19-01-2012, 21:49

Мажилис: три в одном?

Итак, выборы состоялись. Как можно оценить их итоги? Приведут ли они к каким-либо изменениям в политической жизни нашего общества? И изменится ли что-либо вообще? Мы решили выяснить экспертную точку зрения по этому поводу, адресовав известным отечественным аналитикам следующие вопросы: 1. Насколько результаты выборов совпали с вашими ожиданиями? 2. Что вы можете сказать о партийном раскладе в новом составе мажилиса? 3. Можно ли теперь рассчитывать, что работа нижней палаты нашего парламента станет более эффективной? Андрей Чеботарев, директор Центра актуальных исследований "Альтернатива": 1. В принципе не полностью, но совпали. Как я и предполагал, в мажилис вошли три партии. Честно говоря, хотелось бы, чтобы и другие партии там были представлены. В частности, я думал, что либо ОСДП, либо "Адилет", пусть на уровне меньшинства, но все же попадут в мажилис. Но, во всяком случае, три партии в парламенте - это уже хорошо. Неожиданным оказался довольно высокий рейтинг "народных коммунистов" - по сравнению с теми же ОСДП и "Адилетом". Все-таки коммунистическая идеология - это, на мой взгляд, вчерашний день. Здесь, видимо, во-первых, имела место определенная поддержка со стороны властей, а во-вторых, эта партия провела весьма эффективную агитационную кампанию. 2. Хорошо уже то, что в мажилисе будут представлены три разных политических направления, которые соответствуют классической схеме: правые, левые и центристы. У нас в центре получается "Нур Отан", правоцентристские позиции будет занимать "Ак жол" и на левом фланге -  КНПК. Соответственно будет представлен различный спектр идей и мнений. Учитывая, что все-таки эти партии и те группы, которые так или иначе с ними связаны, имеют свои различные интересы - а они будут вступать в определенное противоречие, - то это будет способствовать формированию конкуренции мнений в стенах мажилиса. Поэтому можно рассчитывать на то, что мы станем свидетелями жарких баталий по отдельным вопросам. Другое дело, что многое будет зависеть от личностей депутатов, которые пройдут от этих партий. Но тем не менее мы должны получить в достаточной степени конкурентный орган. 3. Во всяком случае, она станет более оживленной. Насчет эффективности, с точки зрения принятия нужных для общества законов, сказать сложно. Потому что все-таки и "Ак жол", и "народные коммунисты" будут в меньшинстве, и им придется так или иначе искать поддержку среди "нуротановского" большинства. Возможно, что кто-то их поддержит, но если в целом депутатской фракции "Нур Отана" будет дана команда не пропускать те или иные инициативы оппонентов, то они ничего не смогут сделать. Хотя, конечно, можно ожидать, что обе партии, находящиеся в меньшинстве, будут проявлять заметную законодательную инициативу. Особенно тот же "Ак жол", который неоднократно заявлял, что у него в запасниках немало законопроектов, направленных на поддержку и развитие малого и среднего бизнеса. Наверняка не будет отсиживаться в стороне и КНПК, особенно в смысле инициатив с социальной направленностью. Однако опять же не стоит забывать, что все это будет натыкаться на "нуротановское" большинство. Насколько партиям парламентского меньшинства удастся преодолеть это? Однако в этом есть и позитивные моменты. Все партии будут стремиться искать компромиссы, причем как "Нур Отан", так и их оппоненты. Немало будет зависеть и от субъективного фактора. Например, я думаю, что среди "нуротановского" большинства будет присутствовать дочь главы государства - Дарига Назарбаева. А она, как мы знаем, будучи еще депутатом мажилиса третьего созыва, отличалась определенной инициативностью. В частности, в плане продвижения идей по развитию местного самоуправления и некоторым другим вопросам политического реформирования общества. Поэтому я думаю, что такие люди, как она, смогут поддерживать конструктивные предложения оппонирующих партий. Все будет зависеть от качественного состава людей, которые придут в мажилис. Потенциальные чиновники или случайно попавшие туда люди так и будут олицетворять своего рода "болото", как это было в прежнем мажилисе. Нурлан Еримбетов, политолог: 1. Для меня итоги выборов были вполне ожидаемыми. Как предполагал, так и вышло. Ничего неожиданного. 2. Для начала неплохо. Мы сейчас все время говорим о каких-то количественных параметрах. Лично мне по большому счету абсолютно все равно, сколько в парламенте будет партий - одна, восемь или десять. Гораздо важнее, какие там будут люди. Я даже за однопартийную систему, но если при этом в мажилисе будут присутствовать патриоты, настоящие граждане страны и представители различных социальных групп. Для меня важнее представительство не партий, а социальных слоев, чтобы был отражен максимально широкий срез общественного мнения. 3. Я думаю, что да. Потому что там будет играть роль не столько партийное противостояние, сколько амбиции и желание новых партий доказать, что они не зря там появились. Даже это уже само по себе хорошо. И еще один момент. Парламент, помимо всего прочего, постоянно находится под влиянием общественного мнения. Поэтому действия людей, которые, заседая в нем, будут оппонировать партии большинства, также будут вызывать широкий общественный резонанс. То есть мы с вами отсюда не можем докричаться, а вот там, в парламенте, когда начнутся дискуссии, когда начнется несовпадение точек зрения - да, возможно, при итоговом голосовании партии меньшинства проиграют, - но в конечном итоге общественный резонанс будет создан. И это очень важно. Потому что это так или иначе, но будет давить на тех, кто принимает решения. Досым Сатпаев, директор Группы оценки рисков: 1. Если отталкиваться от того, что я изначально исходил из очень простой мысли, что будущий состав парламента будет довольно серым и вполне управляемым, то результаты выборов это подтвердили. Даже несмотря на то, что как чертик из табакерки выскочила КНПК. Это лишний раз доказывает, что в нашей стране партии проходят в парламент не потому, что у них реально мощная электоральная поддержка, а потому, что им отводится определенная политическая роль исходя из текущей политической конъюнктуры. Получается, что мои ожидания насчет того, что партии, прошедшие в парламент, ничего собой представлять не будут, а их просто вытянут туда за уши, действительно оправдались. 