Отшумели празднества по случаю очередной годовщины Победы над фашизмом. Как это уже становится обычным, они сопровождались горячими дискуссиями в социальных сетях и на страницах СМИ по поводу ее оценок. Несмотря на то, что с каждым годом она все больше отдаляется от нас по времени, градус обсуждений становится все выше. Есть в этом некий парадокс, суть которого можем постичь только мы, бывшие граждане некогда единой страны, пережившие ее распад и болезненный процесс переоценки казавшихся прежде незыблемыми ценностей. К коим относится и праздник Победы.
В принципе, можно было бы и не ворошить эту тему, если бы не одно, скажем так, вполне обыденное событие. С чьей-то подачи на «Ютубе» появилось видео, на котором беснуются российские скинхеды – они устроили в метро вакханалию, очень сильно смахивающую на расистскую акцию «Белый вагон». Это когда очень агрессивно настроенные молодые люди славянской наружности врываются в вагон и начинают избивать находящихся там пассажиров-азиатов. При этом они выкрикивают не очень понятный лозунг: «Один за всех и все за одного!». Зрелище мерзкое и крайне отталкивающее.
Я отношусь к поколению, которое выросло на фильме известного советского режиссера Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм». Не то чтобы он имел такое уж широкое хождение, но для нас, мальчишек 1960-70-х г.г., хватало одного раза, чтобы понять, насколько это страшное явление — фашизм. И мы даже в самом кошмарном сне не могли представить, что эта зараза даст ростки в стране, которая внесла колоссальный вклад в разгром этого самого страшного явления 20-го века.
Нет, в упомянутом видеоролике российские подростки не вскидывают руки в фашистском приветствии, но то, что они вытворяют, есть самый настоящий фашизм во всей его мерзости.
Как такое стало возможно? Как могут уживаться в одно время и в одном обществе чувство гордости за подвиги прадедов, дедов и отцов, спасших мир от «коричневой» чумы, и столь явная демонстрация откровенной ненависти к людям с другим цветом кожи и иным разрезом глаз? Едва ли кто возьмется дать однозначный ответ на этот вопрос.
В сегодняшней России любят рассуждать о том, что фашизм вновь поднимает голову, и при этом кивают на других. Указующий перст великодержавной пропаганды направлен на Украину, республики Прибалтики, Польшу и некоторые другие страны. Но в то же время, как сказал бы вождь мирового пролетариата, кое-кто за деревьями не видит леса. А фашизм-то вот он, что называется, в собственном дворе.
В принципе, бытовой национализм на «одной шестой части суши» существовал всегда — и во времена господства тоталитарной идеологии, и в более поздние, уже постсоветские, времена. Увы, происходило это по причине крайне невысокого культурного уровня и общества в целом, и отдельно взятых граждан в частности. И только благодаря железной деснице тоталитаризма удавалось удерживать всякие поползновения против базового тезиса тогдашней пропаганды об интернациональной природе советского общества. Однако всепроникающая идеология рухнула, и наступила эра вседозволенности, а вместе с ней пышные побеги пустил национализм всех мастей — от великодержавного до местечкового.
На этом фоне в России одна за другой случились две чеченские войны. Еще в самый их разгар здравомыслящие люди предупреждали, что они будут иметь самые тяжелые последствия для психологического здоровья российского общества и атмосферы межэтнических отношений. Потому что это были не просто конфликты на почве попыток установить так называемый конституционный порядок на территории отдельно взятого субъекта РФ, а настоящее межэтническое противостояние, в основе которого лежал культурологический антагонизм. Фактически это была самая что ни на есть школа ненависти, через которую, увы, прошли несколько поколений граждан постсоветской России.
Ксенофобия не возникает на пустом месте. Она произрастает из всякого рода неизжитых исторических комплексов и навязываемых идеологических стереотипов. В нашем случае развал Советского Союза одни восприняли как историческое унижение, а другие увидели в нем шанс для возрождения национального духа. И именно на этой разделительной меже взошли ростки того, что проявляется в виде уродливых вещей типа вышеупомянутой акции, сюжет о которой размещен на «Ютубе».
Видимо, этим малолетним недоумкам никто и никогда не объяснял, благодаря чему выстоял СССР в смертельной схватке с фашизмом. Никто им не рассказывал, что поля Подмосковья обильно удобрены останками прадедов и дедов тех, кого они так остервенело избивали в метро. Как и о том, что их прабабушки и бабушки нашли приют в городах, аулах и кишлаках Средней Азии и Казахстана. И это не какой-то банальный идеологический штамп, а суровая правда жизни, о которой еще недавно вроде бы помнили, но почему-то в более поздние времена не удосужились донести до сознания современных российских тинейджеров.
Впрочем, самое страшное заключается даже не в этом, а в том, что в сегодняшней России никто и ни разу не попытался дать честную публичную оценку такого рода ЧП. Более того, почти всегда эти случаи преподносятся как проявления обычного хулиганства. Дескать, не стоит раздувать из мухи слона. И ведь никто не раздувал. Пока не стало ясно, что, судя по некоторым тенденциям, наблюдаемым в современном российском обществе, предаваться столь наивному самообману было глубочайшей ошибкой. Если еще несколько лет каждый случай ксенофобии получал ту или иную степень огласки, то теперь налицо явное замалчивание таких эксцессов. И только благодаря социальным сетям о них становится известно. Но почему-то возникает некое смутное подозрение, что точка бифуркации потомками победителей фашизма уже пройдена. И это не может не настораживать.
Наблюдаемая вакханалия невольно наводит на мысль: быть может, российскому телевидению, окончательно погрязшему в грехе словоблудия и дремучей пропаганды непонятных «миров», пришло время вывести в широкий прокат фильм М. Ромма? Потому что затянувшееся разбрасывание семян джингоизма может, в конце концов, дать еще более зловещие всходы. Ведь не зря же другой талантливый советско-российский кинорежиссер Вадим Абдрашитов полагает, что «Обыкновенный фашизм» - это фильм не только и не столько об антигуманной сущности нацизма, сколько о природе и эволюции тоталитарных режимов вообще. В том числе и о методах работы тоталитарной пропаганды, моделирования в необходимом ключе поведения толпы. Словом, о том, что мы воочию наблюдаем в российском обществе дня сегодняшнего.
Возможно, кто-то скажет, что наше мнение будет выглядеть как вмешательство в дела суверенного государства. Но ведь речь идет не просто о соседнем государстве, а о нашем стратегическом союзнике, который к тому же очень настойчиво стремится к созданию интеграционных проектов с участием Казахстана. И потому было бы очень странно с нашей стороны безучастно смотреть на такие вопиющие случаи проявления ксенофобии в доме нашего соседа. Хотя, если честно, все это называется несколько иначе. И наше молчание, по сути, можно расценивать как косвенное участие в глумление над памятью тех, кто отдал свои жизни в войне с фашизмом. А по-другому кадры из «Ютуба» охарактеризовать нельзя.
Вот такой необыкновенный... ФАШИЗМ получается у нас под боком.