4996 28-04-2017, 00:02

Вузы Казахстана: диплом – все, знания – ничто?

«Казахстан подошел к той черте, когда качеством образования в стране должно заниматься не только профильное министерство, но и государственные структуры, отвечающие за национальную безопасность», – считает руководитель казахстанского учебно-консультационного центра «Институт директоров» Сергей Филин.

 

Без бумажки ты букашка…

Три года назад возглавляемый Сергеем Филиным «Институт директоров» провел исследование на предмет соответствия качества подготовки выпускников вузов запросам работодателей. Были опрошены студенты выпускных курсов бакалавриата и магистратуры, обучающиеся по управленческим специальностям, их преподаватели и работодатели. Результаты оказались грустными: работодатели оценили уровень будущих специалистов в два раза ниже, чем это сделали сами выпускники вузов и их педагоги.

– Хорошо подготовленные выпускники, конечно, есть, но они – исключение из правила. Это талантливые ребята, которые выучились не благодаря, а, скорее, вопреки существующей системе образования, – говорит Сергей. – Начнем со средней специальной подготовки. Работодатели, с которыми приходится общаться в ходе многочисленных рабочих поездок по Казахстану, вообще не считают обучение в оте­чественных колледжах за образование. По их словам, уж лучше иметь дело с «чистым листом», то есть с выпускниками школ, у которых хотя бы по общеобразовательным предметам знания получше. Никогда не забуду реакцию вице-президента по персоналу одной из горнопромышленных компаний: побывав однажды членом государственной комиссии на экзаменах и защите дипломов в одном из профильных колледжей, он в сердцах заявил, что ноги его больше там не будет.

Что касается вузов, то вышеупомянутые результаты исследования говорят сами за себя. То есть можно смело утверждать, что системы высшего образования (по крайней мере, применительно к бизнес-специальностям) в Казахстане нет вообще. Есть отдельные вузы, которые учат более-менее хорошо. О них все знают, но это, опять же, скорее исключения из правила.

Больше подобных исследований мы не проводили, но, судя по настроениям работодателей – руководителей крупных предприятий и кадровых служб, качество выпускае­мых нашими вузами специалистов не улучшилось.

В чем же причины? Одной из них Сергей Филин считает дипломы государственного образца. Они, по его мнению, не являются признаком наличия хорошего образования. И приводит пример:

– В регионах на телеэкранах в «бегущей строке можно увидеть объявления такого рода: «Имеются вакансии по следующим специальностям…. Выпускников следующих вузов (идет перечисление) просьба не беспокоить». Отсюда вывод: дипломы государственного образца не гарантируют качества образования. Поскольку во всех вузах выдают одинаковые дипломы, вне независимости от качества обучения, то многие стремятся туда, где легче учиться или оплата ниже. Проще говоря, молодежь идет в вузы не за образованием, а за «корочками». Поэтому нет ничего удивительного в том, что люди, получив дипломы, не работают по специальности. Далее. Несколько лет назад мы проводили по всему Казахстану семинары для преподавателей вузов. И убедились в том, насколько низок профессиональный уровень многих из них. Например, пришлось столкнуться с тем, что преподаватели не понимают сущности некоторых терминов того предмета, который они преподают. Я вижу здесь две причины.

Первая – это чрезмерная зарегулированность процесса обучения со стороны Министерства образования и науки. Преподаватели перегружены бумажной работой (планы, отчеты и т.д.), и им уже не до студентов, не до качественного проведения занятий. Да, академической свободы в части выбора дисциплин стало больше. Это, конечно, хорошо, но преподаватели не могут и не хотят повышать свой профессиональный уровень еще и потому, что (и тут мы подходим ко второй причине) они получают низкие зарплаты, не имеют достаточного количества учебной и научной литературы, а возможностью учиться и развиваться за свой счет не располагают. Тут бы выжить как-нибудь! Маленькая зарплата порождает продажу оценок, что резко снижает мотивацию к учебе даже у тех, кто хотел бы учиться.

