оборудования для портов, а, также, соответствующих управленческих практик.
Однако, чтобы с выгодой для себя использовать возможности "Пояса и пути" и совместно с КНР выстроить большое евразийское партнерство, Россия, безусловно, должна сама перейти к устойчивому и интенсивному экономическому росту.
Виктор Пироженко
Источник - stoletie.ru |