2. Знаете, это как в рекламе шампуня: три в одном (смеется). В одном флаконе три ингредиента плюс кондиционер. Вот именно так новый парламент и можно обозначить. Формально многопартийный, а фактически однопартийный. Потому что в любом случае "Нур Отан" там является основной доминирующей силой, а остальные партии будут больше играть роль этакого демократического фасада. 3. Конечно, я хотел бы надеяться на то, что после этих выборов сам парламент как законодательная ветвь власти превратится в более сильного политического игрока, получив дополнительные полномочия. В том числе в рамках новой конституционной реформы. И здесь мы опять возвращаемся к теме трансформации президентской республики в президентско-парламентскую. На самом деле это необходимо самой власти - для того, чтобы в Казахстане появились сильные политические институты, которые могли бы стать коллективными преемниками. Это позволило бы в период смены власти использовать их для сохранения стабильности. Но, с другой стороны, как можно из слабых политических партий, которые в основном являются искусственными, создать сильный парламент? Мне представляется, что сделать это очень и очень сложно. Выходит так, что состоявшиеся выборы не столько продвинули нас вперед, сколько опять загнали в замкнутый круг, в котором мы имитируем активную политическую жизнь, - не более того. Имитационная фаза нашей политической жизни явно затягивается, и это становится угрозой для самой власти. Талгат Исмагамбетов,  политолог: 1. Если говорить по количеству набранных голосов, совпали на 87%. Единственное - по "Нур Отану" я думал, что будет где-нибудь 75-77%. По остальным партиям предполагал такой же расклад. То есть ничего неожиданного для меня в итогах голосования нет. До выборов я написал статью на эту тему, в которой указывал, что в парламенте необходимы как минимум три партии. И даже успех "народных коммунистов" был вполне прогнозируем. Дело в том, что они сумели найти своего избирателя. Их агитпоезд действовал в основном на севере и востоке страны, а также в таком полиэтничном городе как Алматы. То есть они четко определили свою аудиторию. Затем они достаточно успешно использовали запрос на интернационализм в межэтнических отношениях. И наконец, очень хорошо был использован запрос на социальную справедливость. А вот партия "Ак жол" фактически даже не конкурировала с КНПК. Она действовала в основном в других регионах. И свои месседжи направляла на другой электоральный сегмент: предпринимателей и средний класс. Она больше делала упор на экономические инициативы. В ходе нынешней кампании не повторилась ситуация выборов 2007 года, когда две ведущие оппозиционные партии, конкурируя между собой, взаимно ослабляли друг друга. 2. Полагаю, что из 98 мандатов 6 или 7 получат "народные коммунисты". "Ак жолу", я думаю, достанутся 7 или 8 мандатов. Хотя вполне возможно, что я могу ошибиться на один или два мандата. Хитрость состоит в том, что разница в полпроцента может иметь значение. Тут лучше подсчитывать с калькулятором в руке. Однако в любом случае выходит так, что более 80 мандатов - 82-85 - будет у "Нур Отана". Таким образом, у них будет такое большинство, что можно будет менять Конституцию и проводить абсолютно любые законы. Доминирование "Нур Отана" останется незыблемым. 3. Да, здесь можно сделать серьезные предположения. В части оживления работы ожидать можно. Но вот что может трансформироваться в решения мажилиса и парламента в целом - это большой вопрос. Во-первых, у парламента нет контрольных функций. А во-вторых, очень мало депутатов и от "акжоловцев", и от "народных коммунистов". Фактически все будет определять "Нур Отан". Но в любом случае даже фракция "Нур Отана" будет более живой, чем при прежнем составе мажилиса. Тут есть один аспект проблемы. Всем депутатам, независимо от партийной принадлежности, надо быть на высоте имеющихся вызовов и проблем. Поэтому все будет заключаться в том, смогут ли они проявить свои лучшие качества. Причем не только лично, но и работая в комитетах и комиссиях. Вот здесь уже вопрос. И еще важно то, как на их депутатские запросы и иные посылы будет реагировать правительство. Возможно, кому-то многопартийность нового состава мажилиса покажется чисто формальной. Но в то же время еще у двух партий, помимо "Нур Отана", появилась парламентская трибуна. То есть они получают возможность продвигать свои инициативы не только в качестве политической организации, но и имея в руках депутатские мандаты, и даже в качестве депутатской группы. Конечно, это не означает, что у них такие уж большие возможности в плане влияния, но с точки зрения продвижения определенных вопросов какие-то возможности появляются. И поэтому я могу предположить, что когда возникнут, например, какие-то резонансные трудовые споры, люди станут обращаться к депутатам от КНПК. Представители предпринимательского класса будут апеллировать и к "Атамекену", и к партии "Ак жол". Поэтому возможности, конечно, расширяются. Другое дело, что результативность зависит не только от депутатов. Все-таки здесь доминирует исполнительная власть. Ситуация кардинально еще не поменялась, но стрелка уже начинает показывать на перемены.
Тут была мобильная реклама Тут была реклама

Комментарии