Наши исследования, кроме того, показали, что преподаватели плохо понимают потребности работодателей и, как следствие, не могут сформировать у студентов правильные представления о будущей специальности.

 

Выгнать нельзя оставить

То, что вузы стали сугубо коммерческими организациями, по мнению эксперта, является еще одной причиной низкой квалификации выпускников.

– А коль вузы ставят своей главной целью зарабатывание денег, то качество образования отходит на второй план: студента выгнать нельзя, за ним стоят либо грант, либо родительские деньги, – продолжает Сергей Филин. – Преподаватели так и говорят: скорее уволят нас, чем выгонят двоеч­ника. Или, как сказал в частной беседе ректор одного из очень крупных негосударственных вузов, «учредителям нужна прибыль». Но зачем в таком случае напрягаться и делать вид, что готовишь будущего специалиста? Надо просто продавать в рассрочку дип­ломы государственного образца. Это, собственно, подтвердил и проректор другого, тоже крупного вуза, комментируя (опять же в частной беседе) качество заочного и вечернего образования: «Мы понимаем, что фактически продаем дипломы».

Есть еще одна причина низкого уровня подготовки молодых специалистов: на работу в вузы часто принимают по мотивам родства, знакомства и т.д., но не исходя из степени профессионализма. А квалифицированных преподавателей нередко просто выдавливают – в том числе и потому, что слабые боятся не выдержать конкуренции в глазах студентов.

Что с этим делать? В вузах согласно требованию Министерства образования и в соответствии с законом о госимуществе появились попечительские и наблюдательные советы. Однако они не работают, поскольку в таких советах числятся преимущественно «свадебные генералы».

Как следствие, молодые в основной своей массе не хотят учиться. Они хотят получить диплом, чтобы формально иметь документ, но на самом деле не видят пользы от такого образования. Другая, косвенная, причина заиметь вожделенную бумажку о наличии высшего образования заключается в следующем: работодатели, столкнувшись с низким качеством образования, завышают квалификационные требования к кандидатам, чтобы получить человека, хоть что-то умеющего. Пример: во многих казахстанских банках в перечень квалификационных требований к оператору-кассиру расчетно-кассового центра включено наличие высшего образования, хотя для выполнения такого рода работы вполне достаточно и среднего специального. Поэтому молодежь идет за любым дипломом – лишь бы получить работу.

При подобном раскладе экономике Казахстана никакая стратегия инновационного развития не грозит. Для ее реализации нужны высококвалифицированные кадры, которых в свободном доступе на рынке труда нет, а новых практически не готовят. Работодатели жалуются, что найти и нанять хорошего специа­листа – большая проблема. И это при том, что в стране достаточно высокий уровень безработицы, очень много самозанятых. Да, у нас есть немало тех, кто получил прекрасное образование в ведущих вузах Запада. Они разрабатывают великолепные программы и стратегии, но ведь реализовывать их некому: рабочая сила не готова к этому. Вот здесь и кроется одна из причин неуспеха многих замечательных государственных проектов.

Что же делают предприятия в условиях острого дефицита квалифицированных кадров? Наиболее продвинутые из них отслеживают с первых курсов толковых ребят, принимают их на работу, а затем сами доучивают. Отдельные крупные компании пытаются влиять на содержание учебных программ региональных вузов, колледжей, ПТУ, стараясь подстроить их под себя. Многие приглашают иностранных специалистов – от топ-менеджеров до рабочих.

А что же родители – те из них, которые хотят дать детям не фиктивное, а настоящее образование? Они готовы расстаться с последним, но отправить своих отпрысков на учебу за границу. И это было бы хорошо, если бы, получив качественное образование, молодежь вернулась на родину. Но, похоже, большинство остается за рубежом. Это очень тревожная тенденция – по сути, подрыв национальной безопасности страны.

