В системе финансирования казахстанского спорта совсем скоро должны произойти серьезные изменения: предусматривающий их законопроект в конце прошлого года поступил в мажилис. Он был инициирован Национальным олимпийским комитетом и поддержан профильным министерством, глава которого на днях даже назвал его принятие одним из основных приоритетов.
Самодеятельность регионов иди диктат центра?
В Казахстане спорт финансируется преимущественно государством. Схема тут примерно следующая. Если вычленить расходы на строительство и капремонт спортсооружений, то получится, что из республиканского бюджета в прошлом году на эту сферу было выделено около 20 миллиардов тенге, а из региональных – 67 миллиардов. В первом случае оператором был Комитет по делам физической культуры и спорта в составе Министерства культуры и спорта, во втором – соответствующие управления при акиматах 14 областей, а также городов Астаны и Алматы. Здесь важно отметить, что последние не подчиняются напрямую центру, их руководителей назначают и контролируют акимы.
Комитет в составе министерства финансирует главным образом спорт высших достижений, включая национальные сборные, центры олимпийской подготовки, республиканские спортинтернаты. Тогда как в регионах, по идее, приоритетными направлениями должны быть массовый и детский спорт, а также подготовка спортивного резерва. Однако в областях значительные суммы сегодня тратятся на содержание профессиональных команд (футбольных, хоккейных и т.д.) и атлетов. Причем каждый регион сам определяет, какие виды спорта культивировать и финансировать в первую очередь, а какие – по остаточному принципу. Нередко этот выбор определяется предпочтениями и пристрастиями самих руководителей областных управлений (а иногда акимов), без учета интересов казахстанского спорта в целом.
Законопроект, поступивший в парламент, предусматривает внесение изменений и дополнений в ряд законодательных актов, в том числе в Закон «О физической культуре и спорте». Вводятся понятия «ранжирование видов спорта в РК» и «перечень приоритетных видов спорта в РК», а применительно к регионам устанавливается такой порядок, при котором этот самый перечень должен обязательно согласовываться с уполномоченным центральным органом – профильным министерством. Соответственно рейтинг приоритетности тех или иных видов спорта, составленный по результатам ранжирования, будет напрямую влиять на их финансирование.
Инициаторам законопроекта не откажешь в логике. Ведь речь идет о такой сфере жизнедеятельности, в которой все звенья тесно связаны между собой. По сути, она представляет собой пирамиду: в основе ее находится массовый и детский спорт, а на вершине – спорт высших достижений, который в условиях Казахстана является почти полностью профессиональным. Без первого невозможно полноценное существование второго, если, конечно, мы не собираемся в массовом порядке приглашать иностранных легионеров. А значит, все звенья системы должны работать согласованно, на достижение общей цели. С этой точки зрения желание министерства и НОК оказывать прямое влияние на развитие спорта в регионах (через внедрение единых принципов финансирования, учитывающих общереспубликанские интересы) выглядит вполне оправданным.
Опять ставка на единоборцев и силачей?
Другое дело, как будет осуществляться ранжирование и что окажется в приоритете. В законопроекте содержится следующая формулировка: «Ранжирование – это классификация видов спорта в зависимости от спортивных достижений на международных соревнованиях, национально-культурной традиционности вида спорта, наличия кадрового потенциала, материально-технической базы, массовости и соотношения особенностей вида спорта к климатическим условиям региона».
Следует думать, что эти пять факторов (критериев), определяющих приоритетность тех или иных видов спорта для Казахстана, названы в порядке степени их важности. Не совсем понятен второй – «национально-культурная традиционность». Сюда бы стоило отнести прежде всего национальные виды спорта, но они не являются олимпийскими, и потому измерить наши международные достижения в них (первый критерий) невозможно. Правда, многие у нас вполне серьезно утверждают, что традиционно, ментально и даже генетически казахи предрасположены к борьбе и боксу. О том, что история отечественного спорта, особенно в период до 1991-го, свидетельствует о другом, автор этих строк писал в статье «Культ бойца». Однако, похоже, кое-кто продолжает попытки навязать свое мнение.
Впрочем, и без этого второго критерия авторы законопроекта дают понять, какие виды спорта они считают приоритетными.
Кто у нас в последнее время может похвастать регулярными призовыми местами на Олимпиадах и чемпионатах мира? Боксеры, борцы и тяжелоатлеты, в чуть меньшей степени дзюдоисты. В общем, единоборцы и силачи. Причем в немалой степени это объясняется тем, что в данных видах спорта уровень международной конкуренции значительно ниже, чем в легкой атлетике, плавании, велогонках и т.д., не говоря уже о футболе, баскетболе… Что же касается других наших «звезд» международного уровня – Рыпаковой, Баландина, Полторанина, Тена, то это самородки, уникумы, за спинами которых практически никого нет.
Поскольку единоборства и тяжелая атлетика являются для Казахстана наиболее успешными, или, как их еще называют, ударными видами спорта, в них удалось сохранить кадровый потенциал. Тогда как во многих других, не имевших в постсоветский период каких-то особых достижений, почти не осталось квалифицированных тренеров – по причине низких зарплат, невостребованности. Объяснение тут простое: в Казахстане и без нынешнего законопроекта финансирование различных видов спорта осуществлялось в зависимости «от достигнутого результата», что напрямую отражалось на доходах как спортсменов, так и их наставников. Кстати, немало наших тренеров (по спортивной гимнастике, стрельбе и т.д.) плодотворно трудятся в странах не только ближнего, но и дальнего зарубежья – там, где они оказались востребованными и где их виды спорта не считаются бесперспективными, в отличие от Казахстана.
