Пожалуй, ни один юбилей Победы в Великой Отечественной войне не проходил в такой идеологически необузданной обстановке, как ее 70-летие. Причем это касается как восприятия праздника вне пределов постсоветского пространства, так и ее внутреннего обрамления в самой России и других странах бывшего Союза.
Накал страстей порой зашкаливал за все разумные пределы. Временами возникало такое ощущение, что война закончилась не семьдесят лет назад, а чуть ли не вчера. Можно много и пространно обсуждать природу этого феномена, но ясно одно - все беды проистекают от тех монбланов откровенной лжи и потоков идеологической патоки, которые сопровождали всю послевоенную трактовку истории Великой Отечественной войны.
В этом смысле весь тот шабаш, который наблюдался в преддверии 70-летия Победы, увы, может оцениваться как закономерный итог всех предыдущих лет, начиная с 1965 года, когда в недрах центрального комитета тогдашней самой главной партии страны зародилась идея начисто переписать всю историю войны и сделать 9 мая красным днем советского календаря.
Но если в рамках советской системы такие потуги были вполне объяснимы и в чем-то даже логичны, то нынешняя свистопляска смотрится как банальная идеологическая вакханалия государственной закваски. Особенно это касается российской действительности, где государство еще раз блестяще продемонстрировало, как можно размазывать мозги своих граждан на идеологические хлебцы государственного патриотизма. Честно говоря, смотрелось все это временами до неприличия отталкивающе.
Ради этого не пожалели даже самое святое. Чего стоит только многотысячный марш "Бессмертного полка". Идея, направленная на сугубо личное восприятие истории той страшной войны, усилиями государственной машины была бездарно опошлена.
Политизация истории войны вышла на свой апогей, и это не может не удручать. Казалось бы, прошло семь десятилетий и теперь каждая годовщина войны должна наполняться светлым и печальным пафосом. Но как-то все не получается. Вот уж действительно, изобретательности государственных идеологов нет предела. А еще точнее, их циничности. Не зря говорят: солгавший единожды сделает это еще не раз.
А ведь был период, когда казалось, вот, наконец-то, скажут если не всю правду о войне, то хотя бы большую ее часть. И, возможно, самую горькую. Были же произведения Виктора Некрасова, Виктора Астафьева, Алеся Адамовича, Василя Быкова и других мужественных людей, которые познали ужасающую природу войны посредством личного опыта. Ан нет, снова все заслонили какого-то странноватого типа паркетные ветераны.
За всю свою жизнь каждому из нас воочию удалось увидеть всего трех-четырех стариков, сумевших преодолеть рубеж девяноста лет. А ведь именно столько должно быть тем ветеранам той страшной войны, кто дожил до наших дней. И потому странно было наблюдать за тем, как некоторых людей, явно недотягивавших до этого возраста, представляли в качестве ветеранов. Ну, разве это не есть глумление над памятью фронтовиков, тех, кто действительно воевал и закончил свой земной путь задолго до семидесятой годовщины Победы? И ладно, если бы миру был явлен десяток-другой, а не телевизионное множество сувенирного типа ветеранов.
Маховик идеологизации истории войны не снижает своих оборотов, а наоборот, набирает ход. В принципе, на это можно было бы не обращать особого внимания, если бы не одно "но". Как нам представляется, такие подходы лишают историю войны ее моральной составляющей, что, собственно, всегда и было самым важным элементом Победы. Праздник Победы подспудно трансформируется в инструмент большой политики. А там, где большая политика, правде места нет. Ну, а правде о войне тем более.
И потому война превращается в некий трагифарс, перестает быть страшной. А это - самое худшее, что можно сделать с ее историей и памятью о ней. Потому что таким образом обществу и особенно подрастающим поколениям внушается, что победоносная война - это звучит красиво и гордо. А за ценой мы не постоим. Во имя чего все это делается, остается только догадываться. Но от некоторых таких догадок становится не по себе.
Подмена настоящей истории войны бутафорией - есть не что иное, как манипулирование массовым сознанием. А самое отвратительное заключается в том, что это убивает интерес к реальной истории войны. Но ведь это история миллионов попавших в плен в первые же недели войны из-за бездарности советского командования, а порой и из-за откровенной трусости высшего командного состава, как это было под Харьковом. Это погибшее ни за что от голода, холода и бомбежек мирное население, немалую часть которого составляли дети, женщины и старики, брошенные на произвол судьбы на оккупированной территории. Тупая и бескомпромиссная идеология настолько запудрила нам мозги, что историки до сих пор остерегаются рассказать всю правду о миллионах советских военнопленных, с которых так и не было до конца снято позорное клеймо трусов и предателей. Поэтому приходится сожалеть, что 9 мая по-прежнему остается сугубо идеологическим действием, которое заслоняет от нас настоящую правду о той войне.
И напоследок о самом отвратительном в идеологической свистопляске вокруг 70-летия Победы - пресловутых "георгиевских" ленточках. Никогда, повторяем, никогда она не была символом Победы в Великой Отечественной войне. Победу всегда символизировал цвет Знамени Победы - красный. Все остальное от лукавого. Но так уж устроена государственная идеология. Если она запущена, то остановить ее практически невозможно. И потому изобретение кремлевских наследников тоталитарной идеологии стало лентой раздора для потомков поколения победителей.
И хотя уже другая история, которая к Победе никакого отношения не имеет, все же следует понимать, что она сильно повлияла на ее восприятие.
Наблюдать все это было очень печально…