А что делать тем, кто, будучи небесталанным, не может позволить себе обучение в заграничных вузах? Совет один: если такой молодой человек все же рискнул поступить в отечественный вуз, то пусть ищет практику с первого курса: либо ночная работа, либо днем на полставки… Так он получит практические знания и навыки. Хотя здесь есть и обратная сторона: работающие студенты часто перестают учиться вообще. Дипломы они всеми правдами или неправдами получают, а вслух громко и внятно говорят, что вуз ничего не дает.

С созданием единого экономического пространства появился общий с соседними странами рынок труда. Соответственно, риск исхода специалистов из Казахстана возрос. Прежде всего это касается приграничных с Россией регионов. Спрашивается: а кто будет работать на благо отечества через одно-два десятилетия? Каким будет качество этой рабочей силы? Вопросы, можно сказать, риторические.

 

Что делать?

– Что, на мой взгляд, нужно менять в системе образования? – продолжает Сергей Филин. 

Вузы должны начать конкурировать между собой. Пока же политика Министерства образования и науки, основанная на чрезмерно жестких стандартах образования, мелочной опеке и выдаче государственных дип­ломов, не позволяет им этого.

Вузам нужно изучать потребности работодателей. И в соответствии с ними быстро и гибко менять учебные программы и дисциплины, что возможно только при академической свободе (исключения могут быть лишь для вузов, которые дают медицинское, ветеринарное, юридическое и военное образования). Необходимо побуждать их к внедрению принципов корпоративного управления. Но не на бумаге, а в реальности. Пример есть – «Назарбаев университет».

Кроме того, университеты должны приступить к повышению квалификации, переподготовке и переобучению преподавателей, причем не в соответствии с минимумом, прописанным министерством (кажется, раз в пять лет), а в жесткой форме стимулируя их к постоянному повышению своего образования. Ну и, конечно, пора отказаться от дипломов государственного образца. Вот тогда вузы, конкурируя между собой, начнут учитывать, что требуется рынку, а не Министерству образования и науки. Тогда, я уверен, не понадобятся административные меры по лишению вузов лицензий и аккредитаций.

Кстати, государственные дипломы сейчас остались, похоже, только в странах постсоветского пространства, да и то не во всех. В бизнес-школах России уже выдают дипломы собственного образца.

Кстати, еще пять-шесть лет назад я первый раз написал о том, что вузы должны конкурировать между собой и выдавать собственные дипломы. Теперь об этом заговорили и на уровне правительства. Но как-то не очень уверенно.

И в заключение. Считаю, что дети чиновников и сотрудников Министерства образования и науки должны учиться исключительно в учебных заведениях Казахстана. А дети сотрудников администраций вузов и колледжей, если они выбрали специальности, входящие в перечень специальностей, по которым готовят в этих заведениях, должны учиться там, где работают их родители. Возможно, тогда повысится качество образования…

Комментарии

Author Ия
Редактировать / Удалить/ Цитировать
01-май-2017, 09:09

Статья написано правильно! Да сейчас дипломы ведущих вузов страны даже мира приравнены псевдовузами, который штампует только дипломы! Сейчас правят балы именно они! Пока их не закроять или не посадят мошенников, они будет двигатся в том же направлении! Керек емес универлерди жабу керек. Халыкты алдап болды!

Author пенсионереАноним
Редактировать / Удалить/ Цитировать
04-май-2017, 22:15

почему-депутаты-не-примут-закон-о-таких-грамотеях--Если-лицо-купило-диплом-а--в-
специализации-туповат-дипломаЛИШАТЬ-без-права-восстановления--Зачем-СТРАНЕ-такие
-бездари--А-ведь-есть-такие-которые-пролазиют-в-начальство--И-что-такой-бос--нар
уководит-Какая-у-нас-медицина-какие-дороги-и-еще-многое-другое