Теперь что касается четвертого критерия – материально-технической базы. Здесь опять же заведомое преимущество имеют единоборства и силовые виды, поскольку они в этом смысле неприхотливы – достаточно небольших помещений и относительно дешевого инвентаря. А вот во многих других требуются либо дорогостоящие сооружения (стадионы, плавательные бассейны, крытые ледовые катки), либо дорогостоящий инвентарь – современные гимнастические снаряды, гребные лодки, спортивные велосипеды…
Итак, что мы имеем в итоге? А то, что авторы законопроекта фактически предлагают еще больше усилить крен в сторону преимущественного финансирования (не только из республиканского, но и местных бюджетов) ударных видов спорта. И произойдет это, скорее всего, в ущерб другим – ведь если где-то прибыло, то, значит, где-то убыло.
Зачем Казахстану нужен спорт?
Давайте зададимся вопросом: зачем стране нужен спорт? Если вкратце, ответ будет такой. Массовый, детский, студенческий – затем, чтобы нация была физически здоровой. Спорт высших достижений – затем, чтобы достойно позиционировать наше Отечество на международной арене, делать его узнаваемым в мире (спорт как шоу-бизнес, как источник получения честных доходов мы здесь не рассматриваем, поскольку таковой в Казахстане, можно сказать, отсутствует). Однако эти два фактора почему-то выпали из системы ранжирования, предложенной авторами законопроекта.
Какие виды спорта наиболее полезны с точки зрения здоровья человека и нации в целом? В самых продвинутых странах мира, где все основано на результатах научных исследований, считают, что это легкая атлетика, плавание, игровые, лыжные виды, гимнастика (акробатика, аэробика), велоспорт и ряд других, но никак не бойцовские и силовые. Или погуглите в интернете итоги исследования, проведенного постоянной рабочей группой Международного олимпийского комитета (МОК). И вы откроете для себя, что, оказывается, всеми разновидностями столь любимых у нас единоборств, включая как олимпийские (бокс, борьба, дзюдо), так и неолимпийские (ушу, каратэ и прочие), в сумме занимаются лишь 3,4 процента от общей численности землян – сторонников здорового образа жизни. Тогда как любители легкой атлетики составляют 9,6%, плавания – 8,1, тенниса (большого и настольного) – 8, велоспорта – 6,4 процента… Получается, мы идем своим путем, отличным от того, которым движется весь остальной мир? Но кто решил, что наш, особый, путь – правильный?
От степени популярности тех или иных видов спорта на планете напрямую зависит интерес к ним со стороны телевидения, других СМИ. И с этой точки зрения те же любительский бокс и борьба значительно проигрывают легкой атлетике, плаванию, лыжным видам, даже спортивной гимнастике, фигурному катанию, стрельбе из лука, да и многим другим. Убедиться в этом можно, посмотрев программы передач иностранных телеканалов, в том числе во время Олимпийских игр. Отсюда следует, что наших чемпионов по единоборствам почти не знают в мире, соответственно, задачу по продвижению международного имиджа Казахстана (а это, напомним, и есть главная задача спорта высших достижений) они не решают.
И, наконец, напомним, что большинство ударных для нас видов спорта постоянно находятся под угрозой потери олимпийской прописки: любительский бокс и борьба – в силу низкой степени популярности в мире, незрелищности, отсутствия интереса к ним со стороны ТВ; тяжелая атлетика – по причине массового применения допинга и вреда для здоровья. А если они потеряют такой статус, то у многих просто пропадет стимул заниматься ими. Это вам не шахматы, которые, даже будучи неолимпийским видом спорта, очень популярны на планете: неслучайно матчи за звание чемпиона мира приковывают к себе огромное внимание (когда-то они приобретали даже политическое значение), а занявшие шахматный трон или близко подобравшиеся к нему становятся героями масс-медиа. Правда, Казахстан и здесь выбивается из общего ряда.
Кстати, в этом виде спорта у нас нет особых достижений, если под ними подразумевать медали взрослых чемпионатов мира и шахматных Олимпиад (6-е место женской команды в 2015-м спортивных чиновников не впечатлило, хотя известности нашей стране принесло как минимум не меньше, чем олимпийская медаль в боксе). Плюс с кадрами напряженка, да и в плане «национально-культурной традиционности» тоже как-то не очень. Значит, шахматы наверняка попадут в самый подвал «рейтинга приоритетности». Впрочем, как и многие другие виды спорта, в которых вследствие высочайшего уровня международной конкуренции Казахстан не входит в число мировых лидеров.
Но насколько справедливым будет такой рейтинг, если он игнорирует то главное, ради чего существует спорт? Мало того, предлагаемая система ранжирования в случае ее утверждения может еще больше усугубить ситуацию в тех видах, которые занесены нашими чиновниками в категорию неприоритетных и поэтому получают крохи. И тогда о Казахстане будут говорить исключительно как о стране, где умеют только драться и меряться силой…